Войны... Из недавнего Былого 2024

«К вопросу об Элите (и не только) по итогам Войны»

До Итогов Этой – пока ещё шагать и шагать...
Но. Мы – о России.
После распада Союза эта Война, пожалуй, вторая. Первой можно считать Чеченскую (с её раздвоенностью: 1994-1996, 1999-2000 годы).
Пятидневная «кампания» в Грузии (Южной Осетии), притом, что она являлась «репетицией» к нынешней, имела существенно иные масштабы. Чеченская, конечно, тоже многим отличалась от т. н. СВО, но там были достаточно серьёзные потери. Как среди военнослужащих (российских), так и среди гражданского населения той страны (местности), на территории который велись военные действия.
Какой «вклад» в обновление российской элиты внесли непосредственные участники тех событий-сражений (а тысяч сто через их горнило прошло), не ведаю. Не прикидывал.
Из истории СССР (так лЮбого сердцам многих нынешних запутинцев) можно прикинуть Афганскую и... Да ту Великую. С учётом того, что Великая жахнула по территории и всему, что там пребывало, уже самой Империи (тогда – Красной).
Что «афганцы» приняли участие в «чёрном переделе» 90-х – факт. Их включение в собственно элитные превращения – опять-таки, скорее, вопрос, чем нечто, имевшее серьёзные последствия.
А вот с Великой (при всей её исключительности) кое-что можно и встряхнуть-перетолковать.
Пара слов о «не только». По названию. В перечне поствоенных последствий.
В принципе, упоминая о «чёрном переделе», я об одном «из» уже оговорился. А именно – о росте преступности.
Что СССР в первые послевоенные годы, а затем и в 50-е был охвачен разгулом не просто преступности, но оголтелого бандитизма, известно достаточно хорошо. Известно, и не раз отражалось в литературе и кинематографии (хотя бы с «Места встречи»).
Проводился и анализ причин распространения этого феномена.
Отдельная «статья» в этой оказии – причастность к ней ветеранов войны. Заслуженных и рядовых.
Заслуженных – вплоть до Героев Советского Союза.
Звёздочки, кои сегодня вешают на отличников СВО, от тех (советских) отличаются немногим. Мы – пока только о значках...
А так...

«Ну что же они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...»

Тем более, что и Героем в такой стране становится любой. Когда страна (Власть) прикажет.
Однако.
А оттуда... Пожалуй, сначала, об одном из самых странных. Тем более – с «оттяжкой».
3 мая 1963 года был расстрелян... Да и не рецидивист какой-то, а просто Герой Советского Союза (лишённый звания и всех наград уже посмертно, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля того же года) Пётр Варнавович Полоз. 1913 года рождения. Лётчик-истребитель. Первый орден Ленина получил ещё в 39-м, за Халхин-Гол.
Украинец, кстати (к слову).
В отставку вышел в 1947-м. Подполковником. На снимке ниже – ещё майором (Героя получил 1942-м).
Проживал в Киеве.
Проживал, вроде, как нормально. Да вот в июле 1962-го пригласил к себе в гости (по-соседски) начальника личной охраны Н. С. Хрущёва Фомичёва. Вместе с женой.
Как того занесло в Киев?! И причём тут соседство?
А просто Никита Сергеевич возвращался тогда из заграничной поездки в Москву. Разумеется, с охраной. Ну, и остановился проездом в Киеве.
А Фомичёв этот своё жильё в столице Украины имел. В том же доме на улице Артёма, где проживал и бывший лётчик. Ну, и заглянул охранник Первого (в паузе) к жене. На квартиру. А герой, возьми их и пригласи. Посидеть. Семейными парами.
Что там произошло дальше, никто толком не знает. Единственный свидетель случившегося жена Героя Евдокия Полоз доложила лишь о том, что мужчины стали ругаться. А в итоге Петя соседа пристрелил. Заодно с женой (женой Фомичёва). Пристрелил, вероятно, из личного, который где-то у заслуженного ветерана хранился.
Мабыть, из ревности. Ибо, по слухам, Пётр Варнавович был шибко ревнив. С женой (собственной) частенько скандалил. Но пристрелил (в пару к вероятному соблазнителю) отчего-то не её (свою), а чужую.
Бывает... Даже с Героями.
Но – не ординарный. Случай. Тем более, что не рецидивист (а среди Героев и такие встречались).
Правда... Как посмотреть.

