Стихи Чемпионата - осень 2025. Четвёртая десятка
Вот и пришло время открыть четвёртую десятку стихов нашего Чемпионата. Надеюсь, что вы помните то, что я писала в предисловиях к первым трём десяткам, поэтому повторяться не буду. Скажу только, что в этом Чемпионате отбор в лонг более жёсткий, и даже стихи некоторых резидентов Клуба не прошли отбор. Но у резидентов есть право подать второе стихотворение - пользуйтесь этим, тем более, что время пока позволяет успеть написать что-то новое.
Елена Чалиева.
Итак, стихи четвёртой десятки.
№31 созерцание пионов Sarah Bernhardt в саду
выйду в сад —
среди деревьев старых
есть цветник
и сонмы лепестков
в мир приносят
дар
великой Сары —
розовое с пеной молоко
из земли
из сумрачного плена
словно из потрёпанных кулис
чувственна
и дерзко откровенна
красота
является на бис —
на заре припудривая тело
и садовый нож узнать готов
хрупкость стебля
но замрёт без дела
и не тронет
прелести цветов
(Тема "В моём городе")
№32 Яркий красный свет
Когда алел над городом рассвет,
Он шёл вперёд на яркий красный свет,
А чёрный кот шипел ему вослед:
"Вернись обратно!"
Но он не слышал, он куда-то мчал
И ничего вокруг не замечал,
Уйти от подлой злой судьбы мечтал,
Судьбы превратной.
Она навстречу двигалась, спеша,
И в ней звенела крепкая душа.
Вокруг асфальт как стёклышко лежал -
Они сближались,
А сверху лил холодный мелкий дождь,
Шурша уныло: "Всё на свете ложь".
Они неслись, обоих била дрожь,
И повстречались.
Под разноцветным светофонарём,
Горящим даже самым ясным днём
Зелёным, жёлтым, красненьким огнём,
Они столкнулись,
В последний миг пытаясь повернуть,
Чтоб от судьбы-злодейки ускользнуть,
Они вдруг поняли: окончен путь,
И ужаснулись.
Визжат с надрывом чьи-то тормоза,
Глядят с тоской огромные глаза,
В последнем крике слышны голоса:
"Ах, помогите!"
Машины дружно падают в кювет,
И поздно им теперь давать совет:
На сверхопасный яркий красный свет
Вы не спешите!
(Тема "Былое и думы")
№33 Середина пути
Выпадет винтик – и весь механизм сразу встанет,
Выпадет снег в октябре – и уже не растает,
Выпадут шарики с числами – все не с билета,
Выпадешь из разговора – эй, где ты?
А где ты?
Тянут киты в океане тоскливые песни,
Долгим гудком отвечает состав с переезда.
Ночью проснёшься – я знаю, как это бывает –
И не уснёшь, будто ты не на старом диване,
Будто на верхней в плацкарте, где светит неярко
Скромная лампочка цвета повторной заварки,
Спят пассажиры, и спит проводник у титана,
Только колёса стучат и стучат неустанно.
Вроде устроился, вроде и сыт, и привечен,
И остаётся всего полпути до конечной,
Но до утра всё ворочаешься, беспокоясь:
Точно ли нужным маршрутом идёт этот поезд,
Нет ли ошибки в билете, и в шуме вокзала
Не перепутал ли путь, что гнусаво назвали.
Выйти бы с кем-нибудь в тамбур, да только вот не с кем.
И разольётся гудок над ночным перелеском.
(Тема "Былое и думы")
№34 Аритмия
Вот прицепится чужая музыка, -
что вагон товарный к пассажирскому, -
и её не снимешь с языка,
как привычку к хлебу бородинскому.
В городе моём дворы осенние.
Заводской гудок включают снова.
И струится тихий снег рассеянный,
бело-рыжим выткана основа.
Будто в довоенные альбомы
пишутся военные стихи.
Аты-баты, сено и солома,
сталь и копоть, звёзды лопухи.
Даже рад чужой просторной музыке,
ведь своя - как дышится - не пишется.
Может сердце или голос на замке,
или поезд мчит так быстро , что - не слышится.
(Темы: "В моём городе", "Монологи")
№35 Достройка
Я несколько лет одиноко стоял,
хоть с виду кирпичный и крепкий –
строители сгинули, бросив меня,
остались окурки да кепка.
Пытались продать, но никто не берёт –
кто взять недостройку решится?
Напрасно ходил на осмотры народ,
висела растяжка-тряпица.
