Воспоминания о первых годах на Урале
Ключик под ковриком
Пришло такое время, когда мы теперь сидим в своей квартире, как в тюрьме — с решётками на окнах и металлическими дверями, с множеством замков и запоров. Со вздохом вспоминаются те далёкие времена, когда можно было оставить ключ под ковриком и даже написать записку.
Так делала и я, уходя на вечерние занятия в строительный техникум: «Если дети расшалятся — ключ под ковриком». Моим мальчикам было тогда шесть и семь лет — погодки. Жили мы в деревянном доме, но стены были настолько тонкими, что слышно было всё: и соседские ссоры, и праздники, и шумные посиделки мужчин, свободных от работы.
Соседка чутко прислушивалась, не балуются ли ребята. Однажды она услышала беготню и грохот. Открыла дверь и увидела, как мальчишки швыряются друг в друга бумажными кулёчками с крупой, сахаром и мукой.
— Сейчас же спать! — пригрозила она. — Иначе порки не избежать, а у матери из-за вас сердце прихватит!
Когда я вернулась, дети уже спали, а у меня чуть разум не помутился от увиденного.
Жили мы тогда от зарплаты до зарплаты. Как только получали деньги, сразу закупали продукты. Полиэтиленовых пакетов в те времена не было, и всё продавалось в бумажных кулёчках по килограмму. В прихожей стояла тумбочка, где хранились сыпучие продукты: соль, сахар, крупа, макароны… И вот теперь всё это было везде — на полу, мебели, стенах…
Не помню, как именно наказала детей, но ни конфет, ни шоколада они не получали до следующей зарплаты. Хотя раньше я иногда баловала их сладостями.
Как мы пережили тот месяц — не помню, но больше они так не шалили. Пришлось рано научить их готовить. Бывало, сварю мясо с вечера, а утром оставлю записку: что и в какой очерёдности класть в суп. К восьми часам я уже должна была быть на работе, и, если еду не приготовили — оставались голодными. Дети быстро это усвоили и даже научились печь — тем более что по воскресеньям я всегда что-нибудь стряпала.
— В армии я буду поваром! — хвастался Алёша.
Но судьба распорядилась иначе: в четырнадцать лет его жизнь оборвалась…
Старший сын до сих пор печёт — и пироги, и блины, и даже торты.
2. Порядок и доверие между соседями
Холодильники тогда были ещё роскошью. В форточке на кухне мы мастерили ящик из фанеры или картона с выступом на улицу. Туда клали мясо и другие скоропортящиеся продукты — и не боялись, что их украдут. Хотя однажды и это доверие было нарушено.
Как-то вечером всей семьёй лепили пельмени. Часть съели на ужин, остальные убрали в наш «холодильник» на заморозку. Окно выходило прямо на крылечко, и утром коробка с пельменями исчезла. Вскоре нам всё же удалось купить маленький «Уралец» — он верой и правдой прослужил лет двадцать, пока мы не обзавелись большой двухкамерной моделью.
Капусту солили в небольшом бочонке, который мне сделал мастер из Качканара. Но где его хранить? Почти на улице — в тамбуре, который был в каждом подъезде. Там стояла утеплённая пристенная конструкция, защищавшая водопровод от морозов. Вот на неё я и ставила кадку с капустой. Двери в коридор всегда держали закрытыми, а в тамбуре было прохладно. И что удивительно — никто не ворчал. Если кому-то хотелось квашеной капусты, просто спрашивали разрешения.
Лестничные площадки всегда были чистыми — дежурство соблюдалось строго. В каждой квартире росли дети: у кого один, у кого двое. Они играли на площадке второго этажа, а когда стали постарше — научились бренчать на гитарах. Я выносила на лестницу маленький столик, соседи ставили чай с домашней выпечкой, а сами, приоткрыв двери, слушали, как наши мальчишки поют. Это были мой старший Коля, Игорь Помыткин и Володя Южаков. Жаль, что Володя погиб слишком рано. Игорь тоже ушёл из жизни молодым…
Сейчас такого уже не увидишь. Но сын до сих пор иногда вспоминает дом, где прошло его детство.
