Форма хайку
мерный звук дождя
в темноте закрыв глаза
вслушиваюсь в ночь
Это хайку я написала по схеме 5-7-5 слогов, уже будучи опытным хайдзином.
«Установленной форме» не всегда следуют и японские поэты, поэтому есть понятия дзиамари и дзитарадзу хайку. Дзиамари означает «избыток слов» и указывает на стихотворение, содержащее больше слогов, чем в «установленной форме». Дзитарадзу означает «нехватка слов». Это противоположность дзиамари, когда в стихотворении слогов меньше, чем положено. Также есть обширное понятие хатё, «сломанный ритм», включающее в себя оба вышеописанных отклонения от «установленной формы». Подавляющее большинство русскоязычных хайку – это дзиамари, а также дзитарадзу. Ещё хатё может проявляться в русскоязычном хайку через эксперименты с формой – укорачивание второй строки или написание хайку в виде двустиший.
свинцовые облака
вдыхаю
ноябрьский ветер
В этом хайку я укоротила вторую строку, «обрубив» её, чтобы подчеркнуть глубину и продолжительность вдоха.
вслед за машиной
лепестки
Для этой картины я долго искала первую строку, пока не поняла, что всё можно высказать в двустишии, и момент хайку лишь станет ярче.
Формально хайку делятся на двучастные и одночастные. В двучастных хайку фигурируют два и более объекта на общем фоне, связанные ассоциативным подтекстом. Ассоциативный подтекст создаётся с помощью специальных слов – энго, «рифмующихся» друг с другом. Двучастные хайку называются ториавасэ, что в переводе означает «взаимосвязь вещей». В одночастном хайку автор, как правило, фокусируется на одном объекте. Одночастные хайку называются итибуцудзитатэ, «сшитое в одно». И для одночастных, и для двучастных хайку важна недосказанность, приглашающая к сотворчеству воображение читателя. Эта недосказанность называется ёдзё.
осенний тростник
стали чуть тоньше
пальцы
В данном традиционном хайку встречаются два образа: осенний тростник и пальцы. Ассоциативно они связаны между собой – тонкий тростник и тонкие пальцы. Осенний тростник задаёт настроение печали и увядания, и можно предположить, что пальцы стали тоньше от старости или из-за болезни.
останавливает
на пыльной дороге
лепесток розы
В случае этого хайку фокус на одном объекте – лепестке розы, для которого пыльная дорога – фон. В стихотворении запечатлён момент остановки перед прекрасным.
К формообразующим можно отнести приём какэкотоба – поворотного слова или строки. «Перевёртыши» – так называют хайку, в которых есть какэкотоба, русские хайдзины. Суть в том, что вторая строка стихотворения по смыслу подходит к первой и к третьей в равной степени, создавая объём, расширяя пространство хайку. Подобные хайку можно «вертеть» так и этак, наслаждаясь образно-смысловой игрой.
ветерок
над осенним полем
одинокая ласточка
Поворотная строка «над осенним полем» связана с ветерком и с ласточкой, акцентируя внимание на движении и подчёркивая связь ветра с птицей.
Форма хайку довольна гибкая и позволяет при умелом подходе создавать хорошие стихи как в рамках 5-7-5 слогов, так и вне этих рамок, что более естественно для русскоязычного хайдзина.
P. S. Примерами в тексте служат мои стихи.
Свидетельство о публикации №125102608304
Как Вы относитесь к форме в четыре строки
есть и такое мнение
поддержанное переводами классиков
Елена Хвоя 26.10.2025 22:34 Заявить о нарушении
Анастасия Авис 23 26.10.2025 23:28 Заявить о нарушении