Кармен
И вся благоухает.
Так притягательны уста!
Кокетством завлекает.
Кружится в пляске огневой,
Вся праздник и веселье.
И золото волос волной
Встряхнула с упоеньем.
И роковой, коварный взгляд,
Как знак безумной страсти,
И яркий праздничный наряд
Поэту дарят счастье.
Он стан податливый в руках
Ночами представляет.
Влюблён безумно и в мечтах
Блок в облаках летает.
Оперную певицу Любовь Александровну Дельмас Блок повстречал в марте 1913 года.
Страстная, яркая, полная внутреннего огня Дельмас как нельзя лучше соответствовала образу Кармен.
Жизнь Любови Александровны была вереницей ярких и красочных событий. Веселая, раскованная, бесконечно влюбленная во все окружающее и потрясающе талантливая, Дельмас не могла не привлекать внимание обожателей. Покорила она и Блока, который был на премьере.
В дневник он записал, что узнал, как ее зовут, где она живет, номер ее телефона. Ходил мимо ее дома, ждал – не выйдет ли она из подъезда. Все решилось в одну неделю.
28 марта они встретились. Ее звонкий смех, открытые плечи, розы на груди, крепкие духи, его неловкость, пустынные улицы, темная Нева… В этот день были написаны «Ты – как отзвук забытого гимна…» и «О да, любовь вольна, как птица…»
Александр Блок писал:
«Она вся благоухает. Она нежна, страстна, чиста. Ей имени нет. Ее плечи бессмертны».
«Я ничего не чувствую, кроме ее губ и колен»; «Она приходит ко мне, наполняет меня своим страстным дыханием, я оживаю к ночи…»
Любовь Александровна Дельмас вдохновила поэта на создание циклов стихотворений «Кармен», «Арфа и скрипка», «Седое утро», «Соловьиный сад».
Поэтический цикл «Кармен» был создан в течение двух недель.
Любовь Дельмас была неизменно весёлой и преисполненной радостью бытия, что соединяло поэта с реальным миром и давало ему возможность стать счастливым человеком. Их дома были по соседству, Блоки жили тогда в доходном доме на Офицерской улице. В течение нескольких месяцев они были неразлучны, даже выступали вместе - он читал стихи, она пела романсы.
Александр Блок в 1914 году писал Любови Дельмас:
«Сама себе закон — летишь, летишь ты мимо, К созвездиям иным, не ведая орбит, И этот мир тебе — лишь красный облик дыма, Где что-то жжёт, поёт, тревожит и горит! И в зареве его — твоя безумна младость... Все — музыка и свет: нет счастья, нет измен... Мелодией одной звучат печаль и радость... Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен.»
Однако Александр Блок и Любовь Дельмас расходились во взглядах на искусство, на роль и судьбу художника в обществе. Блок считал, что удел поэта — потери и страдания, а Любовь Александровна доказывала, что следует наслаждаться жизнью, отбросив грусть. Их расставание было мучительным.
Тогда Александр Блок написал:
Была ты всех ярче, верней и прелестней
Не кляни же меня, не кляни!
Мой поезд летит, как цыганская песня,
Как те невозвратные дни…
Что было любимо – все мимо, мимо,
Впереди – неизвестность пути…
Благословенно, неизгладимо,
Невозвратимо… прости!
Свидетельство о публикации №125103105186
