Имя на поэтической поверке. Ким Рыжов
Выдающийся поэт-песенник Ким Иванович Рыжов, заслуживает нашей памяти и благодарности.
Вспомним навскидку, первым делом, задушевную песню: «Карелия»-1963 год, в исполнении, молодой ленинградской певицы Лидии Клемент, (08.07.1937. Ленинград – 16.06.1999. Ленинград), одной из самых трогательных и светлых фигур советской эстрады:
«Карелия»
В разных краях
Оставляли мы сердца частицу,
В памяти бережно, бережно, бережно
встречи храня…
Вот и теперь
Мы никак не могли не влюбиться,
Как не любить
Несравненные эти края.
Долго будет Карелия сниться,
Будут сниться с этих пор
Остроконечных елей ресницы
Над голубыми глазами озёр.
Белая ночь
Опустилась безмолвно на скалы.
Светится белая, белая, белая ночь
напролёт…
И не понять,
То ли в озеро небо упало,
И не понять,
То ли озеро в небе плывёт.
Долго будет Карелия сниться,
Будут сниться с этих пор
Остроконечные елей ресницы
Над голубыми глазами озёр.
Советский и российский сценарист, поэт-песенник, Ким Иванович Рыжов, родился 3 мая 1931 года, в Ленинграде.
Мальчик, получивший прогрессивное советское имя в честь аббревиатуры Коммунистического интернационала молодёжи – Ким, уже в детстве столкнулся с суровым испытанием, пережив блокаду, в осаждённом Ленинграде, о чём написал в своём раннем стихотворении: «Год войны в осаждённом городе», в 1942 году.
Отец Кима – Иван Михайлович Рыжов, полковник, начальник политотдела разведки 64-ой Армии – был одним из тех, кто брал в плен фельдмаршала Паулюса, в Сталинграде.
В 1950-е годы, Ким студент Ленинградского Электротехнического института, участвовал в вузовской самодеятельности.
На зачёте по электромашинам, он познакомился с будущим соавтором своих песен, композитором Александром Наумовичем Колкером, (28.07.1933.Ленинград – 01.08.Санкт-Петербург).
Вместе они написали и поставили институтский мюзикл: «Весна в ЛЭГИ», а в 1956 году создали весь репертуар для ленинградского молодёжного эстрадного ансамбля.
Песня «Парень с Петроградской стороны», о незаметном молодом герое с берегов Невы в 1957 году, вышла на шеллаковой пластинке, в исполнении самого автора слов – Кима Рыжова – и надолго запомнилась слушателям.
Поэт Ким Рыжов, драматург Михаил Гиндин и Генрих Рабкин, составили авторское трио ради написания миниатюр и пьес для Ленинградского театра миниатюр – по приглашению Аркадия Райкина.
Себя они назвали сборным словечком Гинряры, видимо, по аналогии с художниками Кукрыниксами.
Когда триумвират распался, Ким Иванович сосредоточился на написании текстов песен для театра и эстрады.
Мелодии на его стихи создавали многие композиторы, среди которых: Геннадий Гладков, Андрей Петров, Станислав Пожлаков, но самым плодотворным оказалось сотрудничество с проверенным институтским другом Александром Колкером.
В своей книге «Лифт вниз не поднимает!», Александр Колкер, с теплотой вспоминает о своём друге, называя его Кимушей:
«Мы с Кимом жили в одном доме на набережной Чёрной речки. Он на восьмом этаже, а я на пятом. Композитору и поэту лучше всего работать рядом, по соседству, постоянно общаясь.
Тогда музыка цепляется за слово, слово за музыку.
Иногда я писал на его готовые стихи. Иногда Ким мучился, подтекстовывая написанную мной мелодию.
Ему вставлять поэтические строки в музыкальное прокрустово ложе, было непростой задачей, если ты поэт, а не рифмоплёт.
Киму нет равных. Сказывается его природная музыкальность. Нам помогало одинаковое мироощущение и схожие критерии в искусстве. Вот так мы и проработали с Кимушей более четверти века».
Одну из своих самых знаменитых песен, «Карелия», Ким Иванович
Рыжов, написали во время гастролей по Карелии, куда он отправился на заработки.
«Остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озёр…».
Поэтические строки были вдохновлены природными красотами края. Получив текст, Александр Колкер, написал мелодию в тот же день для аккордеона.
Не менее популярной оказалась песня Александра Колкера , на стихи Кима Рыжова: «Стоят девчонки», которую прославила на всю страну, жена композитора - певица Мария Пахоменко, (25.03. 1937.Ленинград – 08.03. 2013.Санкт-Петербург)
«Стоят девчонки»
Сегодня праздник у девчат,
Сегодня будут танцы,
И щеки девушек горят,
С утра горят румянцем.
Пришли девчонки, стоят
В сторонке, платочки в руках теребят,
Потому что на десять девчонок -
По статистике девять ребят.
А парни важности полны,
Придирчивы ужасно…
И остаются у стены
Пришедшие напрасно.
Пришли девчонки, стоят
В сторонке, платочки в руках теребят,
Потому что на десять девчонок -
По статистике девять ребят…
Потому что на десять девчонок -
По статистике девять ребят.
Сегодня пусть не повезло
Девчонкам отчего-то,
Они статистике назло
Опять придут в субботу.
Придут девчонки, стоять
В сторонке, платочки в руках теребя,
Очень жаль ,что на десять девчонок
По статистике девять ребят.
Очень жаль, что на десять девчонок
По статистике девять ребят.
Придут девчонки стоять
В сторонке платочки в руках теребя
Очень жаль, что на десять девчонок
По статистике девять ребят.
Ах, как жаль что на десять девчонок
По статистике девять ребят…
Многие работы этих авторов, поэта Кима Рыжова и композитора Александра Колкера, отличает добры юмор, живая, человеческая, далёкая от официоза интонация.
Работал Ким Иванович Рыжов преимущественно с Александром Наумовичем Колкером, но также и с другими композиторами: Геннадием Гладковым, Андреем Петровым, Анатолием Кальварским, Станиславом Пожлаковым, Игорем Цветковым.
Песни на стихи Кима Рыжова, исполняли Лидия Клемент, Алиса Фрейндлих, Михаил Боярский, Елена Дриацкая, Иосиф Кобзон, Людмила Сенчина, Виктор Кривонос, Эдуард Хиль.
В 1987 году, в фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика», посвящённом будням советских военных пилотов, прозвучала ещё одна важная песня, неразлучных ленинградских авторов, «Туман». На экране исполнял Станислав Пожлаков.
«Туман»
Туман, туман, седая пелена.
Далеко-далеко за туманами война.
Идут бои без нас, но за нами нет вины –
Мы к земле прикованы туманом,
Воздушные рабочие войны.
Туман, туман – на прошлом, на былом.
Далеко-далеко за туманами – наш дом.
А в землянке фронтовой нам про детство снятся сны –
Видно, все мы рано повзрослели,
Воздушные рабочие войны.
Туман, туман окутал землю вновь.
Далеко-далеко за туманами – любовь.
Долго нас невестам ждать с чужедальней стороны.
Мы не все вернёмся из полёта,
Воздушные рабочие войны.
Строка Кима Рыжова «Словно сумерек наплыла тень…», из песни прочно поселилась в памяти тех, кто танцевал под пластинки ВИА «Поющие гитары».
Музыку к песне «Сумерки» написал руководитель ансамбля Анатолий Васильев, исполнял Евгений Броневицкий, который вспоминал: «И такой успех был у этой песни!
Я по три раза пел её на концерте».
«Сумерки»
Музыка А.Васильева.
Словно сумерек наплыла тень,
То ли ночь, то ли день,
Так сегодня и для нас с тобой
Гаснет свет дневной.
Это сумеречный белесый свет,
То ли есть, то ли нет,
И стоим с тобою рядом мы
На пороге тьмы.
Только в глазах пустота и печаль,
А на губах привычки печать,
Так скажи зачем, ты скажи зачем,
Ты скажи, зачем мы с тобою рядом.
Первый писем и объятий пыл,
То ли есть, то ли был,
Только кажется, что встреч тепло
Навсегда ушло.
