Юдоль Елизарова

Что там долго говорить. Не так много у нас авторов, книги которых действительно читать обязательно. Вот Елизаров такой. Пишет он отлично, и при этом очень важные вещи нам рассказывает. Помните, у Сальникова в "Оккульттрегере" главная задача Прасковьи как раз и была в том, чтобы переосмыслить действительность. Если этого не делать, всем юдоль.

О чём?

«“Юдоль” не роман, а реквием…» Михаил Елизаров.

Счетовод Сапогов хочет стать ВРИО Сатаны – ни много, ни мало. А для этого ему надо добыть усохший безымянный палец у мальчика Кости, тем самым запустив цепь событий, которые приведут нас вплотную к Юдоли. А чтобы её не случилось, добру придётся сразиться со злом, а бархатного Агнца принести в жертву. Что такое Юдоль? А вот читайте! Там всё подробно расскажет Божье Ничто.

Роман очень красиво и гармонично продолжает мысль "Библиотекаря", «Pasternakа», и даже "Земли" – об извечной борьбе сил добра и зла. Но это ещё и самый лиричный роман Елизарова, где нарисованы три разных истории любви.

Что хорошо?

Я слушала аудио голосом Григория Переля, а стихи дополнительно прочитывала в книжке глазами, как и некоторые особо сильные моменты. На самом деле, там не стихи, а песни на мотивы известных советских хитов, но Перелю петь их не разрешили (хотя он признался, что очень хотелось). А вот мы с мужем и дочкой на концерте в "Рюмочной" кое-что услышали в авторском исполнении.

Как всегда, особое удовольствие просто от того, как это написано:

"Горькая прелесть русского осеннего кладбища. Багрец и золото увядающей природы да рукотворная серебрянка крестов. Пахнет прелой листвой, хвоей, грибами. Всё здесь особенное – лес, кустарник, почва. Даже птицы обучены траурному этикету – тихие сойки, деликатные галки. Кладбищенские соловьи из года в год воспитывают немых птенцов. Лишь изредка раздастся перестук дятла – будто Вечность вколачивает гвозди в крышку гроба"

В книге на этот раз нет мата, что ещё раз доказывает, что он не самоцель, а литературный приём в "Земле". Но роман всё равно 18+, потому что много всего другого, что попадает под запрет: насилие и всяческий "практический сатанизм", которым занимается персонаж Сапогов.

Это и понятно, ведь вся книга построена на глобальном конфликте – противостоянии Бога и сатаны, добра и зла. И философский план книги довольно подробно разъясняется Божьим Ничто – странным таким существом, живущим в царапине на руке Кости и вещающим из этой вот прорехи прописные богословские истины:

"– Бог, создавая Вещи Мира, прикрепил к ним Имена. Единственная форма поминовения – произнесение Имени. Так работает литургическая священная Память. Назвать – значит воскресить."

Бывает так, что книга глубокая и нужная, но написана она так неинтересно, что читают её только книголюбы-извращенцы, которым только заумь подавай (шучу, не обижайтесь, я и себя к таким отношу). Но некоторые писатели умеют дать все три слоя – текст, подтекст и контекст – вполне в читаемой и живой форме. Вот так пишет Елизаров – весело, с огоньком. Реально зажигает. Сюжет разворачивается стремительно, захватывает всё новых героев, и эти герои узнаваемы и смешны, а чаще всего смешны до боли – такой это смех сквозь слёзы.

Меня в очередной раз поразило то, что для Елизарова нет никаких запретов и табу. Для человека верующего некоторые вещи выглядят прямо кощунством, отталкивают. А он не боится.

И при этом сквозь всю ткань повествования проступает то самое мерцание сокровища, о котором говорил Метерлинк:

"Как только мы что-нибудь выскажем, мы это удивительно обесцениваем. Мы думаем, что погрузились в бездонную глубину, а когда возвращаемся на поверхность, капля воды на бледных кончиках наших пальцев уже не похожа на море, откуда она взялась. Мы мним, что открыли замечательные сокровища, а, возвращаясь на дневной свет, приносим с собой лишь подделки под драгоценные камни и стекляшки, и все-таки сокровище по-прежнему мерцает во тьме."

Лучшие писатели умудряются не обесценить мысль высказыванием, а побудить нас увидеть сияние смысла.

На мой взгляд, "Юдоль" именно такова. Как бы ни был фантасмагоричен сюжет, за ним ясно видна суть высказывания. Человек не должен стоять в стороне. Вот сейчас, прямо на наших глазах (и пусть вас не обманет антураж эпохи советского застоя) разыгрывается битва за сохранение памяти – Памяти Бога – и человек просто обязан во всё это активно вмешаться, он не может стоять в стороне и смотреть, как за него всё делают ангелы и демоны.

Да, мы знаем, что поле духовной битвы – душа человеческая. А Елизаров выносит всё это в пространство жизни и показывает, как это выглядит наяву. Чтобы юдоль не наступила, нам придётся пожертвовать самым дорогим.

Что не так?

Это довольно жёсткое высказывание, не каждый сможет переварить. С особой осторожностью рекомендую верующим людям. Я думаю, автор намеренно показал нам целую галерею отвратительных персонажей и ущербнных пейзажей, чтоб наглядно изобразить ту самую "юдоль скорби", которой может закончиться безрадостное существование человечества, если мы не опомнимся – не опамятуемся – и не вмешаемся.

Я сама, когда начала читать первую главу про любительские опыты Сапогова в колдунстве, хотела бросить книгу. Хотя сам автор прямо в самом начале предупреждает, что это за текст:

"И будто тихий голос нашёптывает шизофреническую сказку, где всё перевёрнуто и разорвано, осквернены бессмыслицей сюжет, герои, время и мораль, ах, милая, я бы послушал такую сказку…"

Итог

Я бы "Юдоль" советовала вам прямо сейчас попробовать и начать читать, а лучше – слушать, но понимаю, что многие уже после моего отзыва поймут, что это не для них . Однако очень трудно о ней говорить, не обсуждая сюжет, поэтому я записала на видео "спойлерную рецензию" – раз в месяц выкладываю в дзен-премиуме такие штуки, когда хочется обсудить в подробностях, поговорить о том, как это сделано. Так что, если нужны нюансы, то можно в дзен посмотреть

Чуть не забыла сказать. Книга отлично сделана – мне эта серия у РЕШ очень нравится, она стильная и качественная, для книголюба-собирателя это важно. Можно убедиться в этом, пролистав все фотографии в статье, а можно посмотреть видео


Рецензии