Знания сила. Поэма
Последний день лета,
А завтра День знаний,
И снова у «детства»
Начнутся терзанья.
Кому-то учёба нужна и любима,
Но это бывает лишь иногда,
Но в целом, конечно, проходит всё мимо,
Не оставляя следа.
Последний день августа,
Тяжёлого месяца, особенно в этом году,
А «молодёжь» подросла уже,
Мы видим, какие идут.
Они очень резкие, кричащие громко,
И часто они сквернословят,
Прохожие жмутся трусливо в сторонку,
Подростки их быстро обгонят.
С Дня знаний начнётся учёба
У маленьких «первоклашек»,
Которые летом бабочек ярких
Ловили на дачах у бабушек.
Не все они будут учиться как надо,
И будут лениться подчас,
Придут в эту школу из Детского сада,
И рады они лишь сейчас.
Потом убедятся, что школа – не «мёд»,
И нужно трудиться в ней так,
Чтоб в жизни потом получить все «зачёты»,
Которые жизнь предлагает.
Не каждый ребёнок поймёт это сразу,
Что нужно учиться «на совесть»,
Есть «вечные дети», обломовы разные,
И знают об этом психологи,
Которые завтра придут в эти школы,
Начнут «изучать» этих деток,
Пытаться внушать им снова и снова
Всю важность и нужность предметов.
; ; ;
Начало календарной осени,
Моя же «осень» началась давно,
Когда на голове вдруг появились проседи
Среди не очень-то густых волос.
Сегодня голова седа наполовину,
И на лице уж множество морщин,
Я вижу в зеркале ту старости картину,
И вспоминаю всех своих мужчин.
Я представляю, как все изменились,
А кто-то умер к этому моменту,
Но головы «живых» все сединой покрылись,
И в корне поменялись все портреты.
Когда нас «осень жизни» настигает,
Тогда нам кажется, что стали мы мудрее,
При том, что слёзы к горлу подступают,
Поскольку мы умрём теперь скорее.
Прожили жизнь свою неидеально,
Она нам приносила много бед,
Потом всё становилось так «нормально»,
Что «молодым» давали мы совет.
По-прежнему в Санкт-Петербурге мрачно,
Хотя сегодня праздничный День знаний,
Ученики, одетые так празднично,
С букетами шагают к школьным зданиям.
Их будут наставлять весь день,
Что начинается серьёзная «работа»,
Придётся им забыть про лень,
Переключиться на учебные заботы.
И «старики», прожившие «своё»,
Начнут за «безделушки» укорять,
О знаниях, как самом дорогом,
Им будут каждый день напоминать.
Покрытые сединами деды
И бабушки с морщинами на лицах,
Ещё не постаревшие отцы
И матери, что иногда девицы,
Приводят малышей сегодня в классы,
Усаживая их за парты,
А на стенах, среди портретов «классиков»,
Висят географические карты.
Им школа даст за десять лет
То, что положено всем по программе,
Но жизнь откроет им «секрет»,
И выяснится, что это лишь начало.
Но нет без этого «начала» дальше жизни,
Без школьных знаний нет движения
В ту сторону, где строят «парадиз»,
И где возможны достижения.
Но даже вуз нам «счастья» не даёт,
Поскольку жизнь богаче и сложнее,
Сил и здоровья много отберёт,
И нам покажет, что всего важнее.
Диплом и аттестат важны, бесспорно,
Но жизнь потребует гораздо большей платы,
Прожить её возможно плодотворно
И стать, в конце концов, действительно «богатым».
Когда приобретём мы опыт
Падений с «высоты» на «дно»,
Подъёмов на те прежние высоты,
Которых не было давно.
Поскольку то, что нас «не убивает»,
Нас делает сильнее, но не сразу,
И этого лишь тот не знает,
Кто не поднялся с того «дна» ни разу.
И «осень» человека будет мудрой,
Когда пройдёт он «круги ада»,
Где борется невежество с культурой,
Преодолеет все преграды.
; ; ;
Мне школа многое дала,
Единственной она была
В том маленьком городке,
Где прожила двенадцать лет*.
Шахтёрский был тот городок,
Детей в той школе было много,
И в переполненные классы
Вливались новые всё массы.
