Рассказ История православия на Енисее

                История Православие на Енисее.

 По неподтвержденным документально  данным Православие на Енисей пришло почти 450 лет назад. Официально оно начиналось с Енисейского острога. Примерно через десяток лет после него построили Красноярский острог. Красноярск из-за размещения на перекрестке всех дорог, развивался быстрее и энергичнее своего отца - Енисейска. Мы будем говорить об истории Православия на берегах Енисея как о развитии края, Сибири. Естественно, когда создавалась Красноярская и Енисейская, потом ее стали называть Енисейская и Красноярская епархия, на вечное житье ей определили Красноярск. Енисейск столицей епархии уже серьезно не рассматривался. Не в том месте рожден. Такова у города судьба.
Считается, но доказательств этой версии я пока не нашел, что первым принес православие на среднее течение реки инок Тимофей (Иванов) в 1598 году. Хотя отцами Енисейска, возможно, и были монахи, которые пришли сюда перед строителями, Но Тимофей опередил их больше чем на десять лет. Может и все двадцать.
 По другим данным инок Тимофей прибыл  в  Маковское в  1592 году. Об этом, как о возможном  варианте,   писал в своей книге «Краткая летопись Енисейской губернии 1594 – 1893 годов» А.И. Кытманов. Судя по всему у него русифицированная фамилия, а настоящая - Кытман. О Сибири он писал много, интересно, но факты подаются  путанно. И православие, как главную составную нравственности и духовности Руси, не всегда понимал с  позиций глубины философии отечественного православия. Но Кытманов –  историк и у него свои работы в исследовании Приенисейского края. Правды в них крохи.
   Якобы Тимофей  построил себе на месте нынешнего Енисейска келью и молился, проповедовал христианство. Потом, как говорят разные варианты исторических версий, к нему стали селиться единомышленники, так и образовался Енисейский монастырь. Выходит монастырь был образован на двадцать шесть лет, а то и раньше, самого Енисейского острога. В истории Приенисейского края этот факт почему-то ни где ни как не подчеркивается. Жаль. Возможно, я просто не смог найти в архивах известные многим документы. Но книги Саввы Осипова, дьяка Сибирской епархии, у меня есть. Там о Тимофее ни слова.
 Ничего не говорит об этом и лучший историк Приенисейского края, ныне покойный Леонид  Васильевич Безъязыков. Вот кто был гений от истории. Ему никто так и не дал научного звания. А сделал он намного больше, чем все наши академики об истории средних веков Приенисеского края  вместе  взятые.  Изначальную  историю Енисейска, а потом Красноярска, Леонид Васильевич  знал как «Отче наш». К тому же умно и правдиво анализировал эту историю.
 И у  Безъязыкова  я тоже про Тимофея ничего не вычитал. Особенно по датам. Но  узнать истину хочется. Прежде всего, понять, откуда на место нынешнего Енисейска пришел инок Тимофей, с братией? Приплыл на дощанике из низовьев реки? Или добирался через Маковский волок? И может он действительно  пришел один? Через Маковский волок. Тогда первый вопрос, почему ему ещё на реке Тобол, местные племена не отрубили голову?  Или в самом счастливом случае не продали в рабство. Ведь местные племена были нищи, платили  ясак киргизам, маньчжурам и даже калмыкам. А тут монах, прекрасно одетый, пусть и во всем черном, здоровый, такого легко возьмут рабом в счет дани.
 Слишком уж ранние годы появления на берегах Тимофея. Тогда на Енисее всерьез и русским духом не пахло.  Об этом пишут, в частности, протоиерей Геннадий Фаст из Енисейска. Но Фаст опирался на книгу Кытманова, в которой дата есть, а где она взята – ни слова. Тимофей тут жил, когда и   о Томске ещё никакого разговора не велось. Томск был основан только в 1604 году. 17 сентября 1604 года завершилось строительство Томского острога. Пусть Томск от берега Енисея, где поселился Тимофей, почти за семьсот километров, он бы все равно служил какой-то защитой Тимофею.  Казаки из Томска рыскали по всему Енисею в поисках пушнины, которая и служила ясаком.
