Музыкальная лингвистика. Семиотика и лексика
Традиционная форма изображения музыки - знаковая, она изображается знаками нот, пауз, лиг и проч. на нотоносце. Одновременно с этим практикуется и текстовая запись нот в форме латинских букв CDEFGAB или "ми, ми, ми, ми, ре, до, до, си, ля" - во поле берёзка стояла.
Центральными понятиями (и важными разделами) лингвистики являются семиотика и лексика.
В рамках лексики обособляются речевые единицы - лексемы, устанавливаются правила их написания и связи между ними. Например, в традиционной нотации лексемой является аккорд, и он записывается знаками - в форме кружочков на общем штиле.
А на мнемоническом языке программы "Пианола_М" аккорд записывается в текстовой форме так C:E:G:c здесь составляющие аккорд ноты записываются через знаки двоеточия. Знак двоеточия объединяет последовательно звучащие одиночные ноты в лексему аккорда, в котором ноты звучат одновременно.
Другой пример лексемы - арпеджиато, в традиционной нотации эта лексема обозначается аккордом с вертикальной волнистой чертой, а в текстовой форме арпеджиато До,Ми,Соль,до обозначается дополнительным двоеточием - C::E:G:c
Под семиотикой понимают коммуникативные особенности языка - способ распознавания и понимания нотных лексем в знаковой или текстовой форме. Структура семиотики, её простота, доступность и ясность, играют важную роль в функционировании языка.
Например, традиционная нотная запись приспособлена для чтения нот человеком, но вызывает большие сложности для чтения их компьютером. Тогда как текстовая форма записи нот, хотя и не практикуется для чтения её человеком и представляет для него другой язык, который следует выучить, но зато компьютером она читается легко.
Интерес к лингвистическим структурам музыки появился в связи появлением компьютерных методов её исполнения. Виртуальные Пианино, которые можно найти в интернете, используют текстовую запись для сохранения и воспроизведения сыгранных мелодий. Для работы со сложными музыкальными произведениями широко используется МИДИ формат, который, хотя и не имеет адекватного текстового изображения нотных знаков, но использует некую структуру, со своей лексикой и семиотикой.
Например, момент появления нот и вычисление их длительностей связан с хранением чисел в байтах, а в случае больших длительностей нот или пауз, правила извлечения информации из байт человеку понять трудно, однако компьютер с этим справляется хорошо.
Программа LilyPond прямо использует текстовый формат, для хранения музыки. Этот формат, однако, используется также и для хранения лексем графического вида, что совмещает звучание музыки с её традиционном изображением на нотоносце, но делает запись очень громоздкой и неудобной для непосредственного чтения человеком.
Существует ещё одно графическое представление музыки, удобное для манипуляций с ней. Оно используется для изображения нот в окне секвенсора (см. иллюстрацию).
Секвенсором называется программа, озвучивающая музыку. Обычно она работает с МИДИ записью и позволяет наглядно представить её. По вертикали слева показаны клавиши нот, а время появления нот откладывается вправо. Цветом обычно показываются слои - отдельные дорожки с голосами своих инструментов.
Метки нот одного инструмента, находящиеся друг над другом, составляют аккорд. Поле расчерчено на временные интервалы, и ноты можно упорядочивать, сдвигая их к ближайшей временной метке. Такая операция делает музыку ритмичной.
Аналогичное разделение музыки по слоям используется и в программе Пианола, но там такого графического представления нет. Для проверки совмещения нот используется счётчик времени, и знак ! для указания места, на котором счётчик срабатывает.
Говоря о лингвистических особенностях музыкального языка, нужно обратить внимание на его развитость. Так же и всякий язык, музыкальный язык может быть примитивным, и может быть развитым. На развитом языке можно писать стихи, а на примитивном, увы, нет.
От того, насколько язык развит, зависит его духовная составляющая, зависит та потенция, которая может быть реализована в художественном плане. Используя примитивный язык, хорошей выразительности от музыки не добьёшься. С другой стороны, примитивные языки более понятны, они легче для изучения, и в них отсутствуют разные диалекты, мешающие созданию общего стандарта выразительной компьютерной музыки.
И даже если с общим изображением нот, таким, каким является, например, МИДИ стандарт, проблем не возникает, то у каждого секвенсора, или загружаемого в него блока, средства и знаки выразительности свои собственные. Образно говоря, каждый секвенсор говорит на своём собственном диалекте.
Появление хорошо развитого и общепринятого нотного языка, адекватного той музыке, которая на нём написана, видится пока ещё в перспективе.
Традиционный знаковый нотный язык имеет те же недостатки - он недостаточно развит для того, чтобы музыка, написанная на нём, могла быть исполнена автоматически. Исполнитель должен проявить незаурядное мастерство, интуицию, и что называется вложить душу в своё умение играть. И именно это особенно ценится.
С другой стороны, а нужно ли совершенствовать нотный язык? В своём теперешнем состоянии он представляет как бы кальку, предоставляя широкие возможности для интерпретации, чем музыканты с удовольствием пользуются.
