Образ Кощея с точки зрения юнгианского анализа
Автор статьи: Психолог, Сказкотерапевт
Образ Кощея Бессмертного с точки зрения юнгианского анализа
Кощей Бессмертный — один из самых загадочных и многогранных образов славянского фольклора. За привычной маской «абсолютного зла» скрывается сложный архетипический паттерн, отражающий глубинные конфликты человеческой психики. В русских сказках Кощей является самым главным антагонистом. Именно он навлекает всякие беды и несчастья на сказочные царства. Именно он похищает царевен и заставляет добрых молодцев и царевичей отправляться в опасный путь за тридевять земель, чтобы вызволить своих возлюбленных из его плена. Но если рассматривать его образ через призму юнгианской психологии, Кощей предстаёт не просто злодеем, а Теневым Отцом — воплощением закона без милосердия, власти без любви, силы без сострадания.
В сказках, книгах и фильмах, Кощея часто изображают как ожившего мертвеца, скелета, едва обтянутого бледной кожей, в серебристых латах, украшенных самоцветами, с огромным двуручным мечом и короной с сияющими драгоценными камнями на бледном челе. Тонкокостное лицо Кощея не выражает ни радости, ни злобы. Оно холодно и бесстрастно, а тёмные глаза пронзают самую душу. И это немудрено, потому что, по одной из версий, имя сего героя происходит от древнего славянского слова "кощь", то есть, "кость". Во многих сказках Кощей живёт в далёком царстве-княжестве, в высоком, мрачном дворце, который охраняют могучие войска нежити и нечисти. Там он хранит свои богатства, и, проходя по крепостным стенам, продуваемым холодными ветрами, мрачно смотрит вдаль, где за Рекой Смородиной, за Калиновым Мостом, простираются благодатные, полные жгучего солнечного света земли смертных. В сказках Кощей представляет собой абсолютное зло. Страшное и могущественное. Всё то, что присуще хитрому, умному, но наделённому абсолютно чёрной душой и злыми помыслами, человеку. Он убьёт без колебаний. Он предаст, обманув доверие. Он мастерски сплетёт чары лжи и полуправды так, что никто не сможет вырваться из его сетей. Этому соответствует одна из теорий происхождения имени Кощея от слова «кощун», что означает богохульник, тот, кто насмехается. То есть, тот, кто бросает вызов установленному миропорядку, и не испытывает никакого стеснения по этому поводу. Так же, это слово связано с практикой магии, с тайными знаниями и мастерством. В одной из сказок, моей любимой сказке о царевне-воительнице Марье Моревне, Кощей предстаёт как пленник у доблестной и прекрасной княжны-воительницы. Он томится у неё в плену, и выбирается оттуда благодаря невольной помощи Ивана Царевича, возлюбленного жениха Марьи, который пожалел несчастного и напоил его водой по его просьбе. Чем ответил Кощей — догадаться несложно. Похитил Марью Моревну, и лопушку-жениху пришлось тащиться за тридевять земель, чтобы вызволять из плена возлюбленную красавицу-невесту.
Таким образом, Кощея можно рассматривать не только как злодея, но и как силу, которая ведёт Героя по пути инициации, иными словами, его перерождения, превращения из ребёнка, наивного и невинного, непосредственно в мужчину и Героя, который может и умеет строить, созидать, отстаивать, защищать, добывать. Который следует за своей Душой, за своим Предназначением.
1. Кощей как образ архетипа Теневого Отца
Сразу хотелось бы оговориться: то, что описано ниже, это не жёсткая истина в последней инстанции, это обобщение наблюдений, которые были сделаны психологами в определённом культурно-историческом контексте. Следует помнить, что жизнь, как и всегда, намного многограннее и сложнее, чем набор застывших фактов и догм.
В юнгианской традиции Теневой Отец — это искажённый образ мужского начала, лишённого тепла и гибкости. Он, в основном, обладает следующими чертами:
Жёсткость и неумолимость. Кощей — «буква закона» без духа: он требует подчинения, но не даёт защиты.
