Этюды о знании

ПРОЛОГ

Знание - сила!
Незнание - рабочая сила!
       - Автор в розыске


Умеем мы и знаем больше
Неандертальцев давних лет,
Остались те ж вопросы только:
Кто мы? Зачем есть этот свет?
Нужны ли цели в нашей жизни?
Что плохо есть, что хорошо?
Зачем дана способность мыслить?
И есть ли Высшее Оно?

Мы знаем больше, но не стали
С тех пор нисколько мы мудрей.
Хоть силу грозную создали,
Но нет контроля нас над ней. 
Мы, зная больше, не мудрее,
Не учимся добрее быть.
В войну играем, сатанея,
А знания - поощряют прыть.

Мы в состоянии уничтожить
Себя и мир, где мы живём,
И знания - силу дают множить
И близко то, чего не ждём.




ЧЕГО НЕ ХВАТАЛО НЕАНДЕРТАЛЬЦАМ

Неандертальцы - предки предков
Миллион иль больше лет назад
В пещерах жили на планете
На той, где мы живём сейчас.

Все те ресурсы, что имеем
И наслаждаемся теперь
Они имели!   В самом деле
А что ж мешало «открыть дверь»?

Им не хватало просто ЗНАНИЙ
И технологий, что у нас!
И миллионы лет страданий
Чтоб научиться. Долгий класс.

В тех племенах, у тех народов
Неграмотных, к природе близких
Весь опыт собранный и новый
Из уст в уста вручить спешили.

И как щенят своих волчица
Натаскивает все поколения,
Народ без записей - застывший
В своем развитии, в заблуждениях.

И в песнях, сказках и балладах
Вся мудрость.племени хранилась.
Но как же передать устами
Все то, что в школе мы учили?

Лишь изучивши всё то что знали,
И получив ту эстафету
Ты с этой точки начинаешь
Не часто все мы помним это?

"Мы видим дальше лишь поскольку
Стоим мы на плечах гигантов",
Сказал великий Ньютон это,
А он был гений, нету равных. 

Не поумнели мы нисколько
За тысячи лет цивилизаций,
Вся философия от греков,
А этика из Торы взята.

А с каждым годом знаний больше,
Познать все - жизни нам не хватит.
Но все ж учи всегда, что можешь,
Зачем зря время жизни тратить. 


Как много мы сегодня знаем,
Кто может лишь считать по пальцам,
Живут в аду, считая раем,
По знаниям - неандертальцы.



ЗНАНИЕ УВЕЛИЧИВАЕТ НЕЗНАНИЕ

Знание увеличивает незнание
           Анаксимен (6 век до н.э.)

Известен этот аргумент
Для каждого, кто ищет знание.
Узнаешь что-то и в момент
Вопросов новых понимание.

Причём вопросов новых рой
Намного больше, более сложных.
В том доказательство порой,
Что всё познать нам невозможно!

Ну и как следствие того -
Тот, кто набрался больше знаний,
Незнаний больше у него,
Чем тех, с куриными мозгами.

Не знают мало право те,
Кому Земля ещё, как блюдце!
Кому, кто в шляпе и в пенсне,
Все - натуральные безумцы.

Не всяк, кто существует - мыслит!
Печальна истина, но факт!
По моему, в этом больше смысла,
Чем в том, что выдумал Декарт. 




ЗНАНИЯ ЭТО - МИФ

Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно непознаваемо; но даже если и познаваемо — то необъяснимо для другого.
                - Горгий (480-380 до н.э.)


Он первым был, кто сказал всем,
Что знаний нет!  Не существует!
Что зря мы ищем в них успех -
Они - мираж, их время сдует.

Он был и первым нигилистом
И отрицал он всё и вся.
“Нет ничего сейчас и присно”,
“Не существую даже я“.

Талант всегда даётся свыше,
Таким оратор Горгий был.
Сам Аполлон, его услышав,
Не смог сдержаться, похвалил. 

По крайней мере так считали
Все современники тогда -
Он говорил - все замирали
От восхищения, это да!

