Квартеты - одним файлом

КВАРТЕТ №1


1

допустим память это сад
или опушка леса
а то и лес
где ходят
бегают мелькают
тени

приветливые злые
никакие
но все враги
какими тени лишь бывают
и потому
все эти жители садов
лесов опушек
назначены
к уничтожению

охотиться за тенью
могут только тени

итак я тень
бесплотный призрак
один в своих владениях
без гончих и друзей
охочусь на существ
что плачут и смеются
на ветках и в цветах
пичуг зверей
здесь поселившихся
случайно
без разрешения

беспечные
они обречены
им всем несдобровать

я старый егерь
навожу порядок
преследую
непрошеных жильцов
дроздов-лгунов
к примеру
отстреливаю их
без сожаления
и так я меток
что бью без промаха
по звуку
услышав песню
помощники мне уши
не глаза
бью наповал
и птиц все меньше
в моем саду

но тени остаются
не просто все их перебить
занятие не для тех
лентяев
что выезжают взяв ружье
раз в год
таким и в тень
непросто обратиться
и подстрелить какую-нибудь тень

здесь требуются
воля
непреклонность
смелость

учиться долго мне пришлось
но эти годы позади
я мастер
знаю
что нужно сделать прежде
что потом

могу легко настроить ум
и быстро подготовить
к охоте
слух и руки

с утра до вечера
а то и ночью
выслеживаю дичь

как жаль что те угодья
где я веду охоту
нельзя предать огню
покончив разом
с их беззаконным населением

ландшафт
сады леса ущелья горы
все должно остаться
нетронутым
сохранным
но без жильцов

опустошенный край
страна-пустыня
вымерший пейзаж
где движутся
лишь пыль и листья
и ручьи
ни песен
ни рычания
ни треска ветки
под копытом или лапой

безукоризненное место
для прогулок
и долгих размышлений
наедине с собой


2

цветочные часы в Женеве
показывали час
или немногим больше

палило солнце
небывалая жара
стояла по всему кантону

на улицах прохожим
не хватало тени

углубляясь в город
случайно я оказался
возле церкви Святой Мадлен

вошел
здесь было тихо
и прохладно

женщина за лотком
у входа
мне предложила
бесплатный
кофе

маленький подарок
от Господа
пришелся кстати

хотя я в Господа не верил

кофе был отменный
я выпил чашку
разглядывая интерьер
довольно скромный
но приятный

здесь в сумрачной
прохладе
все было по-другому
чем там за дверью

где Гелиос
как бы нарочно
остановив бег колесницы
одаривал бесплатно
всех
немыслимой
жарой


3

мистические книги уводили
в черную глубину ничто
но другая глубина
казалась ему важнее
заманчивее

она звала его
не умолкая настойчиво
обещая открыть
последнюю тайну

тайну влечения
и приступов лени
надежд и отчаяния
мелких побед
и больших поражений

соблазненный
он последовал наставлениям
Иоанна Креста
не для того чтобы слиться
с первоначалом
а для того чтобы найти себя

он высушил чувства
выполол все мечты
кроме тех что были связаны
с поиском глубины

он ограничил свой ум
позволяя себе размышлять
только над тем что могло
указать ему путь
в этот труднодоступный край

он думал найти там
источник силы

но когда его надежда сбылась
мечта осуществилась
он увидел себя
посреди бескрайней пустыни
среди мертвых песков
под безумно расточительным
солнцем

ни одного оазиса
или колодца
ни одного живого
или сухого стебля
только пески
светило
никогда не касающееся
горизонта
и блеклая синева
выгоревшего неба

глядя на неподвижное
песчаное море
он понял что
это и есть Анти-Мрак
преображенное
Ничто
о котором он читал
в старинных мистических книгах

он понял что
все направления равнозначны
и от его выбора
ничего не зависит

в мистическом Первомраке
царит холод
такой же безудержный
беспощадный
как и свет
выжигающий эту землю

спуск в глубину
ту или эту
заканчивается одним
и тем же
пройдя весь путь
тот или этот
обретаешь одно и то же

