27 октября отмечается Всемирный день трудотерапии
Цель: Помочь людям обрести или вернуть навыки, необходимые для повседневной жизни, такие как одевание, чистка зубов, письмо или работа за компьютером.
Задачи: Эрготерапевты разрабатывают индивидуальные программы, включающие двигательные и умственные упражнения, а также помогают с подбором необходимого оборудования и адаптацией дома.
Для кого полезна: Трудотерапия актуальна для людей после инсульта, травм, а также для детей с особенностями развития и пожилых людей
более 500 000 эрготерапевтов работали по всему миру в 2018 году, что указывает на большое количество пациентов, нуждающихся в такой помощи. Трудотерапия используется для помощи людям с различными заболеваниями и состояниями, помогая им стать более независимыми в повседневной жизни
История
Самые ранние свидетельства использования занятий как метода терапии можно найти в древности. Примерно в 100 году до нашей эры греческий врач Асклепиад гуманно лечил пациентов с психическими заболеваниями, используя лечебные ванны, массаж, физические упражнения и музыку. Позже римлянин Цельс прописывал своим пациентам музыку, путешествия, беседы и физические упражнения. Однако к средневековью эти методы лечения людей с психическими заболеваниями применялись редко, если вообще применялись.
В конце XVIII века в Европе такие врачи, как Филипп Пинель и Иоганн Кристиан Рейль, реформировали систему психиатрических лечебниц. В их учреждениях применялся строгий режим работы и отдыха. Это стало частью так называемого «нравственного лечения» . Хотя в Европе движение процветало, в Соединённых Штатах интерес к реформаторскому движению на протяжении XIX века был нестабильным.
В конце XIX – начале XX веков в рамках мер общественного здравоохранения по борьбе с инфекционными заболеваниями было построено множество инфекционных госпиталей. Больным туберкулёзом рекомендовался режим длительного постельного режима с постепенным увеличением физической активности.
Это было время, когда рост числа случаев инвалидности, связанных с несчастными случаями на производстве , туберкулезом и психическими заболеваниями, привел к повышению уровня общественной осведомленности о связанных с этим проблемах
Движение « Искусства и ремёсла» , существовавшее с 1860 по 1910 год, также оказало влияние на трудотерапию. Оно возникло против монотонности и утраты самостоятельности фабричного труда в развитых странах. Искусство и ремёсла способствовали обучению через практику, предоставляли творческую отдушину и служили способом избежать скуки во время длительного пребывания в больнице.
С конца 1870-х годов шотландский врач, специализирующийся на туберкулезе, Роберт Уильям Филипп рекомендовал пациентам постепенную физическую активность – от полного покоя до легких физических упражнений, а в конечном итоге – такие виды деятельности, как копание, пиление, плотницкое дело и мытье окон. В этот период были основаны фермерская колония недалеко от Эдинбурга и деревенское поселение недалеко от Папворта в Англии, целью которых было трудоустройство людей на подходящую долгосрочную работу перед их возвращением к обычной занятости.
Развитие в профессию в сфере здравоохранения
В Соединённых Штатах профессия эрготерапевта в сфере здравоохранения возникла в начале 1910-х годов как отражение эпохи прогресса . Первые специалисты сочетали в себе такие высоко ценимые идеалы, как сильная трудовая этика и важность самостоятельного творчества, с научными и медицинскими принципами.
Американский социальный работник Элеонора Кларк Слэгл (1870–1942) считается «матерью» трудотерапии. Она отстаивала «тренировку привычек» как основную модель трудотерапии, утверждая, что осмысленные режимы могут формировать благополучие человека, создавая структуру и баланс между работой, отдыхом и досугом. Слэгл была лидером в развитии трудотерапии как профессии, став директором отделения трудотерапии в психиатрической клинике Генри Фиппса в Балтиморе в 1912 году и основав первую программу обучения трудотерапии для инвалидов в Школе профессий Генри Б. Фэвилла в Халл-Хаусе в Чикаго в 1915 году
Первая мировая война
Трудотерапия во время Первой мировой войны: раненые, прикованные к постели, вяжут.
В январе 1916 года британско-канадский учитель и архитектор Томас Б. Киднер был назначен секретарем по профессиональной подготовке Комиссии по военным госпиталям Канады. Ему было поручено готовить солдат, вернувшихся с Первой мировой войны, к возвращению к своим прежним профессиональным обязанностям или переподготовке солдат, больше не способных выполнять свои прежние обязанности. Он разработал программу, которая вовлекала солдат, восстанавливающихся после военных ранений или туберкулеза , в профессиональные занятия, даже когда они все еще были прикованы к постели. Как только солдаты достаточно поправлялись, они работали в лечебной мастерской, а затем переходили в производственную мастерскую, прежде чем их переводили в соответствующую рабочую среду. Он использовал занятия (повседневные занятия) в качестве средства для обучения ручному труду и помогал раненым вернуться к производительным обязанностям, таким как работа.
