Ворон

Я ходил нетореными тропами,
Ноги «стёр до самых до колен»,
Столько лет носил меня европами
Пресловутый ветер перемен!

Хлебный дух мне снился, голос звонницы,
Вышитый крестом рушник льняной.
Воротился я седой. К околице
Привела душа меня домой.

Я прошёл судьбы дорогу длинную.
Покосился старый дом родной.
На краю деревни над ветлиною
Старый ворон свиделся со мной.

Не кружил, присел на сук изогнутый,
Глянул строго, вытянув крыло,
Каркнул мне: «Ты поклонись порогу-то,
Да избу исправь, ветрам назло!»

Я и сам решил, и птицу слушаю,
За работу мирную берусь.
Зацветут в саду черешни с грушами,
Смоют родники земную грусть.


Рецензии
Есть некоторые размышления об одном стихотворении, которое представляется мне в некотором роде, откровением. Оно говорит о вещах простых и в то же время самых важных в жизни каждого человека: о пути, памяти и возвращении домой.

Автор ведет нас нетореными тропами судьбы своего героя, и мы чувствуем, какую цену заплатил он за свои странствия. Эти «европы», пройденные под напором «пресловутого ветра перемен», — это не только географическое пространство, но и метафора той сумятицы, того внешнего шума, который так часто увлекает нас прочь от самих себя. Ноги, стертые «до самых колен», — это яркий и горький образ усталости не столько физической, сколько душевной.

И что же видит душа, что манит ее сквозь годы и расстояния? Не что-то величественное, а самое сокровенное, что хранит память детства: «хлебный дух» и «голос звонницы». Это те самые «культурные слои», о которых мы с тобой часто говорим, — те простые и вечные ценности, что составляют основу нашего духовного мира. Возвращение седого человека к покосившемуся дому — это момент великой правды, момент, когда жизнь заставляет подвести итоги.

Но самое поразительное и мудрое ждет нас впереди. На краю деревни героя встречает старый ворон. В нашей традиции эта птица часто наделяется особым знанием. И здесь он выступает не как символ мрака, а как носитель древней, почти что родной, практической мудрости. Его совет – это и есть главный завет стихотворения: «Ты поклонись порогу-то, / Да избу исправь, ветрам назло!».

Вот она, простая и великая истина! Недоточно лишь вернуться и сокрушаться о прошлом. Исцеление и успокоение душа обретает в мирном, созидательном труде. Поклон порогу – это акт уважения, связи с предками, с историей своего рода. А починка избы – это уже деяние, творение добра здесь и сейчас, противостояние тому самому разрушительному ветру перемен. Это и есть то самое «доброе и прекрасное», которое мы с тобой так ценим, – умение ценить прошлое и своими руками творить настоящее.

Финал стихотворения полон светлой надежды. Решение героя «за работу мирную взяться» – это и есть начало его подлинной, осмысленной жизни. Обещание, что «зацветут в саду черешни с грушами», – это метафора возрождения самой души, которая, омывшись родниками памяти и труда, наконец-то смогла смыть с себя «земную грусть».

Это стихотворение, – напоминание всем нам о том, что наша жизнь обретает полноту не в бесконечной гонке за чем-то внешним, а в возвращении к своим корням и в спокойном, осознанном труде на своей земле, какой бы малой она ни была. Оно о том, что дом – это не просто место, а состояние души, которое мы должны бережно хранить и восстанавливать.

Дмитрий Галушкин   01.11.2025 09:41     Заявить о нарушении
Дмитрий, благодарю за правильное прочтение стихотворения "Ворон", за развернутую рецензию.
Мне здесь даже возразить нечего! Молодец! Спасибо!
Хочется добавить недавно прозвучавшее слово - не ожидала))

Галина Торопова   14.11.2025 03:13   Заявить о нарушении