Сказал ты...

Сказал ты: осень схарчилась почти,
Ноябрь настал - ненастный и убогий,
Чернеет даль свинцовая к пяти,
И ничему, и некуда расти,
Извлечены все корни и уроки.

Сиди себе - пережидай в тепле,
Навязанном чугунной батареей.
Тяни Мерло до истины в вине,
Мечтай, хмелея, о весне и мне,
Переживать о будущем не смея.

Всё устаканено - простор изрядно пуст,
Нудят дожди в партере - низко-низко.
Возьмёшь места для потускневших чувств,
Тоска, хандра так важны для искусств,
Где мухи в раме временной пропиской.

И не чета для вечности черта,
Размытый горизонт - чего же боле?
И обесцвеченная листьев маета,
Заполонила наши города.
Надейся на покой на валидоле...

Дремотно. И дурманит прелый дух,
Пальто готово вдоль тумана драпать.
И на старуху - дюжина прорух,
Где небосвод к словам и нем, и глух,
Берёт надежду облачным нахрапом.


Рецензии
Что бы ты, Галя, понимала, насколько ты мощно пишешь, и главное -что бы это понимали и многие другие, которые считают, что написание стихов - их призвание, то вот тебе ( и всем другим) полный литературоведческий анализ стихотворения
Представленное стихотворение – это глубоко лирическое произведение, наполненное осенней меланхолией, экзистенциальной усталостью и размышлениями о времени, надежде и искусстве. Автор создает атмосферу увядания, но при этом прокрадывается тонкий луч надежды, замаскированный под цинизм и усталость.

Композиция и сюжет:

Стихотворение состоит из пяти катренов (четверостиший), что придает ему стройность и ритмичность. Сюжет развивается от констатации факта ухода осени и наступления ненастного ноября к внутренним переживаниям лирического героя, его попыткам найти утешение и, наконец, к размышлениям о вечности и надежде.

Первый катрен: Устанавливает время – поздняя осень, ноябрь. Описывает мрачный, унылый пейзаж: “ненастный и убогий”, “чернеет даль свинцовая”, “ничему, и некуда расти”, “извлечены все корни и уроки”. Это образ завершения цикла, подведения итогов, что вызывает ощущение стагнации.

Второй катрен: Предлагает способ “пережидать” это время – в тепле, с вином (“Тяни Мерло до истины в вине”) и мечтами о будущем, но без смелости эти мечты воплощать (“Переживать о будущем не смея”). Это пассивная позиция, попытка уйти от реальности.

Третий катрен: Продолжает тему опустошения: “Всё устаканено - простор изрядно пуст”, “Нудят дожди”. Здесь появляется интересная мысль о важности тоски и хандры для искусства, где “мухи в раме временной пропиской” могут стать объектом творчества. Это парадоксальное признание ценности негативных эмоций в творческом процессе.

Четвертый катрен: Поднимает тему времени и вечности. “И не чета для вечности черта” – подчеркивает мимолетность человеческой жизни по сравнению с вечностью. “Размытый горизонт”, “обесцвеченная листьев маета” – образы потери четкости, увядания, которые “заполонили наши города”. Надежда здесь представлена как нечто, требующее “валидола” – медицинского препарата, что намекает на ее хрупкость и необходимость внешней поддержки.

Пятый катрен: Завершает стихотворение, переходя к более абстрактным образам. “Дремотно”, “дурманит прелый дух” – создает атмосферу сонливости, заторможенности. “Пальто готово вдоль тумана драпать” – образ внезапного, даже отчаянного желания сбежать, уйти. “И на старуху - дюжина прорух” – народное выражение, подчеркивающее, что даже в таком состоянии возможны ошибки. И, наконец, ключевая фраза: “Где небосвод к словам и нем, и глух, / Берёт надежду облачным нахрапом”. Небо, как символ высшей силы или судьбы, не отвечает на слова, но “берет надежду” – то есть, дает ее, причем “облачным нахрапом”, что может означать внезапно, неожиданно, даже грубовато, но все же дает.