Учительский состав в те годы –
Один из лучших в области,
Предметы все мы изучали,
И песни хором распевали.
И физкультура там была,
Имея все притом права:
И на спортивной мы площадке
Сначала делали зарядку,
В спортивном зале на снарядах,
Пусть и немыслимых нарядах,
Мы упражнялись раз в неделю,
И становились всё сильнее.
Огромный сад был там при школе,
И яблок вырастало «море»,
А рядом с домом был там парк,
И стадион, и тоже сад.
И Дом культуры рядом с домом,
Работа там велась кружковая,
«Крутили» фильмы в выходные,
Спектакли были привозные.
Но главным центром для детей
И их отцов и матерей
Была в те годы школа наша,
А дома – «щи да каша».
Любила я учиться в школе,
В отличие от брата Коли,
Всегда с желаньем туда шла,
Друзей хороших там нашла.
Брала пример с сестёр я старших,
Хотя вначале было страшно,
Но я тянулась, и в учёбе
Не отставала от них, вроде.
Полуголодный быт в те годы,
Как, впрочем, у всего народа,
Не помешал мне получить
Медаль и в МГУ же поступить
(Который уж к тому моменту
Закончила сестра), начать учёбу в самом центре
Москвы, о чём тогда мечтала,
Пока я в школе пребывала.
Учитель школьный мой, историк,
Был слеп, но всё с судьбою спорил,
Любовью «заразил» к предмету,
Тем самым в жизнь вручил «билет».
Он мной упорно занимался,
Найти контакт со мной старался,
Ему я благодарна буду,
До смерти это не забуду.
Мы помним тех учителей,
Которые в нас вложили
Тепло большой души своей
И знания о целом Мире.
Всем тем, что было в них самих,
Они делились щедро с нами,
Потом на всё мы в этой жизни
Смотрели этими глазами.
И математика, и русский,
И география с историей,
Язык английский и французский,
И физика, и химия – важны, не спорю.
Но всё-таки важней всего
То, что заложено в морали,
И что «мы все – за одного»
Упорно в школе прививали.
Нам пригодилось это в жизни,
Когда окончили мы школу,
И все «хотелки» и «капризы»
В нас «заиграли» с новой силой.
Тогда мы быстро убедились,
Что наша жизнь полна препятствий,
И если в школе мы ленились,
Учителя нам «двойки» ставили.
И в жизни стали ставить «двойки»,
Но только в очень жёсткой форме:
Мы оставались безработными,
Коли мы не были упорными.
И знания, что были в школе,
Хотя не все и пригодились,
Солидной стали нам платформой,
Когда мы честно все трудились.
Спасибо тем учителям,
Которые в нас воспитали,
Любовь к своим родным корням –
Основу, собственно, морали.
Но им спасибо и за то,
Что взгляд широкий нам привили
На жизнь всех стран, планет и звёзд,
Среди которых все мы жили.
Законы жизни и Вселенной
Едины и неотвратимы,
И смена разных поколений
Была бы неосуществима
Без передачи этих знаний,
А, значит, и без учителей;
Сегодня отмечаем праздник*,
Он очень важен для людей.
В любые времена «учитель»
Всегда был символом важнейшим
Для всех народов и религий,
Свет знаний в Мир принесшим.
Отдельный здесь сюжет про лето:
Имела «базу» школа эта,
В Алексин боре на Оке –
Турлагерь для своих детей.
И каждый год на пару смен
Я ездила туда к сестре,
Которая была вожатой
И отдыхала вместе с братом.
Мне посчастливилось однажды
Попасть в «Артек» международный,
На III пионерский слёт***,
И это высший в школе взлёт.
Была активной пионеркой,
И ставили меня в пример,
Отсюда та амбициозность,
И было то вполне серьёзно.
Как все, вступила в Комсомол,
Тогда год 1968-й уж шёл …
И нам казалось: впереди
Счастливая такая жизнь.
И даже, будучи студенткой,
Я полагала как-то слепо,
Что все открыты двери,
И в «коммунизм» тогда я верила.
Когда на курсе с «москвичами»
Столкнулась я, и не случайно,
Ведь все они учились там
(А где ж учиться москвичам?).