Связь с богатством и смертью. Его дворец — царство мёртвых, где золото и драгоценности символизируют неподвижную психическую энергию(например, непрожитую боль, застывшую в «камне», или же, «закопанные» таланты, которые, по ряду причин, не были реализованы).
Отсутствие эмпатии. Его бесстрастное лицо — маска замороженных эмоций, а тёмные глаза выдают провал в Тень— ту часть психики, где скрывается подавленная уязвимость.
Таким образом, можно сказать, что Кощей — это власть, которая забыла, что служит жизни. Он не царь, а раб собственной негибкости, собственных тревог, страхов и боли.
2. Кощей как «окаменевший» герой: травма и трансформация
К сожалению, ресурсов о нашей, родной древней традиции (русской и в целом славянской), и точных данных по ней почти не осталось. К сожалению, на этой ниве очень много разных спекуляций и выдумок, о целях распространения которых можно только догадываться. Но, тем не менее, мне бы хотелось рассмотреть одну версию происхождения Кощея, которая почему-то мне очень запала в душу.
Существует версия, что Кощей некогда был удалым русским богатырём. Ладным, пригожим, храбрым и сильным. Крушил он врагов сотнями и слыл непобедимым. Однако, случилось так, что тёмные силы хитростью захватили его в плен. И, похоже, имело место предательство, которое, впоследствии и надломило дух героя, ввергнув его в пучину разочарования и отчаяния. Физическая боль от тяжёлых пыток, душевная боль, вызванная ложью и полуправдой служителей Тьмы, сломили дух богатыря, и тот пал во Тьму.
Как и раньше, быв великим воином, но теперь он служил иным богам, и получил он от них иную силу и власть. Силу древнего тёмного чародейства и власть над мёртвыми.
Но, несмотря на то, что замёрзли израненные сердце и душа бывшего богатыря, остались в нём искорки любви к родной земле и стремления к справедливости, которые так и не сумели затмить злость и ненависть, порождённые болью и отчаянием. На мой взгляд, такой образ Кощея играет новыми красками, становится более ясным, и в то же время, более глубоким, близким человеку. Как часто бывает, что под тяжелейшими ударами невзгод и испытаний, человек становится жёстче и суровее. Он обретает большие силы, но, при этом, словно теряет часть самого себя, часть его погружается в холодный мертвенный сон, подобно тем царевнам, которых Кощей держит в башне своего дворца под строгим, но, в то же время, любящим и, в чём-то даже, трепетным надзором. Подтверждением такому появлению образа может служить ещё одна версия этимологии его имени - происходящая от тюрксого "раб", "невольник". Возможно, действительно, Кощей представляет собой символ доблестного духа, который, испытав страдания и разочарования ожесточился, став проявлением жестокой и бескомпромиссной силы?
И если рассматривать именно эту версию, то можно выделить следующие интересные особенности:
Падение во Тьму— классический миф о «тени героя» (как Люцифер или Саурон). Боль, на которую не стали обращать внимания, которую не утолили, не исцелили, превращается в негативный комплекс, захватывающий личность.
Имя «Кощей»(от «кощь» — «кость») может указывать на, своего рода, окаменение души. Его бессмертие — не триумф, а проклятие: он застрял в своей боли, в своей скорби.
Связь с тюркским «кош» (раб)подчёркивает: он и жертва, и тиран одновременно.
Тут можно провести ещё одну интересную психологическую параллель. Согласно теории Доналда Калшедда, такое может случиться с людьми, пережившими нечто страшное и тяжёлое. Их внутренний «богатырь» (эго) ломается, и из его страданий рождается Теневой Защитник — жёсткий, в чём-то даже жестокий, но по-своему оберегающий уцелевшие «искорки» души: ту часть, которая чувствует и страдает от боли. Дональд Калшедд говорил об этом как о «системе самосохранения психики». В книге «Внутренний мир травмы» он описывает, как тяжелая травма создаёт архаичную защиту: часть личности «замораживается», уходит вглубь, а другая — превращается в Стража, который больше никогда не допустит повторения пережитого. Кощей — это и есть такой «хранитель-мучитель»: его жестокость к другим, да и к самому себе, отражает непрожитое страдание самого богатыря.