________________________________________
3. Город в тайге. Новоселье
- Бабушка, вот читаю твои мемуары и другие воспоминания, но ты никогда не рассказывала, когда вы приехали в Качканар. Папа родился здесь уже? Нас папа из Коршунихи привёз в Качканар, когда тебе исполнилось 60 лет, а сколько же лет тебе было, когда вы сюда приехали?
- Да мне было всего двадцать четыре года. Твой папа родился в Забайкалье в Маргуцеке, где я работала в школе учителем начальных классов, но ещё преподавала пение, рисование и физкультуру.
- А расскажешь, как ты работала в школе? Почему ты в Качканаре не стала работать учителем?
- Ну, дорогая внученька ты слишком много задала вопросов. На них так сразу не ответишь. Если тебе это интересно, то как – нибудь и об этом расскажу. А пока отвечу на первый твой вопрос.
- Дорогая моя внученька, да мне вспоминать и сейчас о первых годах жизни в Качканаре очень тяжело и сложно. Кто приехал недавно, удивляется, что в городе каждый квартал отделён небольшим участком леса, как бы маленький парк в каждом квартале. Действительно, трудно представить всю эту картину, как между двух гор - Качканар и Долгая, вырос город и откуда – то появилось даже море – пусть это просто пруд, но мы с гордостью называем его Качканарское море. Да, приходиться удивляться, как маленькая речушка под странным названием ВЫЯ, создала такое море.
Но если сначала начать тебе рассказ, то приехали то мы не в город, а в посёлок Именновск, это раньше был посёлок старателей или золотодобытчиков. Теперь это просто посёлок дачников, да ещё там кладбище. Тебе он теперь знаком, так как ездим на кладбище, где покоятся мама – твоя прабабушка Аганя, мой сынок Алёшенька и мой муж Николай – твой дедушка.
Города ещё и в помине не было, о нём только мечтали все, кто сюда приехал. А приехали сюда специалисты и строители работники будущего комбината со всего Советского Союза, то есть из многих республик, поэтому в нашем городе много разных национальностей.
Тогда строили Качканарский горно-обогатительный комбинат-КГОК. В горе Качканар скрыты редкие полезные ископаемые, о которых знали ещё в семнадцатом или восемнадцатом веках. Но вот разработка началась только в 1957 году. Днём города считается 27 мая, но ты об этом уже сама знаешь. После перестройки КГОК переименовали в «ЕВРАЗ», но это совершенно отдельный рассказ.
Я, свекровь и маленький Коленька - твой папа приехали 15 июня и по 30 ноября 1961 года жили в бараках, где раньше жили изыскатели, геологи и первые, кто прокладывал сюда дороги. Придётся рассказывать отдельно о жизни о днях в бараках. О трудностях того времени и самое главное о клопах. И вот здесь родился 15 июля 1961 года Алёша. Здесь на кладбище он теперь и лежит. Это тяжёлое воспоминание.
- Так вот слушай, знай, как строился будущий наш город Качканар. Когда-то здесь была тайга, как и вокруг города. Не знаю можете ли вы представить, что лес весь вырублен, строятся дома, а дорог ещё нет, так как возле подъездов канавы для прокладки всех коммуникаций. Ноябрь в тот год был уже почти зимний. В бараках печи топили почти круглосуточно, у нас же два малыша, папа твой только научился ходить и 15 июля родился Алёшенька. Строители очень спешили построить деревянные дома. Строили сразу по нескольку домов. Так строился весь 4 «а» квартал – дома из бруса. К слову сказать, дома, как близнецы были похожи один на другой. Номеров не было на домах, и мы часто ошибались, заходили не в свой дом. Дома эти считали временными, что через 50 лет их заменят на каменные, так как фундаменты не долговечные - бутобетон. Попутно расскажу и фундаментах: устраивалась деревянная опалубка из досок, укладывались крупные камни и всё это заливалось бетоном соответствующей марки. Но вот уже прошло семь десятков лет, их бы пора уже заменить, но жизнь поменяла свои законы и пошла не по тем планам. Ты сама видишь, как они сейчас разрушаются. Фундаменты разваливаются, брус тоже разрушается, и разъезжается. Некоторые дома вынуждены снести, так как для жилья они уже стали опасны и вовсе не пригодны.