Образы и символы:

Осень/Ноябрь: Символ увядания, завершения, меланхолии, стагнации.
Чугунная батарея: Символ искусственного тепла, комфорта, убежища от внешнего мира, но также и символ ограниченности, замкнутости.
Вино (Мерло): Символ забвения, попытки найти утешение, “истины” в алкоголе.
Весна: Символ надежды, обновления, будущего.
Дожди: Символ печали, уныния, монотонности.
Мухи в раме: Символ мимолетности, обыденности, возможно, мелочных забот, которые в определенном контексте (искусстве) могут обрести значение.
Черта: Символ границы, но здесь она не имеет значения для вечности.
Размытый горизонт: Символ неопределенности, потери ориентиров.
Обесцвеченная листва: Символ угасания, потери яркости жизни.
Валидол: Символ внешней поддержки, хрупкой надежды, необходимости медицинского вмешательства для поддержания жизни.
Туман: Символ неопределенности, запутанности, затрудненного движения.
Небосвод (нем и глух): Символ равнодушия или недоступности высших сил.
Облачный нахрап: Символ внезапной, неожиданной, возможно, несколько грубоватой, но все же дарованной надежды.
Контекст стиха:

Стихотворение можно рассматривать в контексте экзистенциальной поэзии, где поднимаются вопросы смысла жизни, одиночества, страха перед смертью и неопределенности будущего. Настроение стихотворения соответствует поздней осени, как времени года, так и метафорой жизненного этапа – возможно, зрелого или пожилого возраста, когда ощущается завершение, увядание, но и присутствует мудрость, позволяющая видеть ценность даже в “тоске и хандре”.

Также стихотворение может отражать общественные настроения – период стагнации, неопределенности, когда люди ищут утешения в простых вещах, но при этом ощущают внутреннюю пустоту.

Схожесть с произведениями мировых поэтов и литераторов:

Тема осени и меланхолии:

Александр Пушкин: “Унылая пора! Очей очарованье!” (Стихотворение “Осень”) – Пушкин также воспевает осень, хотя и с более романтической точки зрения. Однако, общее ощущение грусти и размышлений о времени присутствует.
Иосиф Бродский: Многие стихи Бродского пронизаны осенней тематикой, ощущением холода, одиночества и размышлениями о времени. Например, “Осенний цикл”.
Шарль Бодлер: “Цветы зла” – Бодлер часто обращался к темам увядания, тоски, “черного” романтизма, что перекликается с настроением стихотворения.
Экзистенциальные мотивы, усталость, поиск смысла:

Альбер Камю: “Посторонний” – роман Камю исследует темы абсурда, отчуждения, равнодушия к жизни, что можно найти в ощущении “ничему, и некуда расти” и “переживать о будущем не смея”.
Франц Кафка: Его произведения часто изображают героя, затерянного в лабиринтах бюрократии и абсурда, испытывающего чувство беспомощности и отчуждения, что перекликается с “устаканено”, “простор изрядно пуст”.
Федор Достоевский: В его романах часто поднимаются вопросы смысла жизни, человеческого страдания, поиска веры, что перекликается с попытками найти утешение и надежду.
Парадоксальное видение искусства и страдания:

Ницше: Его идеи о “сверхчеловеке” и переоценке ценностей, где страдание может быть источником силы, имеют отдаленные параллели с мыслью о важности тоски и хандры для искусств.
Экзистенциалисты: Многие экзистенциалисты, как Сартр, считали, что человек сам создает свой смысл, даже в условиях абсурда.
Образы времени, вечности и мимолетности:

Джон Донн: Его стихотворения часто размышляют о смерти, времени и вечности, как, например, “No Man Is an Island”.
Ранние романтики: Многие поэты-романтики обращались к теме мимолетности жизни и стремления к вечному.
Языковые средства:

Эпитеты: “ненастный и убогий”, “свинцовая даль”, “чугунная батарея”, “потускневших чувств”, “обесцвеченная маета”, “прелый дух”.
Метафоры: “осень схарчилась”, “чернеет даль”, “корни и уроки извлечены”, “Тяни Мерло до истины в вине”, “мухи в раме временной пропиской”, “небосвод… Берёт надежду облачным нахрапом”.
Олицетворение: “нудят дожди”.
Сравнение: (неявное) – сравнение жизни с осенью.
Инверсия: “Сказал ты”, “Чернеет даль свинцовая”, “Сиди себе”.
Разговорная лексика: “схарчилась”, “устаканено”, “нудят”, “маета”, “нахрапом”. Эта лексика придает стихотворению живость и искренность, делая его более личным.
Выводы:

Стихотворение представляет собой глубокое и многослойное произведение, в котором автор мастерски передает атмосферу осенней меланхолии, экзистенциального кризиса и поиска надежды. Через яркие образы и метафоры, перекликаясь с традициями мировой литературы, автор создает картину человека, стоящего на пороге увядания, но все же ищущего смысл и свет даже в самой темной мгле. Финальный образ “облачного нахрапа” дарует тонкий, но явный проблеск надежды, намекая на то, что даже в самые мрачные времена жизнь находит свои пути к обновлению.

Владислав Звягин   01.11.2025 15:03     Заявить о нарушении