3. Кощей и женское начало: почему он похищает царевен?
Что касается отношений с женским, с фемининным. В сказках Кощей часто похищает прекрасных девушек (Марью Моревну, Василису). Что характерно, каждая из них обладает своим талантом, особенностями, которые даже немного отделяют их от обычного, профанного мира. Марья Моревна, это прекрасная чародейка-воительница, дева-богатырь, над которой не могут одержать победу самые искусные витязи. Василиса — мудрая чародейка, которой известны тайны мира природы и мира людей. Мотив похищения и заточения этих барышень может означать:
Подавленную Аниму(женскую часть психики). Ледяное царство Кощея — мир, где чувства и жизнь превращены в «мёртвое богатство».
Конфликт между Логосом и Эросом. Кощей — крайность «мужского» рационального контроля, отрицающего мягкость и связь.
Давайте рассмотрим вкратце ещё и такой пример. Если брать сказку «Марья Моревна», то в ней Кощей предстаёт как истощённый измученный пленник, некогда побеждённый прекрасной воительницей, закованный в цепи, в глубоком подвале, что может символизировать глубины души, ту часть, которую мы не видим, не осознаём. Кощей вырывается на свободу, когда Иван Царевич (неразвитое эго, Герой, начинающий свой Путь) жалеет его, поддаётся на его уговоры, питает его силу тем, что даёт ему воды напиться, и, тем самым, освобождает. Что, в свою очередь, приводит к тому, что Кощей побеждает и похищает Марью Моревну, а Эго, Герою, Ивану Царевичу, в поисках своей Анимы-Души, приходится встать на Путь своего становления и развития. Чувствуете иронию? Тень активируется не через борьбу, а через наивное сострадание. Ключевое слово: "наивное", бессознательное, бездумное. Возникает вопрос: а можно было бы избежать освобождения Кощея? На мой взгляд, нет. Более того, это освобождение было необходимо — это часть пути, своего рода, инициация, толкающая Эго на путь развития. Без погружения во Тьму, без столкновения с тёмными сторонами своей собственной души, жизни, мира, развития нет, согласно представлениям аналитической психологии.
4. Как можно победить Кощея? Юнгианский взгляд на «смерть» этого персонажа
Сказочный путь, ведущий к «гибели Кощея» (игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце и т.д.) — это путь к ядру комплекса, который подчинил себе сознание:
Яйцо— символ потенциала, зародыша новой жизни.
Игла— «точка», где сконцентрирована боль (в психотерапии мы пробуем найти ключевое воспоминание, то место, с чего всё началось, помогаем человеку перепрожить эту страшную боль в тёплой, принимающей и сострадающей атмосфере терапии, и тем самым, преодолеть, исцелить эту рану).
Важно отметить, что на пути Герою, Ивану Царевичу, помогают волшебные животные. Щука, орёл, медведь, например. В юнгианской психологии, животные могут символизировать глубинные инстинктивные силы, связанные с жаждой жизни, её силой. Те глубинные источники, которые, с одной стороны, иррациональны, и которые, в общем-то не особенно принято показывать на людях, но которые жизненно важны. Фигуры зверей часто связаны с детской частью психики, её непосредственностью, жизнерадостностью, спонтанностью, которые помогают человеку оставаться живым, настоящим, аутентичным, если угодно, и при этом, решать возникающие задачи. В том числе, задачи социальной реализации, помощи не только себе, но и другим, социализации и, наконец, реализации своего творческого потенциала. Но если мы говорим о человеке, столкнувшимся со страшными, непереносимыми и болезненными событиями, то контакт с этими частями психики может быть затруднён и даже нарушен. Потому что, доступ к ним подразумевает контакт с той частью себя, которая когда-то испытала непереносимую боль. И больше не хочет её испытывать. А рождённый этой болью Защитник будет делать всё, чтобы не дать эту боль испытать снова. Пусть даже и ценой социальных связей и самореализации. В своей книге, Д. Калшед говорит, что травмированная психика создаёт что-то вроде зачарованной крепости, стены которой, одновременно оберегают, и при этом, изолируют, отрезают от мира. Вспомним пленённых Царевен-Красавиц, они живут в золотых садах, ни в чём не испытывают недостатка, их не истязают, не мучают, но их лишили возможности покинуть свою золотую клетку, их держат в неволе, от чего их жизненные силы могут истощаться. Сказочная «игла» Кощея — это и есть тот ключевой элемент боли, который система самосохранения прячет глубже всего, проживание и проработка которого ведёт к исцелению. Найти её — значит рискнуть встретиться с подлинной болью, а не с её «кощеевой» маской».
