Язык мой - враг мой
Владимир вел дневники, где рассказывал о холодных уральских зимах, тяготах студенческой жизни и иногда критиковал оптимистично-радостные сводки газет. Спустя два года учёбы его арестовали за "антисоветские разговоры" с соседями по общежитию, с которыми он обсуждал нехватку продуктов в магазинах и отсутствие свободы слова. Донос на него написал один из соседей, а дневник студента стал вещдоком. За слова, сказанные в 1940 году в частных беседах и написанные на страницах личного дневника, студента, которому было чуть больше двадцати, отправили в лагеря на семь лет. Там, в Богословлаге на севере Свердловской области, против него возбудили новое дело за паникёрство, антисоветскую агитацию пораженческого характера, и до очередного суда он не дожил, 2 декабря 1942 года скончался в лагерном лазарете. В 1977 году Владимир Попов был реабилитирован по заявлению его 78-летней матери.
*****
Язык мой, друг мой дорогой,
Источник самовыраженья,
Зачем строкою бунтовской
Меня толкаешь на лишенья?
Зачем, поверивший глазам,
Брюзжишь, дурак, своею правдой?
Воздастся ведь по словесам!
Скор приговор суда расправой.
Внимая собственным ушам,
Зачем всему на свете веришь?
Тебе бы дать по тормозам,
А ты тираду злую мелешь.
Из друга, дурень, во врага
Ты ненароком превратился!
Власть к своеволию строга,
Напрасно ты над ней глумился.
Ты не исправишь ничего
И только сам себя погубишь.
А твоей правды торжество
И жизнью целой не окупишь.
1 ноября 2025 года
P.S.: Выражение "Язык мой - враг мой" встречается, в частности, у римского сатирика Ювенала. У Пушкина тоже встречается:
Язык мой - враг мой; все ему доступно,
Он обо всем болтать себе привык.
Фригийский раб, на рынке взяв язык,
Сварил его (у господина Копа
Коптят его). Эзоп его потом
Принес на стол ... Опять, зачем Эзопа
Я вплёл с его вареным языком
В мои стихи? Чтоб вся прочла Европа,
Нет нужды вновь беседовать о том!...
P.S.S.: За острый язычок пострадало немало людей. Вот ещё один случай, правда закончившийся не столь трагично. Старый шутник и едва ли не единственный на весь Советский Союз автор-исполнитель остросатирических политических куплетов Илья Набатов однажды в шестидесятые годы вдруг пропал с эстрады всерьез и надолго. Между тем дело было отнюдь не в пошатнувшемся здоровье артиста.
В программе, с которой Набатов выступал в Зелёном театре парка имени Шевченко, прозвучала весьма злободневная на тот момент тема не самых лучезарных взаимоотношений премьер-министра Конго Патриса Лумумбы и его ярого оппонента Моиза Чомбе. Все советские газеты той поры дружно дудели в одну дуду: ах, какой хороший Лумумба и какой плохой Чомбе! А Илья Семенович, видите ли, "прокомментировал" это с эстрады по-своему, в присущей ему манере:
— Был бы ум бы у Лумумбы — был бы Чомбе ни при чем бы…
Надо ли пояснять, что счастьем для Набатова можно было считать хотя бы уже то, что он был "всего лишь" отстранен от концертов, но все же не отправлен в места не столь отдаленные, как сие случалось с другими…
К слову, Илья Семенович Набатов, он же Илья Туровский - это прототип куплетиста Аркадия Велюрова из "Покровских ворот"... Вот так.
Свидетельство о публикации №125110103006
Я всегда ругался и даже чуть суд не сорвал!
Забрали,дали 10 суток!С уважением.
Юрий Соловьёв -Назаровец 03.11.2025 10:52 Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Юрий Васильевич!
Сергей Малахитов 03.11.2025 15:58 Заявить о нарушении
