Честь. Венок сонетов
терять больше нечего»
римский поэт Публий Сир,
I век до н.э.
I
Для подлеца пустое слово – «честь»
(оно для дев и то до первой ночи),
гремит он им, как будто это жесть,
и щёки раздувает, что есть мо'чи.
Как хочет он, чтоб верили ему,
в его слова и смутные порывы,
что ничего не надо самому,
что благородство - суть его мотива.
Притягивая глупых, как магнит,
честь, выставляя в качестве девиза,
он для себя свой интерес хранит,
чтоб выгода являлась главным призом.
Вползая в разум через сто прорех,
прохвост считает, что хитрее всех.
II
Прохвост считает, что хитрее всех,
вам слово дав, возьмёт его обратно,
считая, что любой простится грех,
он может обмануть ещё стократно.
Обет, присяга, клятва – всё балласт,
он беззаботно хочет всех дурачить,
такой в минуту трудную предаст,
чтоб только выжить или что-то значить.
Достигнуть в жизни почестей и благ
не сто'ит цель такая осужденья,
когда нам честь - соратник, а не враг,
который ждёт позорного паденья.
Не посчитай за труд намёк прочесть:
оружие плутов – обман и лесть.
III
Оружие плутов – обман и лесть,
чтоб за слащавой фальшью затаиться,
отрадную явить лукавством весть
и родственной душою притвориться.
Лжец и в любви алкает барыша
и мимо не пропустит женской юбки,
пусть призывает к верности душа,
но тело не идёт ей на уступки.
Другой клянётся другу, что он друг
и снять готов последнюю рубаху,
но если жизнь отдать придётся вдруг,
такой за друга не пойдёт на плаху.
Не существует для плутов помех,
вопрос о чести – вызывает смех.
IV
Вопрос о чести – вызывает смех,
где у души нет с совестью союза,
обман воспринимают, как успех,
а честь и совесть - лишняя обуза.
И лгут другим, когда в том нет нужды,
но если надо, то найдётся повод,
как будто ядом злости и вражды
наполнил душу беспощадный овод.
Для подлеца главнее всех причин
забыть о правде - ведь своё дороже,
и лжи бесстыжей положив почин,
молчаньем совесть наказать построже.
Всем надо заучить, как дважды два:
пуста душа без чести и мертва.
V
Пуста душа без чести и мертва,
безжизненна, как солончак в пустыне,
такой сродни пожухлая ботва,
как плод гнилой с червями в сердцевине.
Поступок низкий может совершить,
лишь тот, кто со своей душой не дружен,
а сделав, оправдаться не спешит,
и сам своим поступком не сконфужен.
Но человек с высокою душой,
скорей умрёт, чем подлости замыслит,
пусть будет он убогий и смешной
для всех, кто лишь себя святыми числит.
Бесчестье, словно сатанинский сглаз:
огонь в душе божественный погас.
VI
Огонь в душе божественный погас,
и с вечной тьмой не выиграть сраженья,
ведь хочется всё сразу и сейчас
от жизни взять, не зная пораженья.
Играть ва-банк во имя барыша,
краплёной карты не боясь в колоде,
тузом козы'рным в рукаве греша,
чтоб быть в наваре при любом исходе.
Смешно сейчас рассказывать про честь,
тем, кто живёт по ней, и раньше жили,
а кто решил ложь правде предпочесть,
те честью никогда не дорожили.
Всегда у подлецов честь не права',
пороки сла'дки, словно пахлава.
VII
Пороки сла'дки, словно пахлава,
и алчный взор влекут, как мухоморы,
для них и честь, и честность - лишь слова,
они законы чтут собачьей своры.
Кто губит душу, совестью грешив,
купаясь в удовольствиях, как в море,
плывёт, себе бессмертие внушив,
с надеждой в Бога, как в своём лифтёре.
Так отчего (ответ легко найдём)
огонь души высокой чист и ярок:
порой мы душу совестью зовём,
а нет её, то и душа - огарок.
Пускай бесчестье царствует сейчас,
жесток и горек будет судный час.
VIII
Жесток и горек будет судный час
бесчестия в своём тряпье убогом,
когда оно предстанет без прикрас
пред совестью, что именуют Богом.
Да, честью в жизни благ не заслужить
и благородству в жизни мало места,
не все стремятся ими дорожить,
как покорить вершину Эвереста.