Он говорил всегда экспромтом
И свои мысли рифмовал.
А греки в рифмах “съели волка” -
Гомера каждый тогда знал.   

Он был великим демагогом,
Мог “за”, мог “против”, мог никак...
Умел построить фразу с толком,
Что не поймёшь: кто друг, кто враг.

Серьёзный выпад бил он шуткой,
А шутке ставил аргумент.
Унизить мог он прибауткой,
А мог построить монумент.

Мораль ему, как всем софистам,
Условна и не дар богов.
Он и поэтом был “речистым”,
Был у риторики основ.

Нам не дано понять природу,
А коль поймёшь, не объяснишь,
А объяснишь, понять не смогут,
Поймут иначе.  “Знание" - миф!   


Горгий (480-380 до н.э.) — древнегреческий софист, крупнейший теоретик и учитель красноречия

Горгий утверждал, что он учит не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Речь Горгия отличалась особой поэтической выразительностью. Он разработал и применял особые риторические приемы, прозванные горгианскими фигурами: аналогичные по форме и соответствующие по объему фразы, использование параллельных членов предложения и членов предложения, находящихся в антитезе. Для сочинений Горгия характерно ритмическое оформление и подобное звучание завершений.

Согласно Горгию, истинного знания не существует, ведь даже то, что мы лично пережили, мы припоминаем и познаём с трудом; нам следует довольствоваться правдоподобным мнением.



ЗАНИЯ УВЕЛИЧИВАЮТ ПЕЧАЛЬ

Во многой мудрости много печали;
и кто умножает познания, умножает скорбь.
             - Экклезиаст

Есть те, кого печалит знание,
Есть те, кого - отсутствие их.
И если мудрость есть в печали -
Депрессия - гениев мотив.

Известно мудрецам давно -
Взбираясь на вершину знаний,
Ты видишь лишь, как далеко
Тот горизонт, что сердце манит.

Как всё, к чему давно привык
И что считал своей опорой
Уходит из под ног и в миг
Вдруг рушится познаний город.

И все теории твои,
Твои великие идеи
Бесславно выльются в пески
И занесутся суховеем.

Наверно прав Экклезиаст:      
"От мудрости печали ждите",
А вот дурак, он вечно рад -
Доволен всем, что не спросите.

И Грибоедов тоже вторил -
Писал он: "Горе от ума",
А он то знал, был первым в школе,
Так говорит о нем молва.

Но мудрость приравнять к печали?
Тяжел наверно знаний груз,
Или секрет откроют знания?
Какой - подумать я боюсь.

Теперь, когда вы согласились,
Вернёмся в глубь седых эпох
Когда лишь зарождались мысли
В умах у предков тех веков.

Они в неведении счастливом
Все коротали свои дни,
Да и сейчас я многих вижу -
Без знаний, мысли, без тоски.

А нам твердили - "Знание-Сила",
И "век живи и век учись"!
И мы учились, что есть силы -
Не потому ль печальна жизнь?


Экклезиаст или Проповедник  — 33-я часть Танаха, 7-я книга Ктувим, название ветхозаветной книги, которая в христианской Библии помещается среди Соломоновых книг.
Эта книга, кроме древнееврейского оригинала, сохранилась во многих древних переводах, свидетельствующих о её популярности.







ЗАЧЕМ НАМ ЗНАНИЯ

Зачем нам знания, скажите?
Все неприятности от них.
Получше библию прочтите -
Об этом там ведь каждый штрих.

Всех неприятностей начало -
Сорвала Ева вредный плод,
Плод знаний подала Адаму
И оказались у ворот.

Всевышний дал наказ вначале -
“Не знаешь и живёшь в раю”.
Прекрасный климат, размножайся...
Вкусил познание - в тюрьму.

Другой пример - любимый ангел
Красиво звался - Люцифер,
Набрался знаний и зазнался,
Низвергнут - умных всех удел.

Не лучше ль жить сермяжной правдой,
Что надо знать - то скажут вам.
Вам говорят - живёте в Рае,
А не согласных к Соловкам.