Увидела я всю «пропасть» между
Столичным уровнем и прежним,
Что окружал меня в посёлке,
И стать в столице «новосёлом»
Без соответствующей «прописки»
Нельзя никак было, по сути,
Хоть будет «семь пядей во лбу»,
Но не пробьёшься ты в Москву.
Дала мне школа очень много,
Потом «тернистую дорогу»
Пришлось пройти мне в МГУ,
Чтоб стать «кандидатом исторических наук».
И здесь я описать могу всё прозой.
Я поступила на истфак в 1969 году. Учились первые два года в центре,
а жили на Мичуринском проспекте. И по утрам мы на троллейбусе, потом в метро добирались до «Проспекта Маркса», где проводили целый день. Учебный корпус находился между Красной площадью и Домом Пашкова, то есть Ленинской библиотекой. После занятий и весьма скромного обеда я шагала в «Ленинку», а иногда гуляла по шумной улице Горького или по Гоголевскому бульвару. Любила очень бродить по Старому Арбату с заходом в переулки, где жили «знаменитости». А вечером возвращалась в комнату общежития, где кроме меня жили ещё двое иногородних девушек и одна болгарка – Галя, Ира, Красимира. Друзей у меня тогда в общем-то не было, мои одногруппницы жили в других комнатах. Только к концу второго курса я сильно сдружилась с болгаркой, учившейся на искусствоведении, и даже на 5-ом курсе была у неё свидетелем на свадьбе. В начале 3-го курса мы переехали на «Ленинские Горы», где были комнаты на двоих в секциях на четверых. Влюбился в меня тогда парень с курса, сын академика, а я была тогда совсем «недотрогой», да и проявила «классовую» нетерпимость. Они жили в боковом крыле высотки на Ленгорах, где были профессорские квартиры. Будучи дочерью «простого шахтёра», я не приняла его ухаживаний, хотя «Записку» храню до сих пор. Потом был «колхоз» – сбор моркови и капусты в Серпуховском районе. На 3-ем же курсе – распределение по кафедрам. Я выбрал «Источниковедение», где тогда уже появились математические методы в истории, а математику я очень любила в школе. После 3-го курса – стройотряд в Целиноградской области Казахстана. Это – «особая песня»: 50-ти дневное «приключение на миллион». Там в меня влюбился студент филфака из Сирии, намного старше меня, но после стройотряда я отвергла его ухаживания. 4 и 5 курсы – это уже полноценная учёба, друзья, новые знакомства, концерты, театры. Шли 19721, 1973 и 1974 годы, когда уже пел Высоцкий, танцевала Майя Плисецкая и т.д. Осень 1974 года – моё чуть не сорвавшееся поступление в аспирантуру. (Из иногородних-«нецелевиков» Я поступила, кажется, одна). Годы аспирантуры – 1974–1977 – я вспоминаю как «самый счастливый период жизни», когда была личная свобода (в смысле бессемейности), не было необходимости работать, но было страстное желание заниматься наукой, возможность общения с «интеллектуальной элитой» курса, слушать лекции выдающихся учёных. Да и жизнь в Москве имела свои огромные преимущества, тем более, в отдельной комнате высотного общежития на Ленгорах, пусть и с «казённой мебелью». Отъезд в Сибирь после успешной защиты диссертации на работу в Омский госуниверситет был весьма печальным. Шёл 1978-й год. Но это уже отдельный сюжет. Там началась совсем другая жизнь.
; ; ;
В столицу не смогла вернуться,
Пришлось к востоку обернуться,
Потом – на север и на юг,
И в Петербурге завершить свой «чёртов» круг.
Похоже, школьная «закалка»
Дала мне хватку и смекалку,
Которую потом я в жизни
Лишь проверяла, и до самой «тризны»
Возможно, буду сохранять,
Боюсь её я растерять.
А мне уже так много лет,
Проблемой стал менталитет.
А то, что «знания есть сила» –
Вся жизнь меня в том убедила,
Ведь главное в судьбе «не рыба»,
А «удочка», которой «рыбу ту ловила».
* Город Сокольники Тульской области, где я жила с 1957 по 1969 годы.
** День учителя 4 октября.
*** Июль 1967 г.
Свидетельство о публикации №125102903635