Но каждый волен быть самим собой:
быть другом правды, ложь не уважая,
или же жить с душою вразнобой,
себя своим бесчестьем ублажая.
Святой не тот, кто нацепил клобук,
для многих честь – источник зол и мук.
IX
Для многих честь – источник зол и мук,
она страшнее изощрённых пыток:
что толку в ней - всего лишь бравый звук,
навара нет, а есть один убыток.
Бесчестный лишь о выгоде твердит,
а честь, чтоб не мешала, в по'дпол прячет,
как часто прибыль подлостью смердит
и ложью изворотливой в придачу.
Течёт кровь благородства в слове – честь,
как в рыцарях, живёт дух благородства,
оно не чтит монеты звонкой лесть
и часто дышит воздухом сиротства.
Огонь водою можно победить,
жар совести ничем не остудить.
X
Жар совести ничем не остудить,
ни вечным льдом, ни баснословной взяткой,
он будет солнцем ярким восходить
над мраком лжи с её бульдожьей хваткой.
Есть множество у подлости личин,
чтоб выглядеть всегда благообразной,
считая честь приютом дурачин,
сама быть может грязью непролазной.
Чтоб уничтожить чести идеал,
готова подлость сделать море сушей,
скупить весь воздух, чтобы не витал,
везде вокруг, где обитают души.
Не прячьте малодушно честь в сундук,
душа не терпит с совестью разлук.
XI
Душа не терпит с совестью разлук,
не может совесть правде лицемерить,
она не ждёт добычу, как паук,
а продолжает слову чести верить.
Бывает, что наступит трудный час,
когда тебя постигнет неудача,
а друг твой вдруг изменит свой окрас,
прикинувшись юродивым, незрячим.
Когда успех твой для него, как нож,
и сердце наполняет лютой злобой,
на скорпиона он нутром похож,
но пахнущий при этом сладкой сдобой.
О благородстве будет ложь твердить,
бесчестьем честь не может наградить.
XII
Бесчестьем честь не может наградить
того, кто знает слову чести цену,
и даже смерть не может убедить
честь предложить к продаже и обмену.
Сегодня честь для многих - атавизм,
как копчик от наследия примата,
юлят которым; в этом драматизм,
когда хотят за подвиг предоплаты.
Кто про'дал страху за бесценок честь,
в бою ли, на дуэли или в драке -
с таким никто за стол не сядет есть,
а лишь объедки бросит, как собаке.
Позор тех ждёт и роковой финал,
кто честь свою однажды потерял.
XIII
Кто честь свою однажды потерял,
такому душу потерять несложно,
ведь если совесть страхами смирял,
то будущее мелочно ничтожно.
Такой советы щедро раздаёт,
не принимая к сердцу боль другого,
но песни благозвучные поёт,
напоминая зрячего слепого.
Кто жизнь отдаст за ближнего и кровь,
и ищет путь свой к истине и к Богу,
тот не подменит болтовнёй любовь,
чтоб стать слугой лукавому подлогу.
Подлец, который честью торговал,
судьбу свою позором запятнал.
XIV
Судьбу свою позором запятнал,
кто совесть посчитал за наказанье,
так остаётся сумрачный подвал
от старого разрушенного зданья.
На пьедестале властвовать одной,
быть хочет подлость рангом выше чести
и кукиш показать всем за спиной,
трон занимая, не забыв о мести.
Честь не купить и не завоевать,
не взять в кредит, не сторговать обманом,
её всего лишь надо не терять,
и дорожить ей, словно талисманом.
Жизнь познавая, следует учесть:
для подлеца пустое слово – «честь».
XV
Для подлеца пустое слово – «честь»,
прохвост считает, что хитрее всех,
оружие плутов – обман и лесть,
вопрос о чести – вызывает смех.
Пуста душа без чести и мертва,
огонь в душе божественный погас,
пороки сла'дки, словно пахлава,
жесток и горек будет судный час.
Для многих честь – источник зол и мук,
жар совести ничем не остудить,
душа не терпит с совестью разлук,
бесчестьем честь не может наградить.
Кто честь свою однажды потерял,
судьбу свою позором запятнал.
Свидетельство о публикации №125110106630
от прочтения.Спасибо!С уважением! Абрам Гнесин
Абрам Гнесин 01.11.2025 23:40 Заявить о нарушении
С уважением, Е.Ш.
Евгений Шушманов 04.11.2025 17:27 Заявить о нарушении