«Моя профессия – убийца. Чем больше я убивал, тем больше руководители государства меня поощряли. Жертвами были не только немецкие лётчики. Мирное население тоже. Разве они не люди? Я не оправдываюсь. Я заслуживаю, чтобы меня расстреляли, но я хочу рассказать народу, почему я это сделал. Ведь я не родился убийцей. Каждый мой боевой вылет и сбитый самолёт, а значит, чьи-то смерти – это орден, чин, почёт. Значит, я должен отвечать не только за это убийство? Я не один такой. Я не прошу суд ни о каком снисхождении. Я – лётчик! Я – свободный человек! Это моя стихия, и ни о какой мере наказания, связанной с лишением свободы, речи быть не может. Я поддерживаю требование прокурора о вынесении приговора со смертной казнью».

Последнее слово Героя (пока ещё не лишённого) на суде.
Мабыть, на эмоциях. Но – заслуживает! Тем более, что – не рецидивист. И даже не вагнеровец.
А неужто были!? Мы – о рецидивистах-героях.
Увы! А то и: А как же!
Василий Григин (чуть ли не Гигин, хотя из таких «патриотов», как Вадимка, в ту войну получались добрые полицаи). 1919-го рождения. Пехота. Будучи сержантом, отличился в 1944-м при форсировании Дуная. Героя удостоен 24 марта 1945-го. Вследствие ранения потерял глаз. Носил повязку.
Вероятно, именно это стало главной причиной его дальнейшего перевоплощения.
Всё началось с борьбы за справедливость (кому такое вершить, ежели не Герою?!). Решил наказать взяточника-фельдшера. Избил и едва не утопил.
4 года лишения свободы. Вышел через два. Но тут же схлопотал второй срок (небольшой) за оскорбление (всего то) местного чиновника.
В мае 1950-го Василий Филиппович попал уже всерьёз. На 10 лет. На этот раз за изнасилование. Подумывали и о лишении всех наград, но в 1953-м (под смерть вождя) амнистировали.
Но страстотерпца было уже не остановить. Синдром «геройства» (а то – «победителя») оказался неодолим.
1958-й – кража.
1962-й – злостное хулиганство.
1963-й – умышленное нанесение тяжких телесных повреждений.
Все эти подвиги сопровождали судимости.
В 1964-м Власть таки не выдержала и лишила неудержимого всех наград.
С 1971-го по 1983-й бывший сержант загремел в не столь отдалённые ещё четырежды.

[Краеведы, изучавшие историю падшего героя, полагают, что в 1970-х Григин совершал преступления только для того, чтобы снова вернуться в тюрьму. На свободе у него не осталось ни дома, ни близких, которые могли бы его принять и обогреть. За колючей проволокой ему было все также понятно и просто, как в молодости на фронте.]

В свете происходящего нынче судьба Григина выглядит вполне актуальной и поучительной.
По совокупности – 36 лет отсидки. В 1986-м (в 67 лет), наконец-то, стал на праведный путь.
Выйдя из тюрьмы тяжелобольным и немощным, был до конца дней (1991-й) устроен в больнице.

[Умер Григин в год развала СССР и был похоронен в общей могиле, как невостребованный – людей, которые могли бы достойно проводить его в последний путь, не оказалось.]

