Кто живёт с умом

По мотивам каракалпакской сказки

Жили в степи когда-то,
В далёкие времена,
При юрте своей небогатой
Два брата - два пастуха.

Пасли байские отары,
Стада байских скакунов...
Жила с братьями - сестра их
Четырнадцати годков.

Умело вела хозяйство:
И хворост в степи наберёт,
И братьям обед сготовит,
Кошмы* им валяет... Вот

Однажды мимо той юрты
Купеческий караван
Караван-баши гуртом
Из Персии вёл в Чимбан.

Был не богат, не беден
Старый вожак купцов.
Но жил при хорошем достатке
И любящим был отцом

Для сына единственного...
Увидел: у очага
Хлопочет красавица много -
Проворна и весела!

Подумал: "И хороша же!
Посватаю-ка её
За сына..." Велит тогда же
Жене угощенье своё

Готовить для пира и звать всех
Аульских красавиц к себе...
Подсел к ним, как между делом:
- Девицы, скажите мне

Что самое есть на свете
Превкусное?..
Те галдят:
Одна называет масло,
Другая, та - виноград.

А бедная девушка скромно
Сидит, не торопит ответ.
- Дочка, скажи-ка и ты нам?..
Вкуснее, мол, соли нет -

Она отвечает. Смеётся
Теперь караван-баши:
Всё правильно, ведь без соли
Невкусны ему беляши!

Он понял: не только красива,
Хозяйственна, но - умна!
И сватов заслал неспесиво
До братьев её с утра.

...Спросили сестрёнку: люб ей
Мол, сын караван-баши?
- Хороший джигит! По сердцу... -
Ответила. Тут пиши

Вопрос о калыме: сваты
Пригнали отару овец?
Но деве того не надо.
И братьям на дела венец

Просить предлагает кляч двух:
Каурую, рыжую...
- На что нам в хозяйстве клячи?..
А та, мол, и объясню:

Каурая будет юрту
Им с места на место возить.
На рыжей, мол, сами ездить...
Глядят сваты: ну, чудить,

Девица решила до свадьбы?
...С собой увезли ответ.
Опять веселится старый
Купец: мол, умнее нет

Снохи его будущей! Клячи
Дороже других коней!..
Устроили свадьбу, значит.
Богатую! Аж семь дней

На ней пировали люди
Аульские. Молодым
Желали уюта в юрте,
Любви!.. И весьма своим

Доволен решеньем отец-то
И выбором... Дни летят
Претёплые быстро! Конец-то
Бывает для них. В аккурат

Зима наступила... Снег вдруг
В тот год обернулся в лёд!
Беда та народ печалит -
Он джутом её зовёт.

Копытом ледовую корку
Овечки не могут пробить!
Падут от бескормицы. Ох же,
И как без скота-то быть

Народу? Купец решает
К себе стариков призвать.
Совета у них пытает:
В беде такой предпринять

Какие аулу меры?..
Сидят старики, молчат.
Страшнее тот джут - холеры
В широкой степи...
- Когда

Ходила к холмам я Красным, -
Вдруг голос сноха подаёт.
- Видала козулю: шастает
С козлятами там. То лёд

В местах тех растаял, видно?
Вот кормятся без беды...
За весть эту очевидную
Хвалил караван-баши

Сноху свою много! Сам же
Скорей оседлал коня,
Поехал к холмам в урочище,
Где не было снега-льда...

...Нашёл вскоре след козули.
И конским помётом места
Пометил, подумав: - Кочуем
Сюда уж назавтра!..
Да

Быстрей развернул коня-то:
Вернуться в аул спешил
С такою прерадостной вестью!
Вот тут он и наскочил

На банду разбойничью! Бросили
С коня караван-баши
На землю - убить замыслили!
Кричит купец: торгаши

Вполне, мол, потянут и выкуп
За жизнь свою заплатить!..
- Зачем убивать? Нет выгоды!
Отару овец получить

Могли бы! А если мало,
То и коней табун!..
Вот только к снохе, мол, надо
Послать двух людей в аул.

- Пусть в точности передадут ей
Такие мои слова:
Растут перед входом в юрту
Два тополя. Пусть она

Деревья срубить прикажет.
А срубленные стволы
На спину верблюдам укажет
Навьючить...
И сундуки

Пускай понавьючат верблюдам!
Мол, надобно у одного
Держать приоткрытой крышку!..
- Ещё, окромя того,

Пускай шестьдесят верблюдиц
Вкруг юрты моей кружат!..
Несут на себе, мол, женщин
Числом тоже - шестьдесят...

Разбойники удивились:
Темны, мол, слова твои!
- Смотри, не заплатят выкуп,
Лишишься ты головы!..

Седлали коней, поехали
Разбойничков - двое - в аул.
Нашли там сноху, передали ей
Всё в точности. "Караул"

Не стала кричать, а братьев
И мужа к себе позвала:
Мол, те "тополя", видать-то -
Разбойники эти два,

Оставлены перед юртой.
Свекровь, мол, и я - "сундуки".
А смелые, мол, джигиты -
Числом шестьдесят - должны

Одеться скорее в платье!
Оружие взять и сесть
Быстрей на верблюдов! В несчастье
Пока, мол, надежда есть

Им выручить свёкра!..
Напали
Джигиты толпой на двоих
Разбойников: развязали
Бандиты, страшась, язык!

Поведали-рассказали,
Где держит главарь купца...
И вот наблюдает шайка
Весьма, значит, радуется:

Женщины на верблюдах
К ним гонят отары овец!
Бегут побыстрее ветра!
...Бесславным же стал конец

Разбойничков в этой сече:
Как яростный ураган,
На них налетели джигиты
Аульские! И обман

Открылся бандитам поздно;
Погибли от сабель те...
Так умница наша просто
Спасла свой народ от бед.

_____
*кошма — войлочный ковёр из овечьей или верблюжьей шерсти. Кошмы вырабатываются и широко применяются в быту у народов, занимающихся скотоводством.


Рецензии