***
Дождь стучал по жестяным подоконникам Троицкой, словно пытался выучить ритм чужого стиха. В подвале, где пахло сыростью и старой бумагой, пять поэтов теснились вокруг кипятильника, сворованного у физиков из университета. Вода в банке из-под болгарского салата булькала, выпуская пар, который клубился под низким потолком, как призрак недописанной строфы.
- Яни, читай Лорку! — крикнул Семён, худой, как вопросительный знак, поправляя очки, заклеенные пластырем.
Яни, девушка с волосами цвета махорки, достала из сумки тетрадь, переплетённую нитками. Её голос, хрипловатый от папирос «Сальва», зазвучал по-испански, будто в подвале внезапно расцвели красные гвоздики. Потом перешла на русский, переводя строчки о луне и крови, о гитарах, которые плачут. Слова падали в тишину, как капли с потолка — сквозь дыру в углу просачивалась осенняя вода.
- Это не перевод, это пересадка сердца, — пробормотал Борис, бывший доктор, теперь писавший сюрреализм под водку. Он тыкал вилкой в печенье «Юбилейное», крошившееся на газету с заголовком «СССР: Последние дни». Вилка блестела, как недоумение — зачем она тут, среди бумаг и свечей? Но когда кипятильник захрипел и погас, именно ею подцепили спираль, оживив огонёк в банке.
- Поэзия — это кипятильник, — сказала Яни, смеясь. — Греет, пока не сгорит.
Снаружи Одесса тонула в перестройке: пустые магазины, павловские рубли на ветру. Но здесь, в подвале, Лорка пел о цыганах, дождь отбивал такт, а крошки печенья на полу казались звёздами. Они читали стихи до рассвета, зная, что мир рушится, но не стихи.
«…И смерть войдёт, притворившись дождём», — закончила Яни.
Кипятильник захлопал, будто аплодируя. А вилка, воткнутая в трещину стены, держала их общую тень — пятёрку поэтов, слившихся в одного, вечного, как голос Лорки в одесской ноябрьской мгле.
________________________________________
Свидетельство о публикации №125102804442
Вот как скатились в бомжи...
Маргинальная гнилая интелигенция ждёт прихода маргинализма,
маргинальная поэзия, маргинальные поэты.
Яркая картинка.
Володя, а "Троицкая" это где?
Какое-то старорежимное название.
Я понимаю, для антуража, но всё таки
ноябрь девяносто первого, а не декабрь.
Игорь Нехаенко Одесса 28.10.2025 13:40 Заявить о нарушении
И время было ни при чём…
Тебя в сосуд своей печали
кто запечатал сургучом?
Отринут пол и вид и время
Пространство стылое горчит
Кто вытащил из подземелья
Весь этот холод сколь(з)ких плит...
http://stihi.ru/2025/10/28/4818
Игорь Нехаенко Одесса 28.10.2025 13:43 Заявить о нарушении
Я жил тогда в Одессе
К проблемам эмигрантского житья
Во многом проще было мне подстроиться –
И всё же часто вспоминаю я
Полуподвальчик старенький на Троицкой .
Сюда
на огонёк
в урочный час
Стекались всех мастей идеалисты .
Вокруг развал,
обман ,
продажность ,
грязь ,
А люди –
не без странностей ,
но чистые .
Читали кто рассказ ,
кто свежий стих –
Соломинка живительного творчества ,
Наверное , не одного из них
Спасала от нужды и одиночества .
И споры возникали невзначай ,
Запальчивые , как у собутыльников ,
Здесь даже распивали крепкий чай ,
Заваренный бурлящим кипятильником .
Азартно ,
становясь почти детьми ,
Мы устремлялись вслед за вдохновением
К вершинам , уготованным для гениев .
Какое это чувство , чёрт возьми !
« Я жил тогда в Одессе » ...
в той же !
В Ней !
За этими словами столько кроется !..
В заветной книге памяти моей
И ты ,
полуподвальчик наш на Троицкой .
Владимир Кромкин 28.10.2025 14:02 Заявить о нарушении
Владимир Кромкин 28.10.2025 14:05 Заявить о нарушении
это рифма (не более того))
Игорь Нехаенко Одесса 28.10.2025 14:11 Заявить о нарушении
Игорь Нехаенко Одесса 28.10.2025 15:29 Заявить о нарушении
Владимир Кромкин 28.10.2025 16:20 Заявить о нарушении
Игорь Нехаенко Одесса 28.10.2025 21:18 Заявить о нарушении