Ст-е Весёлое лето в г. Стерлитамак, Башкортостан
Моё стихотворение "Весёлое лето" включено в учебно–методическая рекомендацию
«Использование мнемотехники детьми дошкольного возраста».
Автор–составитель: Муртазина Наталья Викторовна, Захарова Анна Валерьевна,
МАДОУ «Детский сад № 78», городского округа город Стерлитамак Республики
Башкортостан, 2019 г.
Содержание программы:
1. Пояснительная записка
2. Актуальность
3. Цель
4. Задачи
5. Мнемотехника и развитие речи
6. Стихи для заучивания по возрастам а) младший возраст. б) средний возраст в) старший возраст г) подготовительный возраст
7. Мнемотехника и ознакомление с окружающим миром.
8. Мнемотехника и математика а) геометрические формы и фигуры б) ознакомление цветом
9. Список литературы
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Особое внимание уделяю развитию устной монологической речи, т.к. ее развитие закладывает основы успешного обучения в школе. В описании опыта работы я представлен материал, основанный на использовании опорных карт – схем, мнемотехники. В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы. Главный инструмент нашего разума – это память. Чтобы память нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно её тренировать.
Взяв за основу мнение великих педагогов, изучив методики современных педагогов, я использую в работе с детьми приёмы мнемотехники при заучивании стихов, при пересказе художественной литературы, Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Итак, что же такое современная мнемотехника? Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это мощная тренировка внимания и мышления. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: - развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; - перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; - развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
В своей работе, начиная со 2-й младшей группы, я использую мнемодорожки и мнемотаблицы. Их составление происходит при помощи символической аналогии. Актуальность. Мы жив;м в информационный век, поэтому интерес к мнемотехнике возрастает. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Дошкольники учатся самостоятельно кодировать информацию, занося ее в мнемодорожки и мнемотаблицы. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность и в результате этого сама интеллектуализируется. Развивать память — значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.
Актуальность выбранной темы:
• Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;
• Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
• Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
Как работать с мнемотаблицей.
Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.
Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется.
Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы .
Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.
Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок. Разбор таблицы происходит 1-2 минуты
Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для рассматривания а затем дети сами рассказывают по таблице самостоятельно
Чем отличается мнемотехника от других технологий.
• Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.
• Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат. • Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;
• Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника.
• Универсальностью - может использоваться любым педагогом и родителями
Цель моей работы:
- развитие связной речи;
- преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
- развитие мелкой моторики рук; - развитие основных психических процессов
– памяти, внимания, образного мышления; - помогает овладение приёмами работы с схемами, таблицами, символами и сокращает время обучения
Задачи работы:
• - помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;
• - обогащать словарный запас детей, развивать связную речь; учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
• - развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
• - развивать мелкую моторику у детей
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога. Мнемотехника и развитие речи. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
Проблемы речи детей дошкольного возраста: - односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, -неспособность грамматически правильно построить предложение, - бедность речи, - недостаточный словарный запас, - употребление нелитературных слов и выражений, -бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, -неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, -отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, -отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д., -плохая дикция. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти.
Стихи для заучивания по возрастам.
Младший возраст Озорной дождик. «Озорной дождик» Дождик к нам стучит в окошко, Приглашает поиграть. Надевай скорей сапожки, С зонтиком пойдём гулять. Побежим мы по дорожкам Перепрыгнем лужицы. Лист осенний, как кораблик В лужице закружится. Осень Осень Под кустом свернулся ёжик Мокрый и колючий. И косит над лесом дождик, Разгоняя тучи. В листья красные одетый, Улыбается пенёк. Простоял сухой всё лето, А теперь насквозь промок. И. Могилевская Наступила осень Наступила осень Наступила осень, Пожелтел наш сад. Листья на берёзе Золотом горят. Не слыхать весёлых Песен соловья. Улетели птицы В дальние края. А. Ерикеев Заглянула осень в сад Заглянула осень в сад Заглянула осень в сад - Птицы улетели. За окном с утра шуршат Жёлтые метели. Под ногами первый лёд Крошится, ломается. Воробей в саду вздохнёт, А запеть – Стесняется. В. Степанов Следы на снегу Следы на снегу Кто рисует на снегу Длинные цепочки? Кто расставил на бегу Крестики и точки? Это птицы на бегу Оставляют на снегу Тонкие следочки - Крестики и точки А. Кузнецова Снегирь. Снегирь На веточке рябины, как красный огонек, сидит снегирь веселый, расправив хохолок. Он смотрит на тропинку, где девочка везет на санках свою куклу, и ягодки клюёт. О.Дроздова Снегирь Снегирь Выбегай поскорей Посмотреть на снегирей. Прилетели, прилетели, Стайку встретили метели! А Мороз-Красный Нос Им рябинки принес. Хорошо подсластил. Зимним вечером поздним Ярко-алые грозди. Весна Весна К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают под её ногами. Чёрные проталины На полях видны. Видно очень тёплые ноги у весны. Весна Весна Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если все зазеленело И в полях звенит ручей, Если солнце ярче светит, Если птицам не до сна, Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла весна. Подснежник Подснежник Синенький подснежник! – Прячусь я в листве. Солнышко пригреет, Даст дорогу мне. Буду улыбаться, Пахнуть и цвести, Разольюсь лазурью – Глаз не отвести. Г. Томашевская Ромашки Ромашки Есть на новом платье У меня кармашки. На кармашках этих Вышиты ромашки. Наш телёнок глупый На цветы глядел. Наш телёнок глупый Их чуть-чуть не съел! М. Пляцковский Веселое лето Весёлое лето Лето пляшет, Лето скачет, Заливается – поёт. То дождём весёлым плачет, То – на радугу зовёт! Летом сладко, Летом вкусно – Летом ягоды растут. Не бывает летом грустно: Лето – солнечный уют! Н. Самоний.
ПРОДОЛЖЕНИЕ И ПЕРВОИСТОЧНИК:
ВЕСЁЛОЕ ЛЕТО
Лето пляшет, лето скачет,
Заливается – поёт.
То дождём весёлым плачет,
То – на радугу зовёт!
Летом сладко, летом вкусно –
Летом ягоды растут.
Не бывает летом грустно:
Лето – солнечный уют!
Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2011/05/20/8787
ПРИВЕТ ИЗ ПРИДНЕСТРОВЬЯ РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН!
http://stihi.ru/2018/12/04/8729
ИЗОБРАЖЕНИЕ:
Свидетельство о публикации №125102700049
Нина Уральская 31.10.2025 18:02 Заявить о нарушении