бесчеловечны любые размеры
кроме тех что соотносятся
с человеческим ростом

он понял что
человеку подобает жить
в мягком сумраке
внутри скальной пещеры
не выходя из нее
и не пытаясь
подняться к вершине
или спуститься глубже
выкопать шахту
проложить туннели
сквозь мантию
добраться до глубины

лишь здесь
в приглушенном свете
мягком тепле
вдали
от сияющих пиков вершин
и темных
притягивающих
обрывов
выпадает шанс
не призрачный а реальный
превратить мгновение
своей жизни
во что-то длящееся

очнувшись утром
продержаться до вечера

а если сохранится
увлеченность этой игрой
то и дольше
пока не почувствуешь
что последняя ставка бита
и оставаться
в этой пещере
незачем


4

ночь уступает место дню
день ночи
играя в чехарду
день умирает понарошку
и так же ночь

обычно
то что потеряло место
вернуть его уже не может
кто выселен
остался без жилья
не на день или месяц
навсегда

ничто не возвращается
как было
а значит что-то исчезает
безвозвратно
подсолнечник цветет
за годом год
цветами схожими
и все-таки другими
и рыба в глотке зимородка
иная всякий раз
и сам король-рыбак
не остается прежним

подобие нас вводит в заблуждение
иллюзия устойчивости
продолжения
владеет нами
до последнего мгновения
которое не кажется последним


5

птица стоит на камне
подняв длинный клюв
к вечернему небу

черный силуэт
на фоне заката

черный силуэт замка
черный силуэт парапета

на фоне заката
от существ и вещей
остаются лишь черные силуэты



КВАРТЕТ №2


1

в моем конце мое начало
чудесно сказано
и кто бы ни сказал
но этот человек
как видно
сумел связать конец с началом

природу феникса
он разглядел в себе
для этого глаз нужен зоркий
но не только
нужна реальность
плотная помеха
препятствие для взгляда
нужен феникс
спрятанный внутри

как полно удался тебе
искусный остроумец
твой замысел
как смело ты распутал узел
или завязал
к чему бы ни стремился ты
в своей работе
она завершена
ты знаешь свой конец
свое начало
ты знаешь о себе так много
что кажется тебе известно все

ты одержал победу
над изначальным хаосом
блестящее деяние

хотя возможно
я хвалю тебя напрасно
быть может твой девиз
не более чем
шутка
шелуха
пустая фраза

ведь так легко сказать иначе
в моем начале мой конец
и прозвучит
прислушайся
не хуже

а если так
стараться ни к чему
свяжи как хочешь это с тем
и ты получишь
искру
промельк
нечто
неотличимое от пустоты
ничто

«концы» «начала» «середина»
все это звук пустой
и главное
когда мы говорим
не смысл
внимание

вот так сейчас
сосредоточившись
как будто на словах
я ум опустошил
теперь он бесконечен
и безначален
словно Атман
в четвертом состоянии
лишенный мыслей
слов

не в этом ли задача
всякой речи
начав с чего-то
кончить пустотой
безгласием
ничто
и даже меньшим


2

те что сочиняли прежде
доверялись надежде
верили в ритм
созвучия
тропы
сейчас же
умные люди
верят лишь в опыт

текст
если он все еще поэтичен
эта лишь милая сказка на ночь
но в чем-то серьезном
необходимом
ему отказано напрочь


3

каждая вещь
распускается
исчезает
не только вещи
но и дела следов
не оставляют

и мысли и дела
рассеиваются
просачиваются
словно песок
сквозь пальцы
не найти уголка
откуда не видна
эта река
где не слышен
этот поток
в котором все
растворяется

не найти земли
где два мига
две десятых
секунды
оставался бы
неизменным
пейзаж

мир это хаос
экспрессионист-
ский
фроттаж
балаганное
представление
карнаваль-
ная копия
небытия

и все что
происходит
в нем
происходит
как ни
усердствуй
в сказках
и доказательствах
напрасно
зря


