Анатолийская тетрадь
Век, тяжкий камень, лег на плечи Рима.
Империя во мгле.
Но из песков Иерусалима,
По выжженной земле,
Шел новый гул, как ветер по ущельям,
Неясный, как во сне.
Встречало эллинское новоселье
Зарю в чужом окне.
Здесь, в Малой Азии, где воздух спертый
Дышал мифологией,
Где каждый порт был к Риму притертый,
Подкованной стопой, —
Здесь Слово новое искало плоти,
Искало уст и глаз.
И старый мир в своей позолоте
Тяжелел, внимая сказ.
И первый — он. Саул. Киликии
Тяжелый, знойный сын.
Забывший споры академий,
Он стал теперь — один.
Один, гонимый новой верой,
Несущий Слово в мир,
Где мрамор спал, подобно зверю,
Где ждал кровавый пир.
Из Тарса — в путь. Скрипели оси
Римских колесниц.
Икония. Листра. И ноги босы,
И строгость хмурых лиц.
Но в Антиохии, у Оронта,
Где завывал базар,
Впервые брошено с амвона:
«Христианин!» — как дар,
Как вызов, как клеймо, как знамя.
И мир пошел трещать.
И эллин, тронутый губами,
Учился не молчать,
А говорить о том, что выше
Закона и колонн.
Эфес гудел. И еле слышен
Стал Артемиды стон.
Эфес. Здесь Павел. Здесь опора
Грядущих смутных дней.
Здесь Иоанн, чей строгий ворон
Глядел поверх морей.
Здесь, в Meryem Ana Evi, в доме
Над гулом старых плит,
В ночной, апостольской истоме
Душа Ее не спит.
Здесь начинался Век, грядущий
Сквозь кровь и синеву.
Здесь Слово, в Азии живущий,
Пробило скорлупу.
2. Семь церквей и первая кровь
Век шел за веком. Тяжелела кладка.
Раскинулась апостольская сеть.
Уже не тайна, не намек, не складка —
Но сила, что осмелилась гореть.
Как нервы, пролегли дороги веры
По плитам эллинских и римских школ.
И Слово, выйдя из своей пещеры,
Нашло престол.
Пергам, где трон врага. И Смирна. Сарды.
Лаодикия, спящая в тепле.
Семь факелов на имперской карте,
Семь писем, брошенных в золе.
Семь маяков на побережье Азии,
Семь горьких чаш, семь таинств, семь огней.
Иоаннов глас, как отзвук грозной фразы,
Гудел над тяжестью морей.
Но Рим очнулся. Рим — не город,
А воля, камень, легион.
Он видел — в Нем раскол и морок,
Другой, не имперский закон.
Империя, как зверь, вдыхала
Тяжелый ладан божества.
И требовала: «Мало! Мало!
Мне — жизнь. Мне — почесть. Мне — права».
Не божество — в порфире бледной.
Не Кесарь — бог. И в этом — бунт.
В отказе — гибель. Миг последний.
Господство, смена или суд.
И хруст арены. И секунда,
Когда в молчании толпы
Вздымались новые столбы
От христианской здесь молвы.
Того, кто слушал Откровенье.
Святой Поликарп. Ведь он постиг
Ужасный смысл благословенья,
и смысл пронзил его за миг.
Он, сединою убелен,
Смотрел на пламя, как на милость.
«Не отрекусь», — промолвил он,
И время в нем остановилось.
Костер горел. Но пахло хлебом,
Не пахло тлением и злом.
Он шел в огонь, как в храм, под небом,
И освящал собой излом.
Излом эпохи. Камень треснул.
И кровью мучеников, здесь,
Взрастала новым эхом песня,
Неримская, иная весть.
3. Никейский камень
Но пробил час. И скрежет стали
Умолк. И высохла трава,
Где кровь лилась. И перестали
Звучать последние слова.
Раздался голос. Не из катакомбы,
А с высоты имперского орла.
И рухнули былые гекатомбы,
Эпоха новая взошла.
Миланский эдикт. Сын Балкан,
Носитель власти, Константин,
Увидел сквозь седой туман
Иной, неримский паланкин.
Он, в чьих руках был меч и Рим,
Почуял ветер перемен.
И стал, Распятием храним,
Сходить с языческих ступень.
Он дал свободу. Но Свобода,
Освобожденная от уз,
Внутри единого народа
Сплела арийский, горький груз.
И чтобы Слово, став возду;шным,
Не раскололось на куски,
Он, волей строгою, послушной,
Сзывает Мысль из-под доски.
Никея. Город у воды.
Год триста двадцать пятый.
Сюда съезжаются деды,
Как кремень, бородатые.
Собор епископов. Здесь спор
О Сыне и Отце.
О том, чей выше приговор
На огненном венце.
Здесь богословская резьба
Точила догмы нерв.
Здесь решалась Судьба,
Кто — первый, кто — не-перв.
И Символ веры, как гранит,
Был высечен в Никее.
И Троицын закон хранит
Эллады ум, трезвея.
Отныне Азия. Не Рим.
Она — опора веры.
Ум, прежде эллинский, отныне — Им,
Наполненный, сверх меры.