И никто из нас не даст ответ,
То ли жаль, то ли нет,
Что разлука наша так близка
Как твоя рука.
Кто из нас не уберёг мечты,
То ли я, то ли ты
Нам ненужные слова опять
Ни к чему бросать.
Вот и стоим, притворившись, вдвоём
Что есть любовь, что ею живём, –
Но скажи, зачем, ты скажи зачем,
Ты скажи, зачем мы с тобою рядом.
Словно сумерек наплыла тень,
То ли ночь, то ли день,
Так сегодня и для нас с тобой
Гаснет свет дневной,
Гаснет свет дневной,
Гаснет свет дневной.
Имя Кима Рыжова вспоминается нечасто, но поэт писал также сценарии для кино, а песен на его стихи прозвучали во многих фильмах:
«Зайчик», «Свадьба Кречинского», «Труффальдино из Бергамо», «Трое в лодке, не считая собаки», «Гаснут на песке волны без следа», «Четыре страницы одной молодой жизни», Хроника пикирующего бомбардировщика – «Туман», «Завтра третьего апреля…», «Волшебная сила», «Мальчишки», «Бой с тенью».
Песни для спектакля: «Интервью в Буэнос-Айресе», театр Ленсовета, 1976 год.
Фильмы, сценарий к которым написал Кима Иванович Рыжов: «Зайчик»-1964, «Свадьба Кречинского»-1974, «Руанская дева по прозвищу Пышка»-1989, «Чокнутые»-1991, «Простодушный»-1994.
«Шаг навстречу», «Дон Сезар де Базан», «Руанская дева по прозвищу Пышка».
Ким Рыжов отмечался завидным жизнелюбием, слыл ловеласом, и обладал отменным чувством юмора, а его любимой фразой была: «Не влияет роли!».
Правда, на долю поэта выпали и тяжёлые испытания, по работе. Александр Колкер вспоминал:
«Ким Рыжов несколько раз ездил в командировку на Север, от работы, в своём секретном НИИ. Там в ледовых пустынях испытывалась продукция нашего сверхсекретного НИИ.
Не уверен, что Ким Иванович внёс крупный вклад в обороноспособность нашей державы,но облитерирующий эндартериит он там заработал. Страшная, неизлечимая болезнь. Беда!
В 1964 году Киму Ивановичу ампутировали правую ногу».
Здоровье поэта подтачивало и многолетняя зависимость от курения.
По словам Александра Наумовича Колкера, побороть вредную привычку его друг так и не смог.
«Много лет он пытался сломать себя и бросить курить. Но, когда садился за пишущую машинку, испытывал такие мучения, что рука непроизвольно тянулась к сигарете.
Были испробованы все средства от таблеток до гипноза. Всё безрезультатно».
Выдающейся советский и российский сценарист, поэт-песенник, Ким Иванович Рыжов ушёл из жизни 25 мая 1999 года, в 68-летнем возрасте.
Похоронен на кладбище Санкт-Петербургского крематория.
Строки песен поэта-песенника Кима Ивановича Рыжова остались в памяти нескольких поколений:
«Долго будет Карелия сниться…», «И наверно крылья кто-то выдумал, потому что птице позавидовал…», «Потому, что на десять девчонок по статистике девять ребят…».
Хотелось бы вспомнить песню, которая известна по начальной строке:
«Гаснут на песке волны без следа», музыка Андрей Петров, слова Кима Рыжова. Она вошла в фильм «Зайчик»-1964 года.
Картина стала режиссёрским дебютом Леонида Быкова. Он же проникновенно озвучил мудрые рыжовские слова:
«Если ты, человек, так бесследно уйдёшь, для чего ты живёшь?»
«Гаснут на песке волны без следа»
Гаснут на песке волны без следа,
Ветер без следа улетает.
Разве человек может без следа
Так уйти, как облако тает?
Как слетает осенняя листва,
Как уходят ненужные слова,
Если ты, человек, так бесследно уйдёшь 0
Для чего ты живёшь?
Даже с ночью день встретиться спешит,
Дарит ей зарю на рассвете.
Разве человек может жизнь прожить
Никому не нужным на свете?