Таким образом, чтобы одолеть внутреннего Кощея, нужно:
Найти истоки травмы(почему душа «окостенела»?).
Растопить лёд— позволить боли быть прожитой (слёзы могут символизировать воду, то, что лёд был растоплен, и на место лютой зимы, наконец, приходит весна, символ исцеления в сказках).
Вообще, слово "смерть Кощея" взята в кавычки не случайно. С точки зрения юнгианского анализа, Тень, как и любой другой архетип убить нельзя, невозможно. Тень можно интегрировать в процессе трансформации в ходе развития личности, превратить из врага в союзника, в силу, которая помогает жить, работать и творить. Она может быть трансформирована из лютого врага в мудрого друга. Да, которому не стоит давать слишком много власти, к которому стоит прислушиваться, но не стоит идти на поводу, потому что это может снова привести к подчинению Эго Теневым импульсам. В юнгианской психологии любая крайность — это путь к распаду и дестабилизации личности. Личность — это система, в которой всего намешано, всё важно и нужно, но в определённых количествах и концентрациях. Жизненный путь — это поиск того идеального баланса, который может помочь человеку максимально полно проявить себя, при этом уважая чувства и желания других. Это способность найти идеальное соотношение между проявлениями "хочу" и "надо".
Таким образом, "смерть" Кощея - это способ разрушить его чары над собой, расколдовать богатыря и, потом, опираться на его силу, холодный разум и мудрость в решении жизненных задач.
Как говорил К.Г. Юнг, Тень не уничтожается, но превращается в союзника, когда мы перестаём отворачиваться от её правды.
5. Кощей в современном мире
А как, собственно, Кощей может проявляться в обычном мире? Можно ли узнать Кощея, например, в:
Перфекционистах, закованных в доспехи «успеха»?
Самодурах-начальниках, уверенных, что «власть даёт право на жестокость»?
Людях, которые «ненавидят, но продолжают служить» (в токсичных работах, отношениях)?
Вполне вероятно, тут можно отметить, что бессмертие таких Кощеев иллюзорно — оно держится на страхе перед собственной же уязвимостью. Уязвимостью, которая прячется за внешним лоском, холодностью, жёсткостью.
Заключение.
Таким образом, получается, что Кощей — не враг, а зеркало. Он показывает, что происходит, когда сила и власть отрываются от любви и смысла, а боль заталкивается в самый тёмный угол, и о ней пытаются забыть. Иногда, конечно, это важно и нужно, чтобы сохранить целостность психики, защитить её от непереносимых переживаний. Но вечно прятать её невозможно. Да и нужно ли?
Согласно Калшедду, исцеление начинается, когда человек понимает, что «демон» охраняет настоящую святыню. В контексте внутреннего мира, Кощей — не просто монстр. Он страж, который когда-то спас богатыря от неминуемой гибели, заплатив за это холодом и окаменением. Работа с таким архетипом — это не «убийство», а благодарный диалог с той частью себя, что выстояла в адских условиях.
Что охраняет Кощей? Какие раны спрятаны за его золотом? Может быть, под чёрной короной и ледяными доспехами скрывается забытый богатырь, терпеливо и с надеждой ждущий освобождения?
Свидетельство о публикации №125102909459