Однако технический прогресс не стоит на месте, не развиваются только архаичные языки, а языки живые показывают признаки жизни и выпускают веточки роста, и мы это видим на примере развития компьютерной музыки. А традиционная нотная запись, это как бы графическая латынь, она прекрасна, удобна, но застыла в своей теперешней форме.
Как образуется новый язык, с чего он начинается и как развивается?
Разумеется, новый язык появляется не беспричинно. Обычно он появляется в относительно обособленном сообществе людей, интенсивно общающихся между собой. Процитирую интернет:
«Ярким примером служит никарагуанский жестовый язык (NSL), зародившийся в 1980-х годах среди группы глухих учеников, поступивших в одну школу. Сегодня на NSL общаются тысячи людей, включая его первоначальных носителей.»
То же относится к языкам программирования, язык Бейсик стал основой его последующих разновидностей. Языки приспосабливаются к определённым задачам. Одни более подходят для бухгалтерских расчётов, а другие для создания сайтов в интернете. То же относится к тем языкам, на которых пишется музыка.
Новый язык возникает обычно на основе диалекта и развивается путём заимствований. Так возникли белорусский и украинский языки. И всегда основой языка является то, что уже имеется, поэтому, развивая нотный язык, не нужно стремиться изобретать нечто новое, нужно заимствовать то, что общепринято и хорошо известно.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА
Позаимствовав буквы CDEFGAB для обозначения нот и взяв те же буквы в их строчном виде для обозначения нот следующей октавы, мы получим лексемы одиночных нот, охватывающих две октавы сразу (см.иллюстрацию). А для обозначения диезов бемолей и бекаров будем использовать знаки «#» «-» «0» стоящие вслед и вплотную к обозначениям нот.
Аккорд (Си, ре диез, фа диез) мы тогда сможем записать так B:d#:f#
Нужно также позаботиться о пробелах, в обычной лингвистике они служат разделителями слов. Мы же, приняв для нот однобуквенные обозначения, постараемся и далее следовать этому же принципу, и поэтому пробелы нам не нужны. Однако, как и в обычном языке, они облегчают чтение, и они удобны для разделения нотного текста на такты, или для отделения начальной части строки от следующих за ней нот. Вот пример такой записи, с разделением музыки на такты:
Q1H2>6 l3c6A` <<F5>>A6c` /F7A6c`f7F7
В этой записи вы видите указание на громкость H2 - эта лексема состоит из буквы H с последующей цифрой. Цифра указывает на громкость исполнения последующих нот.
Подобная структура лексемы - буква (или значок) и цифра вслед принята в языке Пианолы. Например, лексема >6 означает умеренное ускорение темпа, а лексема >1 - совсем небольшое его ускорение.
Такая же структура принята для лексем нот - цифра 7 удлиняет звук ноты в полтора раза. Запись F7 эквивалентна ноте с точкой в традиционной записи. Цифра или значок ` после буквы аналогична окончаниям и суффиксам в словах:
F5 - чуть больший, F4 - чуть меньший, F1 - маленький, F` - малюсенький
Величины, задаваемые цифрами, для некоторых лексем могут быть уточнены, для этого используется конструкция, состоящая из точки и трёх цифр после неё. Например, если нота F7 длится 1.5 секунды, то нота F7.5 длится 1.625 секунды.
Помимо лексем в языке программы Пианола используются лексические конструкции.
«Лексическая конструкция — это ключевая лексема (лексическая константа, иногда их может быть несколько) и некоторый набор слотов. Количество слотов, их возможное морфологическое оформление, их возможное лексическое наполнение, тип синтаксической связи между элементами, интерпретация конструкции — вот те составляющие, которые в комплексе отличают лексические конструкции друг от друга.»
Например, в строке F:3Acf rFAcfR RR конструкция rFAcfR запоминает аккорд Фа-Ля-до-фа и тут же повторяет его, а лексемы RR ещё два раза повторяют этот аккорд.
Язык Пианолы в настоящее время достаточно развит, он позволяет создавать музыкальные записи виртуозных пьес с хорошим и выразительным их исполнением http://stihi.ru/2025/10/20/8155
Преимуществом языка Пианолы является его семиотика - нотная запись прекрасно читается компьютером, и достаточно просто читается и понимается человеком. Недостатком языка является отсутствие автоматического перевода нотного текста из традиционной формы на язык Пианолы. Такой перевод пользователь делает вручную.
Программа «Пианола_М» в настоящее время является единственным носителем описанного нотного языка, но возможно, что в недалёком будущем появятся и другие программы, использующие подобный язык, или его более развитые диалекты.
В заключение отмечу, что особенности фиксируемые лингвистикой в части возникновения и развития языка, приложимы ко всем языкам, и к музыкальному языку, в частности.
_________
1.11.2025
Свидетельство о публикации №125110106105
Сандр Иванов 14.11.2025 19:18 Заявить о нарушении
