Свет дрожал в тебе

Ты шла сквозь дождь, — и свет дрожал в тебе, —
Как звонкий сумрак, тайна в каждом взгляде.
Я знал: любовь — не жизнь, а миг вовек, —
И тёплый свет утонет в крупном граде.

И тень ветвей дрожала на стекле, —
Как лёгкий вздох, что прячет он в прощанье.
Я ждал тебя в осеннем позднем дне, —
Где тихо гаснет солнца свет познанья.

И ночь луну склоняет вновь к земле, —
Как шёлк тепла, что тает в лёгком зное.
Я вижу сны, где ты идёшь ко мне, —
И каждый шаг судьбы звучит тропою.

И я молчу, чтоб не спугнуть мечту, —
Как тихий лист, что сохнет на аллее.
Ты — словно свет, что гаснет на ветру, —
И след любви, дрожит в её свеченье.

Твой тихий взгляд — как шёпот над волной, —
Он катит вспять и тянет сердце к морю.
Я был — и нет. И всё теперь с тобой, —
Как свет в стекле, что дышит тихой болью.

Ты не суди — я за тебя молюсь.
Я выбрал путь, где нет конца и меры.
Любовь — мой крест, и с ним я не боюсь
Встречать рассвет и горечь той потери.

Как пуст мой дом, где память — мой покой, —
И стон её, как ветра, в стёкла тонет.
Ты не со мной, — и всё же мир живой
Твоим дыханьем прежде, так прекрасен.

Мне снился свет — и ты стоишь одна, —
И мир земной, как прах, растаял мягко.
Я понял: жизнь — всплеск тихий — как волна, —
Она уйдёт, но ты в ней — вечный отблеск.

И если ночь зажжёт последний свет, —
Я всё приму, как дождь в объятьях лета.
Любовь — не боль, не вечный тяжкий след, —
Она живёт меж жизнью и рассветом.

Авторский комментарий к стихотворению

Это стихотворение — не просто элегия по утраченной любви. Для меня оно стало духовным откровением, попыткой выразить тот миг, когда земное чувство внезапно открывает свою божественную, вечную природу. Я писал его как суфийский зикр — повторение и углубление в один единственный образ: свет, дрожащий в другом человеке. Этот свет — не метафора её личных качеств, а отблеск Божественного начала, «нур», который я увидел сквозь внешнюю форму. Это история о том, как любовь становится путём к познанию Истины, где возлюбленная превращается в проводника, а боль разлуки — в огонь, очищающий душу.

Комментарий к строфам

Первая строфа: Встреча с Вечностью во Времени

Ты шла сквозь дождь, — и свет дрожал в тебе, —
Как звонкий сумрак, тайна в каждом взгляде.
Я знал: любовь — не жизнь, а миг вовек, —
И тёплый свет утонет в крупном граде.

Всё начинается с парадокса: «звонкий сумрак». Это столкновение двух миров: земного (дождь, град) и духовного (свет, тайна). Дрожащий свет — это неуловимая, живая искра Бога в ней. Я осознаю с первой же встречи, что настоящая любовь — «не жизнь, а миг вовек». Это суфийская идея мгновенного, но всеобъемлющего вкуса к Божественному. Я знаю, что этот миг пройдёт («свет утонет в граде»), но его вечная суть уже явлена.

Вторая строфа: Теряя Солнце, обретать Внутренний Свет

И тень ветвей дрожала на стекле, —
Как лёгкий вздох, что прячет он в прощанье.
Я ждал тебя в осеннем позднем дне, —
Где тихо гаснет солнца свет познанья.

«Солнца свет познанья» — это свет обычного, рационального разума, который «гаснет». Осень и поздний день символизируют упадок старого способа восприятия. В этом угасании рождается новое зрение: я начинаю видеть не её саму, а её след, её отражение — «тень ветвей дрожала на стекле». Прощанье здесь — не конец, а начало мистического ожидания, когда физическое отсутствие становится духовным присутствием.

Третья строфа: Нисхождение Благодати и Сон Реальности

И ночь луну склоняет вновь к земле, —
Как шёлк тепла, что тает в лёгком зное.
Я вижу сны, где ты идёшь ко мне, —
И каждый шаг судьбы звучит тропою.

Ночь, склоняющая луну к земле, — это образ нисхождения божественной милости (луны) в мир людей (земли). В суфизме сон часто является состоянием более истинного восприятия. «Я вижу сны, где ты идёшь ко мне» — значит, на уровне духа встреча продолжается. И здесь судьба перестаёт быть чередой случайностей; каждый её шаг «звучит тропою» — осмысленным путём-уроком, ведущим к Богу.

Четвёртая строфа: Дисциплина Молчания и Принятие Бренности

И я молчу, чтоб не спугнуть мечту, —
Как тихий лист, что сохнет на аллее.
Ты — словно свет, что гаснет на ветру, —
И след любви, дрожит в её свеченье.