4

грех придает существованию глубину
болезнь делает его плоским
конькобежец скользит по льду
но тот кто на берегу верит
что покров по которому он бежит
не толще детского волоса


5

каждый момент лишь промежуточная станция
поезд жизни обычно мчится без остановки
но случается остановка по требованию
если хватит духа сосредоточенности
или отчаянного желания обрести серьезность
для этого нужно остановиться
вглядеться прислушаться
превратиться в слух и зрение
чтобы поймать мгновение
и растянуть его
лишить длительности
изъять из времени
погрузиться в самую глубину
и почувствовать
радость
восхищение
от того что возвращение
под сомнением
от того что сумел
так глубоко
нырнуть



КВАРТЕТ №3


1

город уже построен
со всеми его домами улицами
площадями
дворами и подворотнями
тихими и опасными уголками
кинотеатрами магазинами
школами

из них ты знаешь только одну
или две
и это нормально
школы обычно похожи
одна на другую
ты исследуешь закоулки
школьного здания
так же как исследовал чердак
и подвал своего дома

сколько чудных открытий
не так уж много
прилежный исследователь
каждый день прибавляет что-то
к своему знанию о городе
и тот выцветает
вянет
наконец опадает

к пятнадцати годам ты знаешь
его наизусть
но проходят годы и годы
прежде чем ты понимаешь
что взамен этого города
должен построить новый
заменить им старый
в котором ты просто родился
в котором тебе довелось
или лучше сказать
приключилось родиться

постройка нового города
занимает немало времени
гораздо больше тех дней
что бабочка проводит
в стадии хризалиды
но в конце концов
тебе удается
выстроить пирамиду

такое сравнение
здесь вряд ли подходит
ведь город твой
это не город мертвых

в городе мертвых
ты родился и жил когда-то
бледным призраком
тоскующим носферату
вампиром с высохшей глоткой
вечно голодным зомби
а в новом городе
все по-другому

ты построил его
как пространство жизни
подлинной настоящей
и тебя не смущает
что город пустынен
лучше уж пустошь
чем снующие обыватели
лучше одиночество
чем беспокойные мертвецы

теперь когда постройка окончена
ты знаешь что у тебя
есть своя родина
свое место
этот тихий безлюдный
город в котором
ты сам завязываешь
и развязываешь
все начала и все концы


2

понять страдание всех веков
быть безутешным
думать о конце
бессмысленном бесцельном
как начало
слышать стоны
и крики задыхающихся
в огне пожаров
тонущих в открытом океане
или речном водовороте
сраженных пулей во время боя
разорванных снарядом или миной
смятых автомобилем
изъеденных болезнью
перед которой бессильны
наука и колдовство

родители их дети внуки
и правнуки
и предки со множеством пра-пра
от этого перечисления
пейзаж меняется
иное освещение дает ему
другой характер настроение
уходит отвращение
страх и скорбь
сочувствие
печаль
все начинает представляться фарсом
пустейшей пьесой
от этого нагромождения несчастий
становится смешно
потом досадно
и сводит скулы от зевоты
подумать только
мировая карусель подобна
детскому аттракциону
и вера в искупление
всего лишь конь
скакун
нарядная лошадка
среди других зверушек карусельных
и в шуме моря слышен скрип оси
подшипники поизносились
но нет беззвучно
вращается платформа мира
все делается в тишине
кричат лишь твари
ах если бы изнашивалось даже время


3
               
и явился он со многочисленными
устами очами
вооруженный самым разным оружием
в бесчисленных украшениях
гирляндах
окутанный облаком ароматов
предивный сияющий
потрясающий ум и чувства настолько
что узревший его лишился
сознания
а когда пришел в себя
то не мог забыть
взгляда этих безумных глаз
складок этих презрительно сжатых губ
всего этого божественного великолепия
этого роскошного ужаса
и умер он оставаясь живым
и время для него лишилось значения
и пройденный путь лишился всякого смысла
у действия больше не было цели
а если и была то
та же что и у бездействия