Если сравнить этих двух (из «свихнувшихся» героев) – лётчика и пехотинца, то главное отличие состоит в том, что Григина понесло сразу. И не скажешь, что по нарастающей. В основном – в «злостное хулиганство» (подумаешь, разок изнасиловал). Да ещё – «за справедливость».
А Полоз «затаился». В своём «фронтовом». Всё копил-сдерживал. Аж 17 лет! Зато и рванул. «За Родину, за Сталина». За отданный хохлам Крым (шучу, конечно). Так он и сам – как бы украинец.
Вот и отыгрался на начальнике личной охраны. Никиты. А что и жену того Фомичёва... Так просто подвернулась. Хотел – свою, а пульнул в эту.
Если кто-то подумает, что они (эти двое) – исключение, разочарую. Даже среди настоящих (удостоенных) Героев хватало и покруче. Как по части рецидива, так и откровенного бандитизма. А если о всех фронтовиках...

[Секретно.
ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ СУХОПУТНЫМИ ВОЙСКАМИ
МАРШАЛУ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Товарищу КОНЕВУ И.С.
10 января 1947 года
1/1-38102-46/0384
Командир взвода инженерной роты 22 гв. кадрового мехбатальона Герой Советского Союза лейтенант АНТОНОВ, вместо наведения порядка и воинской дисциплины во взводе, пьянствовал с подчинёнными, в результате чего они уходили в самовольные отлучки и занимались бесчинством.
В ночь на 8 октября 1946 года АНТОНОВ организовал группу из 4-х солдат вверенного ему взвода и совершил вооружённое ограбление немца Шмоль, забрав носильные вещи и три бочки горючего.
В ночь на 10 октября 1946 года АНТОНОВ вызвал к себе солдата ДОГАДКИНА, которому приказал вторично ограбить немца Шмоль, при этом АНТОНОВ начертил ДОГАДКИНУ схему расположения комнат и подхода к дому Шмоль.
Это приказание ДОГАДКИН выполнил совместно с солдатами КОНЯХИНЫМ и ВЕЛИКЖАНИНЫМ.В эту же ночь ДОГАДКИН, КОНЯХИН и ВЕЛИКЖАНИН ограбили ещё трёх немцев. Все награбленные вещи были переданы АНТОНОВУ.
В ночь на 13 октября 1946 года солдаты ДОГАДКИН, БУДАКОВ, МЕЛЬНИКОВ и КОКОИЛОВ под руководством старшины роты – Героя Советского Союза мл. сержанта ЛАКТИОНОВА ограбили немца Мельника и изнасиловали при этом его дочь Элаи Бартш.
Лейтенант АНТОНОВ приговорён к 8 годам, а мл. сержант ЛАКТИОНОВ к 6 годам лишения свободы с ходатайством перед Президиумом Верховного Совета СССР о лишении их званий – Героя Советского Союза.
Остальные участники грабежей осуждены к разным срокам лишения свободы.
Военный прокурор сухопутных войск Генерал-майор юстиции /ЧЕПЦОВ/
Надзорное производство Главной военной прокуратуры № 38102/46]

Не «Чёрная кошка», конечно, но... ОПГ! И аж с двумя Героями Советского Союза.
К слову... А были группировки и повеселее. Не без Героев.
Или. Как в том армянском анекдоте. Чуть забавнее.