Переехали мы 30 ноября 1961 года на 4 «а» квартал дом № 86. Машина кое-как подошла к подъезду по глине будущей дороги. Вдоль дома канавы для коммуникаций. Через канаву проложен дощатый мостик к крылечку. Муж помог меня с детьми и свекровь перевести по этому мостику. Молодцы строители, что с одной стороны были перильца. Как только мы подъехали, из дома вышли мужики и тут же стали помогать переносить вещи. Так было всегда, пока все не переехали. Всегда друг другу помогали.
Отопления нет, вода не подведена, но канализационные трубы проложены. Ноябрь закончился 30 числом и вот она зимушка пожаловала. Печь «Сущевского» на кухне есть – это металлические печи. Суп и чай можно сварить, если напилить дровишки. А где их взять? Тайга – то вырублена. Да вот они рядышком: в нескольких метрах была полянка, но которой огромная куча леса, сваленного как попало. Вырубленный лес просто сгрудили бульдозером в одну огромную свалку. Хорошо, что у нас пила «тяни-толкай», топор есть. И наши мужики все дружно взялись заготовкой дров. Каждая квартира в подвале имеет кладовую. Муж запас дров на всю зиму. Трудился каждый день после работы. Кто поленился запастись дровишками- опоздали. На поляне выкопали огромную яму и весь оставшийся лес свалили бульдозером и зарыли грунтом. Получилась горка, которая со временем осела. Через несколько лет на этой полянке построили небольшую летнюю эстраду и скамейки для зрителей. Здесь проходили собрания жителей. Лекции кто – то читал и были даже концерты. Но дорогие мои, это ещё когда будет…
А пока я на коромысле с вёдрами ношу водичку из котельной, что чуть ниже под горкой. А воды - то сколько надо… мало того, что для кухни, так в туалет надо ещё. Детки малые – пелёнки, распашонки… нет, дорогие мои, я не знала тогда, что когда –то будут памперсы. Носила воду, как водовоз. Особенно опасно было переходить зимой по этому мостику. Чистили его не всегда, а если плеснёшь водой… Эх, действительно, я была, как водовоз. В Забайкалье носила воду на коромысле. Недалеко от депо была насосная, откуда всё население носило воду, завязывая платками вёдра, так как ветра сильные и песок несёт… если не завязал ведра, иначе принесёшь мутную кашу. Так же мне пришлось носить воду всё лето и на Именновске с речки. И никто никогда меня не пожалел и не заменил. Так чего мне сейчас спрашивать, почему мой позвоночник «протестует и бунтует»?
Позже, когда заработала ТЭЦ, котельная стала не нужна и в ней устроили в начале вытрезвитель, потом и детская художественная школа, где учились и мои мальчики.
А пока надо зиму пережить. Тепло от печки «Сущевского» из кухни до спален не доходит. Вынуждены были делать самодельные печи, которые называли просто «козлы». Как только появилось тепло, в спальнях со стен сбежала известь, их побелили из краскопультов уже по заморозкам. Полы красили точно так же. Спешили лишь бы сдать, потому, как зимовать в дощатых бараках на Именновске было невозможно.
Как мы пережили зиму 1961 года, сейчас вспоминать тяжело. Ещё была одна причина – клопы.
О клопах я расскажу отдельно.
Клоповники
Вот теперь расскажу и о клопах. Мне становится дурно при одном только упоминании о клопах. Вы даже представить не можете, что это такое «за зверь». Если кто и представляет, так это на бытовом уровне, когда вдруг появились они у вас в диване. Вы найдёте способ от них избавиться.
А вам не приходилось сметать их веником со стен? Когда они летели на моих маленьких сыновей с потолка. Лезли со всех щелей…
Так я решила узнать, когда же эти кровопийцы появились вообще и почему с ними не могут покончить совсем. Так вот что я узнала.
Человек и клопы. История длиной в четыре тысячелетия.
«Окаменелые тельца клопов были найдены в пирамидах Древнего Египта. А это значит, что этот вид насекомых обитает на планете уже на протяжении как минимум 3500 лет. В 1940-2000 годах получалось контролировать популяцию клопов. Однако, в 21 веке ситуация стала более напряженной. Узнаем историю происхождения постельных клопов и разберемся в причинах внезапного скачка их численности.