Здесь центр. Здесь купол. Здесь собор
И власть патриархата.
Закончен древний, темный спор.
Настала эра злата.
4. Золотой век и камень Каппадокии
Угасший Рим. Империя иссохла.
Переменился полюс мировой.
Надломлен Запад. Словно тень, эпоха
Скользнула к Азии, над мертвой синевой.
И Константинов град, имперский узел,
Над ледяным поветрием Босфора
Принял венок имперских уз.
Стал центром богословского собора.
Здесь Патриарх. Он — первый после Рима.
Но Рим далек, он здесь не влился.
Здесь — золото. Здесь — Власть. Здесь — Херувимы
Глядят на мир, который изменился.
Здесь воля, что прочней гранита,
Здесь Юстинианов тяжкий сон
Вздымает купол из зенита —
Айя-София. Новый Парфенон.
Нет, выше! Храм, где Мудрость Божья
Парит над тяжестью колонн,
Где свет пронзает бездорожье
Людских умов, племен, имен.
Здесь Византия. Здесь икона —
Не краска, но окно в Иное.
Здесь — Слово, вышедшие из лона
Эллады, стало неземное.
И, как пчелиный улей, Азия
Хранила знанье, спор и чин.
И шла в народ — не для оказии,
А вглубь. В молчание долин.
Ликия. Понт. И в Каппадокии,
Где камень — туф, и воздух — как метель,
Где ветры, дикие, сухие,
Поют степную колыбель, —
Там инок, беглый от соблазна,
Вгрызался в каменную плоть.
Не молотом — молитвой праздной,
Чтоб пустоту перебороть.
И вырастали в скалах храмы.
И в глубине, в ночной тиши,
Горели фресок килограммы,
Как уголь огненной души.
Девятый век. Одиннадцатый. Лики.
Из темноты, из каменной тюрьмы,
Глядят Апостолы. Глядят Святые.
Наследники не Рима — Колымы
Духовной. Здесь, в земле турецкой,
Хранилось то, что мир забыл.
И свет, не греческий, не светский,
Над мертвым камнем не остыл.
5. Манцикерт и полумесяц
Одиннадцатый век. Сухая, злая пыль.
И Манцикерт. Разлом. Разрыв.
Степь налетела, как ковыль,
Знакомый мир остановив.
Не римский меч, не готский щит —
Иная сила, с хриплым криком,
Над Азией седой летит,
В своем величье, диком, диком.
Сельджукский ветер, сух и груб,
Подул на золото икон.
И с полуоткрытых губ
Сорвался православный стон.
И шаг за шагом, как во сне,
Менялась ткань. Менялся звук.
Так в Каппадокийской тишине
Иной, гортанный слышен стук.
И, наконец, Османа тень
Легла на древний ипподром.
Настал последний, страшный день.
Тысячелетний рухнул дом.
Четырнадцать-пятьдесят-три.
Константинополь. Ночь. Закат.
София! Золото твое, смотри,
Одето в траурный агат.
Последний император пал.
Раздавлен камень. Слово смято.
И полумесяц засверкал,
Приняв наследие заката.
Империя ушла во мглу.
Но, словно уголек в золе,
Оставлен свет. На злом углу,
На выжженной огнем земле.
«Миллет». Община. Островок.
Позволено. Дыши. Живи.
Но помни новый свой урок
На новой, отчей, не-крови.
И на Фанаре, в тесноте,
Где узких улиц лабиринт,
Вселенский Патриарх, в тщете,
Огонь апостольский хранит.
6. Наследие и тишина
Двадцатый век и двадцать первый.
Рассеян дым. Погашен пыл.
И только камень, серый, верный,
Хранит то, чем Восток здесь был.
Общины — горстки. Тихий шепот
Взамен собористого шума
И старых плит усталый ропот
Под тяжестью иного гула.
Но память, въевшись в известняк,
Сильнее, чем живая сила.
Идет паломник, как в маяк,
Туда, где вера-глыба стыла.
Эфес. Антиохия. Никея.
Трояны выжженный удел.
Где Слово вышло из пелен,
Где первый догмат каменел.
Идет, от ностальгии весь пьянея,
Потомок дальних тех племен,
Чтоб тронуть здесь святыни смея,
Где воздух соткан из имен.
София! Камень твой, София,
Уже не храм. Музейный свод.
Где пели гимны-литургии,
Толпы безмолвный хоровод.
И в Хоре, где мозаики,
Глядят с небесной синевы,
Уже не слышны веры клики,
От гидов ровненькой молвы.
И Гёреме. Пещерный город.
Где инок выдолбил свой скит,
Теперь ЮНЕСКО. Камень вспорот.
И фреска под стеклом парит.
Тот свет, что был живым когда-то,
А стал — наследием. Печать.
Всемирный список. Код и дата.
Чтоб камню дольше не молчать.
Путь пройден. От шагов Павла
До гида в выцветшем саду.
Земля апостолов впитала
И свет, и бурю, и беду.
И только гул в сухой траве,
И камни, помнящие Свет,
В седой, турецкой синеве,
Хранят апостольский завет.
2023-2025
Свидетельство о публикации №125102800673