Чем меньше знаний - здоровее,
Очки и шляпа не нужны.
И знаешь - ты во всём правее...
А защищают мозг штаны.




ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать.
       —  Станислав Лем


Есть вещи, что полезно знать,
Как жить, работать, как готовить...
Их аксиомой принимать
Учиться и потом не спорить. 

Есть те, что знать совсем не вредно,
Что расширяют кругозор,
Дадут в компании вам место.
Да, эрудиция не позор.

А есть, что вас безумно тянут
И привлекают глубиной.
Одни нашли в заморских странах,
Другим в науке есть покой.

А есть, что лучше вам не знать -
Без этих знаний лучше спится.
И пусть, что вам не избежать,
Но что случится, то случится.

Есть те, кто с кружкой пива дружит,
Где истина всегда на дне
И водка той же службе служит.
Есть также истина в вине. 

И только вам определить,
Что знать, а что не знать полезно -
Ведь вам с тем знанием надо жить...
Но знать всё очень интересно!



НЕПРОЧИТАННЫЕ КНИГИ

Непрочитанные книги умеют мстить.
   - Рэй. Брэдбери.


То, что не знаешь - отомстит
В момент, что самый неудобный:
Сошлётся кто на мысль из книг,
Ты промолчишь, так было модно.

На темы мифов и заветов
В музеях лучшие картины.
На веру лишь авторитетов
Не зная суть,  мы уязвимы.

Не зная прошлого, истории
Мы пропаганде доверяем
О том, как предки наши войны
Все побеждали. Ведь не знаем.

О том что в прошлом мудрецы,
Потратив жизнь, нашли решения,
В том, что не сходятся концы…
А мы не знаем, что есть мнения.

Экклезиаст нам дал понять,
Что знания ведут к печали,
Но мне хотелось бы всё знать
И чтобы вы всё это знали.




ЭПИЛОГ

За знания выгнали из рая,
За знания падали с небес...
Так повелось, что Бог решает,
Что можно знать нам, а что нет.

Бывали знания под запретом -
“Запретный плод” и “самиздат”,
Но разрешались все наветы -
Сын на отца; на брата брат.

Потом допрос и инквизиция
И тройки суд, подвал, стена...
А стоило ль за знания биться?
И только “правда” лишь одна?

В кострах горели люди, книги...
Идеи сжечь не удалось!
Идеям часто шли вериги,
Идеям в рае не жилось.

Нам говорили “Знания - сила!”
Теперь мы знаем - это ложь.
Лишь только “Сила - это сила!”
И силу знанием не собьёшь.

Как много мудрецов не стало
От яда, пули иль костра...
Убить их “сила” приказала,
Кого кормили из ведра.

За знания выгнали из рая...
Чего же ждать нам на Земле?
И “По подобию” влетает
За знания вам, за знания мне.


 


Рецензии
Всё так и есть. Совершенно с Вами согласна.
Спасибо за стихи, они мне понравились и по содержанию и по форме. Абсолютная логика, у меня не возникает с Вами несогласия.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Ада.

Ада Асташенкова   28.10.2025 18:05     Заявить о нарушении
Ещё раз благодарю Вас, Ада!
.
Не стыдно что либо не знать,
Но стыдно к знаниям не стремиться.
И перед тем, чтобы писать
Проверить факты полениться.

Поверить тем кто лжёт давно
С страниц, в эфире и с экрана;
Им так привычно и легко…
Не верьте сладких слов дурману.

Не верьте слухам никогда,
Чтоб стыдно не было нам с вами
Проверьте всё и лишь тогда
Поставьте подпись под стихами
.
С уважением,

Оскар Хуторянский   28.10.2025 18:20   Заявить о нарушении
Это точно. Это само собой разумеется!Сплетни, оскорбления я не слушаю вообще! Слишком много чести, чтобы глупым, что то доказывать. Это значит быть на уровне того ,кто этим занимается.
Спасибо.Ада

Ада Асташенкова   28.10.2025 18:54   Заявить о нарушении