[Президиум Верховного Совета СССР
Отдел наград
10.05.83 г. 2-3372-83
На № 218-ОН от 25.03.83 г.
Заключение
по ходатайству Пилосяна Г.А. о восстановлении в правах на награды
18 июля 1946 г. Пилосьян (так в приговоре) Гегам Акопович, 1914 года рождения, осужден военным трибуналам гарнизона советских войск г. Будапешта по совокупности преступлений, предусмотренных п. «в» ст. 162, п. «д» ст. 193-7, п. «а» ст. 193-17, ч. Ш ст. 167 и ст. 174 УК РСФСР, к 4 годам лишения свободы, с лишением воинского звания «старший лейтенант» и возбуждением ходатайства перед Президентом Верховного Совета СССР о лишении его звания Героя Советского Союза, ордена Отечественной войны 1 степени и медали «За боевые заслуги».
Он признан виновным в том, что в ноябре 1945 г. в Вене похитил легковую автомашину «Ситроен», принадлежавшую командующему французскими оккупационными войсками в Австрии, приехал в ней в г. Будапешт, где хотел ее продать, но не успел, т. к. в ночь на 25 ноября 1945 г. ее у него украли и продали венгерскому гражданину Данько Имре.
Пилосян, обнаружив у него эту машину и угрожая расстрелом, потребовал за автомашину 1000 долларов, но тот денег не нашел и дал Пилосяну 890 гр. золота.
27 февраля 1946 г. Пилосян дезертировал из армии и на присвоенной им трофейной автомашине «Опель-Олимпия» уехал в г. Будапешт, где она у него была изъята военной комендатурой.
2 марта 1946 г. Пилосян, угрожая оружием, отобрал у венгерского гражданина Пожгои Режю автомашину «Опель-Олимпия», уехал на ней в Вену и продал ее австрийскому гражданину за 12 тыс. шиллингов.
9 марта 1946 г. Пилосян был задержан.
По полученным из МВД СССР сведениям Пилосян был судим еще четыре раза:
15 января 1954 г. нарсудом 4 участка Калининского района г. Тбилиси по ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. (наименование Указа в справке МВД СССР не указано) к 5 годам лишения свободы;
10 января 1957 г. нарсудом 2 участка г. Кисловодска по Указу от того же числа (наименование тоже не указано) к 10 годам лишениям свободы;
25 мая 1961 г. нарсудом Хостинского района г. Сочи по ч. ст. 144 УК РСФСР (кража, совершенная повторно, или группой лиц, или с применением технических средств, либо причинившая значительный ущерб потерпевшему) к 5 годам лишения свободы;
20 мая 1967 г. нарсудом Спандарянского района г. Еревана по ч. 2 ст. 149 УК Армянской ССР (умышленное уничтожение или повреждение личного имущества граждан, совершенное путем поджога или иным общеопасным способом, повлекшее человеческие жертвы, или причинившее крупный ущерб, или иные тяжкие последствия) к 5 годам лишения свободы.
Из мест лишения свободы Пилосян освобожден (после последней судимости) в 1970 г., в настоящее время работает накладчиком 5 разряда и ходатайствует о восстановлении в звании Героя Советского Союза и в правах на указанные в приговоре награды, которых он лишен Указами Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1949 г. и 29 марта 1957 г.
Учитывая, что Пилосян был судим 5 раз, Прокуратура СССР полагает его ходатайство оставить без удовлетворения.
Приложение: материал на 6 л. от н/вх № 22832 и справка МВД СССР на 1 л., только адресату.
Первый заместитель Генерального прокурора СССР
Государственный советник юстиции 1 класса Н.А. Баженов
Надзорное производство ГВП 3372/83 по делу Пилосяна Г.А]

Как видно из этой справки, Пилосян осуждался реже Григина, но – реально – отсидел за решёткой дольше.
А свой геройский (фронтовой) подвиг Гегам Акопович совершил в апреле 1945 года, когда исполнял обязанности командира батальона 217-го гвардейского стрелкового полка. Во главе отряда автоматчиков Пилосян взял штурмом Имперский мост через Дунай в центре Вены. 28 апреля того же года был удостоен звания Героя Советского Союза.
Отошёл в мир иной в 1991-м. Как и Григин. Как и сам Советский Союз.
В общем, как-то так.
А ведь та Война была Священной! И большинство героев шли на фронт не из тюрем. Да – были штрафники, но таких целенаправленных наборов из мест заключения, как на «Отечественную Специальную»... Это – вряд ли.
Мы – к тому, чего стоит ожидать от нынешних. Коих ВВП уже и в Элиту спроваживает. Дабы передать Россию в надёжные руки.

12-13.03.2024


Рецензии