Первые упоминания о постельных клопах.
Предполагается, что изначально клопы паразитировали на летучих мышах, а затем перешли на людей и других животных. Lecturlarius или постельные клопы начали своё поступательное движение на Ближнем Востоке и теперь распространились по всему земному шару.
Насекомые были найдены в гробницах древнеегипетских фараонов. Криптография древних людей свидетельствует о том, что в борьбе с клопами использовались различные заклинания, а также их использовали как панацею от многих недугов. Например, римляне считали, что зелье из клопов помогает от укусов змеи. Кровососущие насекомые даже упоминаются в еврейском Талмуде.
С развитием мореплавания насекомые проникли в Европу, также распространились в Азии. Свидетельства об этих жуках, встречающееся в трудах Аристотеля, относится к 400 году до н.э. Плиний в 77 г. н.э., писал о лечебных свойствах кровососущих при ушных инфекциях и укусах змей. В первом тысячелетии н.э. можно встретить сведения о клопах в Италии, Китае, Германии, Франции, Англии.
В начале восемнадцатого века англичане "доставили" клопов в Америку. Когда проблема обнаружилась, пассажирам судов, отплывающих в Америку запретили брать с собой постельные принадлежности. Железные дороги, отели и корабли были идеальным местом проживания.
Древние методы борьбы с клопами
Европейцы боролись с насекомыми, предпочитая кровати из дерева сассафрас, также заливали щели кипятком, серой и мышьяком. Клопов выжигали горячим паром или использовали благовонии. В Европе быстро отметили, что гигиена и уборка существенно облегчают сражение с насекомыми. Особенно, это эффективно на начальных стадиях заражения».
Вот такова история об этих самых злодеях, живущих многие тысячелетия, и переживут всех земных теплокровных. А ещё они не умирают от голода. Если вы взяли у друга книгу и там были засохшие прозрачные шкурки, казалось бы, мёртвых клопов, не верьте. Они ночью оживут и напьются вашей крови. Это мы испытали в педучилище в первый же год нашей учёбы, когда получали металлические кровати со склада и видели засохших клопов, не догадывались их убрать. На утро они все были полнокровными и тут только начиналась борьба… да только поздно и чаще безуспешно.
Книги приносят и в больницы. Санитарки рассказывали, что много книг пришлось выбросить и вести борьбу с клопами. Так что будьте осмотрительны, когда берёте чужие книги.
4. Благоустройство. Наши дети
К весне наконец, все канавы были зарыты. Появилось тепло, вода и можно было пользоваться нормально канализацией, но варить приходилось на этих печках «Сущевского». Печи были небольшие. Быстро нагревались, была даже духовка и по выходным постоянно была стряпня.
Появилась нормальная дорога. За бетонным бордюром мы сделали клумбы. Земли привезли по нашей заявке. Вот здесь вдоль дороги и появился наш первый цветник. В каждой квартире было по одному и два ребёнка. Ребятишек в доме было много. Ребятишки за зиму подросли и с родителями занимались благоустройством. Как радостно было видеть эту картину. Никому не хотелось месить глину и смотреть на крапиву. Привезли землю, маленькие кустики тополей. Мужчины копали ямки… В общем работали все удовольствием песнями, шутками. Ребятишки маленькими вёдрами носили торф и воду. Потом спорили чья очередь поливать клумбы. Всем хотелось, что – то делать, лишь бы скорее всё зазеленело. Так и выросли дети, ухаживая за цветниками. Тополя подросли, подросли и наши дети.
Рядом открылся детский садик, куда ходили все дети дома. В школу пошли гурьбой. Ходили занимались в разных кружках, успевали в плавательный бассейн, в художественную школу. По выходным как ритуал я ходила с мальчиками в кинотеатр «Юность», смотреть детские фильмы.
У этого дома все оплакивали гибель Алёши. Из этого дома я проводила второго сына Коленьку в армию. В этот дом он вернулся из армии и привёл свою первую жену.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ДАЛЬШЕ
Свидетельство о публикации №125103007201
Пишите дальше!
Лидия Логинова 07.11.2025 23:21 Заявить о нарушении
Тамара Белова 2 09.11.2025 20:04 Заявить о нарушении