Первое собрание Национального общества содействия трудотерапии (NSPOT) состоялось в Клифтон-Спрингс, штат Нью-Йорк, 15–17 марта 1917 года. На собрании присутствовали шесть основателей: Джордж Эдвард Бартон, Уильям Раш Дантон , Элеонора Кларк Слэгл , Томас Б. Киднер , Сьюзен Кокс Джонсон и Изабель Гладвин Ньютон Бартон. Сьюзен Э. Трейси и Герберт Джеймс Холл не присутствовали, но считаются одними из ближайших основателей Общества.
Военные воспользовались помощью NSPOT для набора и обучения более 1200 «помощников по восстановлению», которые должны были помогать в реабилитации раненых на войне.
Статья Дантона «Принципы трудотерапии» 1918 года появилась в журнале « Общественное здравоохранение » и заложила основу для учебника, опубликованного им в 1919 году под названием «Реконструктивная терапия» .
Дантон боролся с «громоздкостью термина «трудотерапия», поскольку, по его мнению, ему не хватало «точности смысла, присущей научным терминам». В качестве альтернативы обсуждались другие названия, такие как «трудотерапия», «эрготерапия» (ergo – греческий корень слова «работа») и «творческие занятия», но в конечном итоге ни одно из них не обладало тем широким значением, которое требовала практика трудотерапии для охвата множества форм лечения, существовавших с самого начала. NSPOT официально приняла название «трудотерапия» для этой области в 1921 году.
Маргарет Барр Фултон стала первым квалифицированным эрготерапевтом из США, работавшим в Соединенном Королевстве в 1925 году
В 1947 году в США был опубликован ещё один учебник по трудотерапии под редакцией Хелен С. Уиллард и Клэр С. Спэкман . Профессия продолжала развиваться и переосмысливать себя в 1950-х годах. В 1954 году AOTA учредила премию Элеоноры Кларк Слэгл за лекторскую деятельность в её честь. Эта премия ежегодно присуждается члену AOTA, «который внёс творческий вклад в развитие профессиональных знаний посредством исследований, образования или клинической практики». [ 26 ] Профессия также начала оценивать потенциал использования обученных ассистентов, пытаясь решить проблему постоянной нехватки квалифицированных терапевтов, и в 1960 году были введены образовательные стандарты для ассистентов по трудотерапии.
1960-е и 1970-е годы были временем постоянных изменений и роста профессии, поскольку ей было трудно внедрять новые знания и справляться с недавним и быстрым ростом профессии в предыдущие десятилетия. Новые разработки в области нейроповеденческих исследований привели к появлению новых концепций и новых подходов к лечению, возможно, самым новаторским из которых стал сенсорно-интегративный подход, разработанный А. Джин Айрес.
Профессия продолжает развиваться, расширяя сферу своей деятельности и сферы применения. Наука о занятости , или учение о занятости, была основана в 1989 году Элизабет Йерксой в Университете Южной Калифорнии как академическая дисциплина для проведения фундаментальных исследований в области занятости, поддержки и развития практики трудотерапии, основанной на занятости, а также для разработки базовой научной основы для изучения тем, связанных с «занятостью».
Кроме того, функции специалистов по трудотерапии расширились и теперь включают политическую пропаганду (от низовых организаций до высшего законодательства); например, в 2010 году в Законе о защите пациентов и доступном медицинском обслуживании (PL 111-148) был включен пункт о квалификации, принятый во многом благодаря политическим усилиям AOTA. Кроме того, специалисты по трудотерапии стремятся в личном и профессиональном плане к концепциям трудовой справедливости и другим вопросам прав человека, которые имеют как локальное, так и глобальное значение. Ресурсный центр Всемирной федерации специалистов по трудотерапии опубликовал множество заявлений о роли специалистов по трудотерапии в отношении их участия в решении вопросов прав человека.
В 2021 году журнал US News & World Report поставил трудотерапию на 19-е место в своем списке «100 лучших профессий».
Эрготерапевт систематически работает с клиентом, используя последовательность действий, называемую «процессом эрготерапии». Существует несколько вариантов этого процесса. Все системы практик включают в себя такие компоненты, как оценка (или анализ), вмешательство и определение результатов. Этот процесс обеспечивает основу, посредством которой эрготерапевты способствуют укреплению здоровья и способствуют ему, а также обеспечивают структурированность и согласованность действий терапевтов.
Структура практики эрготерапии (OTPF) является ключевой компетенцией эрготерапии в США. OTPF делится на два раздела: область и процесс. Область включает в себя окружающую среду, факторы клиента, такие как мотивация человека, состояние здоровья и статус выполнения профессиональных задач. В области рассматривается контекстная картина, чтобы помочь эрготерапевту понять, как диагностировать и лечить пациента. Процесс – это действия, предпринимаемые эрготерапевтом для реализации плана и стратегии лечения пациента.