  Тимофей в физической защите, я уверен, остро нуждался. Но ведь Томска еще не теплилось. Тобольской епархии – тоже. Значит, Тимофей  шестнадцать – двадцать лет защищался только молитвами. Это сомнительно.
  Книга Геннадия Фаста «Енисейск православный» неплохо наполнена фактами и достаточно интересна для чтения. Он тоже  утверждает, что инок Тимофей поселился на месте будущего Енисейска в 1592 году. Многие исследователи считают более реальным сроком 1598 год, хотя и эта дата мною  ставится под сомнения. И она взята с потолка. Ни где, ни каких данных о пребывании Тимофея в московских монастырях, других городах Московии я не нашел. Ни Фаст, ни А. И. Кытманов в своей книге «Краткая летопись Енисейской губернии 1594 – 1893 годы»  этот документ тоже не называют.  Может, со временем кому-то повезет больше, чем нам, нынешним историкам. Якобы Тимофей, построил себе на месте нынешнего Енисейска Келью и молился там. Но сюда еще нужно было добраться и ни в коем случае не одному. Строиться-то как?
 Первая цифра -  1592 год? Скорее всего,  эта дата – среднепотолочная.  Кто-то из исследователей плохо написанную цифру восемь к себе в блокнот переписал, как два, и пошла ересь гулять по диссертациям и статьям. Но пока точно ничего не разгадано. Хотя задокументирован факт, что в 1607 году была возведена часовня во имя святителя Николая Чудотворца в Туруханском зимовье.
  В книге «Краткое описание приходов Енисейской губернии» в 1913 году» говорится, что Маковский приход расположен на реке Кети и назван одним из древних в епархии. В 15 километрах от Маковского уже в наше время, имелись следы древнего поселения, называемого Городищем. Оно тоже стояло на Кети. Утверждается, что раскопки показывали, здесь  когда -то и стоял монастырь. Может в нем и жил инок Тимофей?
 Возьмем даты рождения сибирских городов. Тобольск был основан в ноября 1587 года. Это бывший татарский городок. Татарами тогда звали всех, кто тут жил. Городок назывался местными жителями Сибирь, он же Искер, он же - Кашлык. Первым его занял Ермак, потом татары отбили его у казаков, два года город был под их подчинением, но  снова, на этот раз навсегда, перешел в царство Московское.
 Тобольск поставили в семнадцати километрах ниже Кашлыка по Иртышу, недалеко от Устья реки Тобол. Вернул Московскому царству город письменный голова Данила Чулков со товарищи. А Тобольская епархия была образована царем Михаилом Федоровичем и патриархом Филаретом только в 1620 году. Позже основания Енисейска.
 Первым епископом Сибирской епархии был Киприан (Керн). Он, конечно, знал о существовании в Енисейске неофициального монастыря, если он там действительно стоял. Сам Енисейск  стоял с 1818 года, а братия жила тут минимум с 1598 года. Вроде так следует складывать фундамент православия на Енисее.
Сразу появляется вопрос, кому подчинялся Тимофей с братией, которая селилась рядом с ним. Не Московская же патриархия отправляла его на дикий и никому неизвестный берег Енисея? А если она, то мы бы знали о Тимофее больше, чем сами о себе. Скорее всего, о Тимофее сама Московская патриархия ничего не ведала.  Если Тимофей действительно реальное лицо, то место на берегу Енисея под келью для себя он выбирал сам. А вот куда ехать конкретно на Енисей, ему кто-то наказывал. Место-то само по себе интересное. Экономически важное. Сюда выходил Маковский волок.  Все что шло и ехало из Европы в  Китай, на Амур, в Забайкалье, проходило мимо Тимофея. Особенно зимой. Южная дорога, знаменитый Шелковый путь, была намного длиннее.
 Я пока не смог разобраться, кто командовал Тимофеем? Не нашел ни одного документа. Сам Тимофей сорваться невесть куда не мог. Уж слишком далекий и глухой край. Да и в церкви дисциплина всегда была и есть строже, чем в армии. Собрался в отдаленную пустынь – доложи епископу. Благословит – целуй руку и бегом на место. А нет, целуй руку епископу, как божью и прижми зад. И не вздумай обидеться на Владыку, грех это неотмоливаемый. В хрисианс тве все на строжайшем подчинении.
