Изгнанники небес

Над лугом гаснет солнце — свет, покров,
И ветер в травах шепчет без участья.
Плывут в раздумье тучи меж холмов —
Они далёки даже от причастья.

Куда их гонит этот серый бег?
Зачем они не знают ни предела?
Как будто каждый — выдох без помех,
И сам себе не выбрал бы удела.

Безмолвны, как забвенье на груди,
Они не знают злобы и прощенья.
Но в их чертах — следы былой звезды,
Как будто был когда-то зов спасенья.

Смотрю я вслед — и не найти ответ.
Им не страшны ни муки, ни забвенье.
Они плывут — без дрожи и тревог,
Не ждут тепла и права на прощенье.

О, тучи, мне бы вольным стать, как вы —
Без боли жить и без огня прощенья,
Не знать ни долга, ни людской молвы,
И тлеть в лучах — без слова и решенья.

Но я — живой. Мне тесен этот свет,
Он дышит мне в лицо тоской и пылью.
Я не могу — идти, не зная бед,
И каждый шаг даётся мне с усильем.

Но я — живой. И боль во мне звучит,
Она горит — как свет в листве пожухлой.
Я не умею — жить и не простить,
Хоть день погас, а небо дышит глухо.

Пусть вы плывёте выше всех вершин —
Учился я не слышать сильной боли.
Не нужен мне — как лёгкий дар — в пути,
Но каждый шаг даётся мне без воли.

Авторский комментарий к стихотворению

Я писал это стихотворение в тишине, когда душа напоминала осеннее небо: пустую на первый взгляд, но полную знаков, образов, теней и ожиданий. Вглядываясь в тучи, я увидел не просто природное явление, а символ души, свободной от страстей, существ без центра тяжести и мыслей, не привязанных к телу. Тогда возник вопрос: кто они? И кто я на их фоне?

Стихотворение передаёт не только голос одиночества, но и тонкую работу самопознания. В суфийской традиции путь к Богу лежит через разлуку, сомнения и боль, и только через них приходит прозрение. «Изгнанники небес» — это размышление о пути, отрешённости и вовлечённости, о выборе и его неизбежной сложности.

Комментарий к строфам:

Первая строфа — вступление в символ

Над лугом гаснет солнце — свет, покров,
И ветер в травах шепчет без участья.
Плывут в раздумье тучи меж холмов —
Они далёки даже от причастья.

С первых строк природа — не просто фон, а живая метафора. Солнце — свет и покров, словно благодать, что отступает. Луг, трава, ветер — целый мир чувств, растворяющийся в пустоте отрешённости.

Тучи — центральный образ. Они отстранённые, небесные, но изгнанные. Тучи уже ничему не принадлежат: даже духовной связи — «причастию» — они далеки. Это суфийская пустыня, где нет ни знаков, ни опор. Здесь ты остаёшься наедине с собой.

Вторая строфа — беспокойство ума

Куда их гонит этот серый бег?
Зачем они не знают ни предела?
Как будто каждый — выдох без помех,
И сам себе не выбрал бы удела.

Здесь ощущается внутренний протест: разум не принимает бессмысленности. Я вижу движение в облаках, но куда оно ведёт? с какой целью? Человек боится бесконечности, потому что там исчезает его «я».

Образ свободного выдоха — это дыхание без напряжения, жизнь без стремлений. Суфий стремится к такому состоянию: не управлять, не желать, а быть самим собой. Но это пугает: «сам бы я не выбрал такой путь» — значит, жить без судьбы, без цели. Это нелогично для эго, но естественно для души.

Третья строфа — молчание как природа истины

Безмолвны, как забвенье на груди,
Они не знают злобы и прощенья.
Но в их чертах — следы былой звезды,
Как будто был когда-то зов спасенья.

Третья строфа — переломный момент. Я перестаю спорить с тучами и начинаю видеть в них следы Божественного. Они молчаливы, но не холодны. Это забытые души, чье прошлое знало зов света. Это память о падении, о древнем свете, как у Иблиса в суфийской традиции: когда-то он был светом, но отвергнут.

Тучи несут спокойствие, но и печать утраты — как душа, ушедшая от источника, но хранящая его свет в себе.

Четвёртая строфа — созерцание и зависть

Смотрю я вслед — и не найти ответ.
Им не страшны ни муки, ни забвенье.
Они плывут — без дрожи и тревог,
Не ждут тепла и права на прощенье.

Это апогей отрешённости. Я наблюдаю, но не понимаю. Они не чувствуют боли, а значит, не знают искупления, греха и надежды. Для нас трагедия, поиск смысла, жажда прощения — всё это имеет значение. Для них же — пустота.

Это одновременно пугает и завораживает. Потому что это совершенное освобождение и совершенное одиночество.

Пятая строфа — искушение отрешённостью

О, тучи, мне бы вольным стать, как вы —
Без боли жить и без огня прощенья,
Не знать ни долга, ни людской молвы,
И тлеть в лучах — без слова и решенья.

Я поддаюсь искушению пустоты. Здесь звучит голос не просветлённого, а уставшего человека. Кажется лёгким быть вне боли, долга и слов. Хочется исчезнуть красиво, как тлеть в лучах, — умереть не от ярости, а от света. Это временный соблазн уйти от страдания.

Но это отказ от участия. Суфий бы сказал, что это ещё не отказ от себя, а усталость от себя.

Шестая и седьмая строфы — возвращение к телу и боли

Но я — живой. Мне тесен этот свет,
Он дышит мне в лицо тоской и пылью.
Я не могу — идти, не зная бед,
И каждый шаг даётся мне с усильем.

Но я — живой. И боль во мне звучит,
Она горит — как свет в листве пожухлой.
Я не умею — жить и не простить,
Хоть день погас, а небо дышит глухо.

Я вернулся к своему телу. Я живой человек, а значит, чувствую. Я принимаю не только боль, но и саму жизнь. Я не могу не прощать и не испытывать эмоций. Во мне есть связь, огонь, который способен гореть и любить. Это мой первый шаг к осознанию жизни как миссии, несмотря на страдания.

Восьмая строфа — смирение и сдержанное пробуждение

Пусть вы плывёте выше всех вершин —
Учился я не слышать сильной боли.
Не нужен мне — как лёгкий дар — в пути,
Но каждый шаг даётся мне без воли.

Стихотворение заканчивается смирением без капитуляции. Я принимаю, что мне нужен путь, даже если он ведет вниз, в тень, а не вверх. Мне не нужен легкий дар или побег. Каждый шаг тяжел и несвободен, но это движение, а не исчезновение. Здесь уже нет жажды избавления, только первый рост из боли, принятие своего предназначения и своего пути.

Заключение

«Изгнанники небес» – это не о тучах. Это диалог с самим собой – о стремлении подняться над болью, оставаясь верным земле, людям, дню.

Это путь от мечтаний о чужой свободе к осознанию своей ограниченности как ценного дара.

В суфийской мудрости не тот свободен, кто уходит, а тот, кто остаётся и проходит свой путь. Если боль – часть этого пути, значит, боль не враг, а ключ к пониманию.

P.S. Не избегай боли — в ней скрывается дверь, которую ищет ваша душа.

Слушайте поэтическое прочтение стихотворения в сопровождении Большого симфонического оркестра на VK clip: https://vk.com/clip-229181319_456239128


Рецензии