В российских психиатрических больницах уже в XIX веке труд рассматривался как терапевтическое средство для пациентов, а в XX веке он стал еще более популярен, особенно в советское время.
Трудотерапия выполняла различные функции (заполняла время пациентов, давала им квалификацию, помогала снять некоторые симптомы) и должна была, при отсутствии действенных лекарств в психиатрии до 1920-1930-х годов, стать одной из основных форм восстановления больных.
Виды работ при таком методе были несложные, проводились с учетом состояния и навыков пациента и при поддержке врача-трудотерапевта.
Работы пациентов ввел еще В.Ф. Саблер (занимал должность главного врача с 1828 по 1870 годы). Но на постоянной основе труд пациентов был внедрен в 1870-е годы, благодаря инициативе и усилиям главного врача С.И. Штейнберг и В.Р. Буцке — на тот момент ординатора Преображенской больницы. В 1878 году были построены мастерские, что стало символичной датой в истории больницы.
В СССР существовало два основных понятия «трудотерапия»: как
метод лечения психических расстройств и как принудительный труд в лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП). В психиатрических больницах трудотерапия использовалась для реабилитации пациентов, где они добровольно занимались простыми работами под руководством инструктора. ЛТП были лечебно-исправительными учреждениями для принудительного лечения алкоголизма и наркомании, основным методом в которых был принудительный труд
(ЛТП) в СССР и в постсоветских странах — вид лечебно-исправительного учреждения, предназначенного для тех, кто по решению суда направлялся на принудительное лечение от наркомании и алкоголизма. Фактически ЛТП являлись местом ограничения свободы, где основным методом лечения был принудительный труд больного. В то же время пребывание в ЛТП не считалось тюремным сроком и позволяло временно изолировать алкоголиков и пьяных нарушителей общественного порядка без отправки их в исправительные учреждения
Мнения об эффективности ЛТП и нарушения прав
Положения о лечебно-трудовых профилакториях, принятые в республиках СССР, и нормативные акты МВД СССР распространяли режим принудительного лечения в ЛТП, близкий к режиму отбывания уголовного наказания, на лиц, не совершивших преступных деяний, что обуславливало нарушения их конституционных прав и свобод. Большинство ограничений прав лиц, содержащихся в профилакториях, не вызывалось необходимостью лечения. Лица освобождались из ЛТП не по медицинским показаниям, а по истечении срока содержания, установленного судом.
Как отмечали специалисты в области наркологии, говорить об эффективности «лечения», проводившегося в профилакториях, нет никаких оснований. Кроме того, многие «пациенты» начинали в ЛТП приём других средств, вызывающих изменение психического состояния. Значительная часть лиц, освобождавшихся из ЛТП, сразу после освобождения напивалась до тяжёлой степени алкогольного опьянения. Известный психиатр и нарколог директор Института исследований проблем психического здоровья профессор В. Д. Менделевич пишет, что «эффективность ЛТП близка к нулю. Дело в том, что ЛТП базируются на принципе принуждения — туда приводили людей, закрывали их на замок, но не лечили. В итоге они выходили оттуда и продолжали принимать наркотики»
Правозащитники в СССР называли лечебно-трудовые профилактории частью советской карательной системы
ЛТП в постсоветское времяПосле распада Советского Союза система ЛТП была ликвидирована в большинстве бывших союзных республик. В 1993 году вышел и 1 июля 1994 года вступил в законную силу указ президента РФ Бориса Ельцина, ликвидировавший лечебно-трудовые профилактории в России. Эта норма была подтверждена в 2003 году указом Владимира Путина. Теперь ЛТП существуют только в Беларуси, Туркменистане и непризнанной Приднестровской Молдавской Республике
По состоянию на 2016 год, в Беларуси действует 9 ЛТП[7]. Из них — 6 мужских: № 1 (Светлогорск), № 4 (Витебск), № 5 (Вселюб/Новогрудок), № 6 (Дзержинск), № 7 (Могилёв), № 8 (Новополоцк) и 3 женских: № 2 (Староселье), № 3 (Павловка), № 9 (Витебск).
В последнее время в России поднимается вопрос о возрождении системы лечебно-трудовых профилакториев. В частности, с такой инициативой выступали Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и главный нарколог России Евгений Брюн. Согласно опросу «Левада-Центр», проведённому в 2015 году, 81 % россиян поддерживают возрождение ЛТП в России
В большинстве стран Европы нет системы принудительной изоляции для людей с хроническим алкоголизмом или наркоманией, а вместо них используются другие методы лечения, такие как добровольное лечение и реабилитация
Свидетельство о публикации №125102702942