Жилец поселился – нахальный паук,
развесил свои занавески.
От холода, ветра немыслимых мук
я начал трещать не по-детски.
Разбили окно, обветшала стена,
и в думах маячила свалка…
Но тут на пороге возникла Она
и громко и чётко сказала:
«Чудесный какой, удивительный дом!
Всю жизнь о таком и мечтала».
Добавила тихо: «Конечно, берём,
хоть будет работы немало».
И чудо свершилось, и сделан ремонт,
в саду обживаются туи.
И я потерплю, если царственный кот
мне на пол однажды надует.
Паук убежал – по углам чистота,
его мне не жалко нисколько.
Пусть веником любят меня щекотать,
теперь я – счастливый Достройка.
Для нас, для домов, невозможного нет –
по нашей кирпичной планиде
мы будем служить вам, спасая от бед.
Вы, главное, нас берегите.
(Тема "Монологи")
Свидетельство о публикации №125110102930
ЕЧ
Итак, комментарии к стихам.
№31 созерцание пионов Sarah Bernhardt в саду
Когда я читала ответы членов жюри на вопросы интервью для моих эссе, то обратила внимание, что некоторые уважаемые судьи написали, что относятся отрицательно к отсутствию заглавных букв и знаков препинания в стихах. Все участники, видимо, тоже это прочитали и не стали рисковать. Во всяком случае, стих-е №31 пока единственное в лонге написано в стиле лапслок, т.е. без заглавных букв, а также без точек и запятых. Выходит, что это стих-е написано смелым автором. А ведь этот приём в данном случае хорошо сработал: я попробовала прочитать стих-е быстро, и у меня не получилось, благодаря замедлению, которое даёт авторская разбивка, заменяющая в том числе запятые и точки. Получилось то самое созерцание розовых пионов, заявленное в названии стих-я.
№32 Яркий красный свет
Стихотворение написано разностопным ямбом: 5 стоп везде, кроме каждой четвёртой строки, в каждой четвёртой - две стопы. Технически неплохо написано, но сама идея стих-я, которая сводится к предупреждению в последней строке о том, что спешить на дороге опасно, мне кажется несколько банальной. И я не поняла, почему автор красный свет называет "ярким" - на светофоре, где произошло дорожное происшествие, все цвета одинаковой яркости. Я бы заменила слово "яркий" на другое подходящее, например "опасный красный цвет", и тогда это звучало бы естественно. А уж слово "красненький" точно нуждается в замене. И мне не хватило здесь именно поэтического языка - языка образов и метафор.
№33 Середина пути
А вот в этом философском стих-и поэтический язык как раз используется в полной мере - автор сравнивает свою жизнь, прожитую наполовину, с движением поезда. Правда, сравнение это далеко не новое в поэзии, но автор привносит сюда личные мотивы сомнения в правильности выбранного пути и сожаление об отсутствии того, с кем можно вместе "выйти в тамбур", вызывая наше сочувствие и сопереживание. Ну и хороший дактиль и уместное использование приёма анафоры также идёт в плюс стих-ю.
№34 Аритмия
Стихотворение образное, называется "Аритмия", т.е. "неровный ритм", и это соответствует ритмическому рисунку этого стих-я - очень неровному. Здесь удачно используется приём, когда неровность ритма усиливает звучание и содержание. Автор (ЛГ) сначала говорит о "чужой музыке" с раздражением, которая цепляется и "её не снимешь с языка". Но в следующих строфах мы читаем о том, что наступила поздняя осень, и она вместе со снегом и грустными жизненными обстоятельствами, запирает сердце и голос ЛГ на замок. И в таких обстоятельствах чужая "просторная" музыка становится спасением. И опять, как в предыдущем стих-и, автор сравнивает жизнь с движением поезда.
№35 Достройка
А это стих-е в отличие от двух предыдущих вносит в лонг нотку оптимизма, так как рассказывает историю, которая грустно начиналась, но закончилась благополучно. Это - монолог дома, который из недостройки превратился в "счастливого Достройку". Но мне кажется, что это, скорее, - рассказ о том, что часто за внешней неприглядностью скрывается что-то ценное, важное, которое нужно суметь рассмотреть и помочь выявить, проявив немного любви, труда и терпения. Здесь хорошо подходит по ритму амфибрахий, 4-х стопный в нечётных строфах и 3-х стопный в чётных.
№36 Интересно, что это будет за стих-е. Ждём.
Сетевой Клуб Поэтов 04.11.2025 17:16 Заявить о нарушении