 Хотя первое строение Тобольска, когда письменный голова Данила Чулков отбил Тобольск у татар, была Троицкая церковь. И мыс, на котором стояла церковь, до сих пор зовут Троицким. Но вряд ли в Троицкой церкви в то время хорошо знали, что такое Енисей и тем более,  про якобы существующий там монастырь. Прежде всего, потому, что самой Сибирской епархии еще не было. Хотя здесь уже молились Христу, но  без своего епископа.
 Значит, Сибирская епархия ни как не могла благословлять инока Тимофея на подвиг возведения кельи на берегах дикого в то время Енисея или Моковского.  Где-то я находил, что первый монастырь Приенисейского края стоял в Маковском или чуть дальше по Кеми. И священнослужители города Тобольска – тоже об этом знали. Но не сходится по времени. Повторимся, и сам бы Тимофей без благословения никуда бы не пошел.  Без благословения не дернешься, а кто мог его благословить? Томские священники напрямую подчинялись Москве. Они могли. Но Тимофей-то тут жил за десять лет до основания Томска?
 Многочисленные экспедиции казаков на север Енисея в это время шли постоянно. Мангазею поставили в 1601 году. Через Мангазею промышленные люди ходили и в низовья Оби, и на Енисей. Собирали ясак, крестили, подводили небольшие племена под высокую государеву руку.
Еще до 1598 года русские промышленные люди из Березова и Тобольска проникали в низовья Пура и Таза и собирали в свою пользу ясак пушниной с самоедов (тунгусов) и остяков, сказавшись им царскими служилыми людьми. Московское правительство в 1598 послало Федора Дьякова с двумя целовальниками для исследования севера обского и енисейского бассейна. Хотя тогда таких слов не знали. Поехали в низовья Оби и Енисея. Тимофей мог быть с ними. Мог и направиться на место будущего Енисейска. Но это было бы  как-то отражено в указах, церковной переписки.  Тогда 1598 год – дата вполне оправдана и хотя бы теоретически к чему-то привязывается.
 Казаки, впервые побывав на Енисее, привезли ясак в царскую казну. В 1601 году основана была Мангазея, в 1607 г. — Туруханское зимовье. В 1610 году мангазейцы проникли в самые низовья Енисея до его устья и затем до реки Пясиной. В 1614 году на всю низовую и пясинскую самоядь наложен был ясак. Открытие водяного пути из Тобольска по Оби и Кети к Енисейску, а также занятие Приленского края возвысило Туруханск и Енисейск.
В первой четверти семнадцатого века якобы принял мученическую кончину, а в середине XVII века был прославлен в ней, первый на енисейских берегах местночтимый  мученик Василий Мангазейский. В 1618 году заложен небольшой острог, ставший затем крупным духовным центром Восточной Сибири и Дальнего Востока - Енисейск. Здесь были основаны Свято - Спасский мужской и Свято-Иверский женский монастыри.
Документально подтверждено, что первый женский монастырь в Енисейске основан  в 1623 году игуменьей Параскевой (Племянниковой), прибывшей в Сибирь из Нижнего Новгорода. Он расположен сейчас в самом городе при впадении речек Мельничной и Лазаревки в Енисей.
Изначально монастырь назывался Рождественским, как и главный храм, сгоревший в 1673 году. Через год на его месте построили деревянную церковь в честь Владимирской иконы Божией матери.
В 1758 году вместо прежней деревянной Христорождественской церкви при монастыре открывается каменная, в 2 этажа и 6 приделов.
В 1829 году женский монастырь получил от царя Николая 1 пособие в 4000 рублей. Громадные деньги, по тем временам. В 1842 году игуменья Евгения (Старикова) основала золотошвейное дело. Некоторое время в обители жил местночтимый святой Даниил Ачинский. Его родственники взяли себе фамилию Даниловы и в свое время имели винный завод в Минусинске. С помощью монаха конечного, якобы нестяжател  я. А Даниил Ачинский после своей смерти в 1843 году был погребён в монастыре. Богатые его родственники, когда писалось житие Даниила, влияли на этот процесс. Столько ему налепили  всяких заслуг, больше, чем у бога. Мужской монастырь в Енисейске был открыт только в 1648 году.
                Анатолий Статейнов.


Рецензии