Если в сердце другом зажечь не смог
Ни надежд, ни желаний, ни тревог,
Если ты, человек, так бесследно уйдёшь –
Для чего ты живёшь?
Если в сердце другом зажечь не смог
Ни надежд, ни желаний, ни тревог,
Если ты, человек, так бесследно уйдёшь –
Для чего ты живёшь?
Для чего ты, живёшь?
Для чего ты, живёшь»
Из поэтического наследия Кима Рыжова.
«Зависть»
Есть одно сужденье очень спорное,
Что бывает зависть только чёрная,
Что бывает зависть только злобная –
Горькая, как путь на место лобное.
Разве не бывает зависть белая –
Зависть к прямоте, что рядом с бедами,
К тем, кто не забудет, что обещано,
К тем, кто не солжёт врагам и женщинам?
Что не говорите, не обидно ведь
Белой- белой завистью завидовать
И наверно, крылья кто-то выдумал
Потому что птице позавидовал.
Будь со мною зависть только белая –
К тем, кто не для славы дело делает,
Кто открыл дорогу к звёздным россыпям,
Кто последним шагом стал Матросовым.
«Романс Лиды»
Из фильма «Свадьба Кречинского»
Женская доля такая:
Робко стараться понравиться,
Чьей-то любви уступая,
Гордо назваться «избранницей.
И плыть попутным кораблём
К счастливым островам,
И день за днём, и день за днём
Твердить любви слова…
Другому, я бы солгала,
А вам душой не покривлю:
Я только вас всегда ждала
И только вас люблю!
Женская доля такая:
Воле судьбы не противиться,
Чьей-то любви уступая
Гордо назваться «счастливицей».
И жизнь считать счастливым сном,
Судьбу благодарить,
И день за днём, и день за днём
Любви слова твердить…
Другому, я бы солгала,
А вам душой не покривлю:
Я только вас всегда ждала
И только вас люблю!
«Тебя любила»
Музыка Александра Морозова.
Не ранит, не печалит меня былая боль,
Не снится мне ночами свидания с тобой,
Не путаются мысли при имени твоём,
Не посланные письма прочитаны огнём.
И в том, что тайной было, признаюсь, не тая:
Тебя любила, любила я.
А я любовь скрывала, я гордость берегла.
Признанье запоздало – любовь уже ушла.
Ушла и не простилась, и помнится едва,
Как жарко сердце билось, кружилась голова.
В алмазах небо было, и в цветах земля:
Тебя любила, любила я.
Не ранит, не печалит былая боль меня,
Ты спутник мой случайный, тебе чужая я.
Теперь спокойно можем смотреть глаза в глаза,
И сердце не тревожит прошедшая гроза.
О том, что раньше было, не спрашивай меня.
Тебя любила, любила я.
Тебя любила, любила я.
«Год войны в осаждённом городе»
Вот год войны, год смерти и страданий,
Год слёз и крови, тяжкий год войны.
Мы, сжатые железными клещами,
Дерёмся, сыновья своей страны.
Гремели бомбы, дым пожаров стлался,
И вьюга заметала все тела.
И с каждым взрывом кто-то с жизнью расставался.
Нас ленинградцев, смерть везде ждала.
О, если бы перо такое было,
Чтоб лучше ленинградцев описать!
Как в трубах вьюга, точно плача, выла,
И как нам приходилось голодать!
Как сани с мертвецом в мешке зашитом
Тащились медленно за тем, кто их тащил…
Но ни слезы тут не было пролито –
Наш город весь такою жизнью жил.
И на развалинах, чуть ноги поднимали,
Рабочий щепочку промёрзшую искал;
И на ветру холодном замерзая,
Ещё один товарищ умирал.
Но город жил и не хотел сдаваться
Под бомбами, снарядами, огнём.
В наш город Ленина фашистам не ворваться –
Своею грудью мы штыки помнём!
Данное стихотворение «Год войны в осаждённом городе», было написано Кимом Рыжовым, 22 июня 1942 года, в 11 лет!
Подростки, во время войны , как видим, взрослели рано.
Свидетельство о публикации №125110102323