это было освобождение
через умаление ума и искоренение желаний
он влюбился в этот безумный взгляд
но любовь его была без стремления
без желания

безумные глаза видели его и не видели
они были широко закрыты
проницая все и не соприкасаясь ни с чем
они видели время движущимся и неподвижным
воду льющейся и застывшей
огонь пылающим и погасшим
человека живым и мертвым

сам он не мог смотреть на мир таким взглядом
но что-то в его хрусталиках изменилось
словно их вынули и заменили другими
приготовленными из камней
составлявших ожерелье или браслеты Бога
изменился и слух
он стал видеть и слышать иначе
и когда сосед по купе
в железнодорожном экспрессе
спросил не направляется ли он в Х
он ответил да
я выхожу в Х
зная что через милю-другую
люкс-вагоны
сойдут с пути
вспыхнут
и бо;льшая часть пассажиров
обратится в прах

–––––––––––––––––––––––––––
«Х» – буква русского алфавита (произносится: «ха»).


4

помолитесь за нас
матери
отправившие нас в путь
и отцы
способствовавшие им в этом
помолитесь не раз
молитесь
каждый день
неустанно
молитесь
чтобы плавание наше
не закончилось
слишком быстро
не закончилось
пока вы живы
и чтобы море было
милостиво к нам
и чтобы мы
в конце
страдали не больше
меньше
чем страдали
рыбы


5

гадать о будущем
все равно что
ворошить прошлое
будущее не прояснится
прошлое не загорится
пепел останется пеплом
тьма останется тьмою
свет остается светом
но только в узких пределах

никаких маяков
тем более одного
что освещал бы
вселенную бытие
светил  бы сразу
во все стороны
или со всех сторон

пламя свечи
затухающее надолго
и разгорающееся снова
не каждую минуту
не каждый час
в границах
до которых можно
рукой дотянуться
но не дальше
не больше

осознавая себя
и то что вокруг
чувствуя скорее
удовлетворение
чем испуг



КВАРТЕТ №4


1

раньше такие места были везде
их было много
а может быть ты их просто носил с собой
как носят часы телефон документы
как носят руки глаза
память надежду
это были места где надежда цвела
белые бутоны цветов
снежные хлопья жасмина
дожидаться лета было необязательно
запах можно было услышать зимой
запах надежды
в иные часы весь мир
оказывался усыпанным лепестками
жасмина
словно фокусник
вытряхивал их из цилиндра
и они летели
в бесконечной метели
покрывая крыши улицы автомобили
деревья прохожих
собираясь в сугробы
там где ветер кружился
пытаясь вырваться из тупика
и эти тупики не были тупиками
всего лишь углы во дворах
рядом с домами
каждый из которых имел лицо и характер
и те менялись в августе или марте
все менялось
и все оставалось прежним
иногда безжалостным но обычно нежным
потому что все было окутано
облаком аромата
дети в кроссовках
исследующие все изгибы оврага
и девушки
осыпанные жасминовыми лепестками
где вы
что стало с вами

их нет
будто и не бывало


2

гуляя в Лозанне по набережной Уши
чувствуешь себя так будто вокруг ни души
хотя отдыхающих здесь конечно немало
но они тебя ничуть не стесняют
и это добавляет прелести
погоде пейзажу
всему что тебя окружает

Помпея расположена далеко от Лозанны
но недалеко от залива
где так же блестели волны
и люди прогуливались
вдоль берега неторопливо
свежим вечером
а то и жарким полуднем
благодарные свету
воде и земле
не думая об огне

в такой день забываешь о стихии огня
о конце Помпеи
и неизбежности своего конца

то что тебя ожидает
представляется будущим таким же далеким
как и прошлое
в котором погибла Помпея

о ней ты конечно не вспоминаешь
а думая какой-то частью души или ума
о шагах что тебе осталось пройти
до конца не лозаннского променада
а жизненного пути
воображаешь будущее чем-то вроде
этой прогулки
как будто она нескончаема
и в ней будут меняться
лишь названия
улиц площадей переулков