Молчание — ключевая суфийская практика. Я молчу, чтобы не спугнуть тонкую реальность мечты-озарения. Сравнение с «тихим листом» — это принятие собственного небытия, смирения перед Волей. «Свет, что гаснет на ветру» — это не трагедия, а констатация закона этого мира: всё тленно. Но даже угаснув, свет оставляет «след», который «дрожит» — неуловимое, но реальное присутствие Любви в самой ткани бытия.

Пятая строфа: Растворение «Я» в Любимом

Твой тихий взгляд — как шёпот над волной, —
Он катит вспять и тянет сердце к морю.
Я был — и нет. И всё теперь с тобой, —
Как свет в стекле, что дышит тихой болью.

Это кульминация мистического опыта «фана» — растворения эго. «Я был — и нет» — финальная стадия этого процесса. Её взгляд, как волна, смывает моё индивидуальное «я» и влечёт сердце к «морю» — океану Божественной Единственности. «Всё теперь с тобой» — моё существо теперь существует только в ней и через неё. Боль здесь — не страдание, а «тихое дыхание» этой новой, более одухотворённой жизни.

Шестая строфа: Любовь как Осознанный Выбор и Служение

Ты не суди — я за тебя молюсь.
Я выбрал путь, где нет конца и меры.
Любовь — мой крест, и с ним я не боюсь
Встречать рассвет и горечь той потери.

Любовь становится религией, путём служения («тарикат»). «Я за тебя молюсь» — это не жест жалости, а акт единения: её спасение — это моё спасение. «Путь, где нет конца и меры» — это путь к Бесконечному. «Любовь — мой крест» — это добровольное принятие всей боли трансформации как формы аскезы. Рассвет здесь — символ нового понимания, которое рождается из «горькой потери» иллюзий.

Седьмая строфа: Преображённое Восприятие Мира

Как пуст мой дом, где память — мой покой, —
И стон её, как ветра, в стёкла тонет.
Ты не со мной, — и всё же мир живой
Твоим дыханьем прежде, так прекрасен.

Физическое одиночество («пуст мой дом») больше не означает пустоты духовной. Память становится «покоем», то есть святилищем. И вот чудо: мир, который должен был померкнуть, остаётся «живым» и «прекрасным». Почему? Потому что я научился видеть мир не её глазами, а её жизнью. Её дыхание — это та невидимая сила, которая когда-то оживляла её форму, а теперь оживляет для меня весь мир. Каждая частица бытия наполнена этим духом. Я вижу красоту не потому, что она так видела, а потому что весь мир пропитан, одухотворён самой сутью её существования — её «дыханьем». Это прямое указание на то, что я познал её не как тело, а как душу, и теперь эта душа стала для меня тем самым Божественным дыханием, которое оживляет всю вселенную. Я увидел Божественную красоту («джамаль») в творении, и проводником к этому видению стало само её неуничтожимое жизненное начало.

Восьмая строфа: Откровение о Сути Жизни и Любви

Мне снился свет — и ты стоишь одна, —
И мир земной, как прах, растаял мягко.
Я понял: жизнь — всплеск тихий — как волна, —
Она уйдёт, но ты в ней — вечный отблеск.

Сон становится высшей реальностью. Когда «мир земной, как прах, растаял», осталась лишь она — «стоишь одна» как единственная Реальность. Это откровение: жизнь бренна, как волна, но любовь к ней — это отражение любви к Вечному. Она — «вечный отблеск» Бога в потоке времени. Любовь не к форме, а к сути, которая бессмертна.

Девятая строфа: Итог: Любовь как Просветлённое Пространство

И если ночь зажжёт последний свет, —
Я всё приму, как дождь в объятьях лета.
Любовь — не боль, не вечный тяжкий след, —
Она живёт меж жизнью и рассветом.

Финальная строфа — это состояние полного принятия («рида»). «Последний свет» — символ смерти, конца пути. Но я принимаю его «как дождь в объятьях лета» — как желанную прохладу и очищение. И здесь даётся окончательное определение: любовь — это не эмоция (боль) и не память (след). Она — само пространство бытия, «меж жизнью и рассветом». Это тонкий, просветлённый зазор, где встречаются временное и вечное, душа и Бог.

Заключение

«Свет дрожал в тебе» — это хроника восхождения души, где земная возлюбленная становится зеркалом, отражающим Божественный Свет. Это путь от привязанности к форме — к служению сути, от страдания эго — к покою растворения, от любви к человеку — к познанию Любви как основной силы мироздания. Боль утраты оказалась священным плавильным тиглем, в котором сгорело всё лишнее, открыв нетленный след того самого дрожащего света — в ней, в мире и, в конечном счёте, в себе.

P.S. Мудрый совет: Смести фокус с внешнего на внутреннее. Перестань цепляться за мимолетные черты человека и увидь в нём ту же вечную душу, что и в тебе. Тогда любое расставание перестанет быть тупиком и станет уроком, ведущим к тебе самому. А ваши отношения превратятся из цепочки свиданий в бесконечный, тихий разговор на уровне сердца, который не способны разрушить ни время, ни расстояние.

Слушайте поэтическое прочтение стихотворения в сопровождении Большого симфонического оркестра на VK clip: https://vk.com/clip-229181319_456239130


Рецензии