кончится одна набережная начнется другая


3

новая жизнь начинается
с документа
где будут записаны
два или три основных закона
не больше
все остальное появится
как следствие
королларий
в приложениях комментариях
первый закон
ни о чем не жалеть
в прошлом
второй
ничего не искать в будущем
пояснение
для того и другого
жить не привязываясь
ни к прошлому
ни к будущему ни к настоящему
не имея точки опоры
и не нуждаясь в ней
потому что не собираешься
идти бежать или прыгать
не думаешь даже о том
чтобы стоять на месте
и о том чтобы парить в пустоте
тоже не думаешь
не думая ни о чем
позволяешь мыслям
резвиться играть
или величаво прогуливаться
наблюдая со стороны
за их плясками
играми
вечерними дефиле
отстраненно-непричастный
одинокий невинный
не думая об уходящем настоящем
и наступающем будущем
заботясь лишь о том
чтобы не помешать их танцу
или тихой прогулке
здесь нужно быть сдержанным
осторожным
одна запнется и конец веселью
антракт затянется до вечера
до следующего дня
а то и на неделю
и в это время ты ни жив ни мертв
как мертвая крапива
по-русски правильнее сказать глухая
яснотка белая
средь белых роз чужая


4

вначале непроизвольно
отзываясь на впечатление
радуясь открытию
обретению
расширяя свои владения
поднимаясь все выше
оставляя внизу
сгоревшие леса
рухнувшие строения
затем уже только делая вид
что тебе это нравится
создавая предмет симпатии
зная что он всего лишь
проекция
неудовлетворенного
и обреченного на отказ
желания
неважно чем вызывается
это пламя
лучом извне
или внутренним напряжением
так или иначе
со временем оно гаснет
приходит последний день
когда интерес к игре
истощается
прибегая к сравнению
можно сказать
Эрафия гибнет
и не возрождается
Любовь отныне лишь
незнакомое имя
и каждое стихотворение
эпитафия


5

подбираешь слова
будто выкладываешь дорожку
из плиток
думая что она приведет тебя
в дивный сад
который тебе часто снится
или грезится смутно
как что-то безмерно широкое
цветущее
полное ароматов
пахнущее жасмином
и другими цветами
иной раз не знаешь что хотел бы услышать
запах сирени или запах жасмина
в каждом есть свой невыразимый
необъяснимый оттенок
но слить их вместе
наверное неудачная мысль
пусть каждый живет
поблизости от другого
так чтобы можно было идти
от запаха к запаху
словно проходя через анфиладу залов
или садов
или каких-то пространств
без названия
складывая слова думаешь
что продвигаешься дальше и дальше
по многоцветной дорожке
но оглянувшись назад замечаешь
как неровно уложены плитки
и эта неровность вызывает сомнение
верно ли выбрано направление
хотя на самом деле
об этом можно не беспокоиться
главное чтобы плитки лежали ровно
чтобы слова подходили
друг к другу так плотно
будто они созданы друг для друга
созданы для этой дорожки
если бы так все и было
она обязательно
привела бы тебя в тот сад
даже если ты выбрал направление наугад
но взглянув как бы заново
на результат своего труда
видишь что все получилось не так
как ты представлял
или за ночь что-то случилось
почва как будто местами вздыбилась
или наоборот провалилась
а там где плитки подходят
расположением и размером
они не согласуются по узору и цвету
оправиться от такого открытия
нелегко
но постепенно
к таким несчастиям привыкаешь
и не то чтобы их ждешь
но допускаешь
что именно такую картину
увидишь утром
стараешься приготовиться к ней
быть мудрым
держаться стойко
не отчаиваться в своем занятии
каким бы безнадежным ни казалось
все предприятие
иногда удается переложить
участки дорожки заново
но чаще приходится начинать все заново
и эта работа заменяет тебе мечту
потому что одинокий строитель
ты понял постепенно тебе открылось
выяснилось уяснилось
что правильных совершенных
дорожек здесь не построить
а те что не совершенны
ведут в пустоту


Рецензии