Баимов, поэт и певец
Прежде чем ехать на встречу, я прочла большое интервью с героем этого очерка, где в основном касались его общественной и финансовой деятельности. У меня другая задача: показать его как творческого человека. Хотя, как говорится, ничего не предвещало. Родился в Магнитогорске в простой семье сталевара. Прошел службу в армии, где служил в ВЧ 7438 в Челябинске, был заместителем командира взвода, там занимался и спортом - «нас тренировали на освобождение самолетов, захваченных террористами», и - музыкой. В этой, воспитательно-идеологической сфере деятельности, приходилось писать сценарии к праздничным датам, заниматься как агитбригада самодеятельностью в своей роте и части, там же научился играть на гитаре. Когда демобилизовался, не вернулся в Магнитогорск, а остался в Челябинске и начал работать монтажником на заводе. И, как многие парни в то время, продолжал «бренчать на гитаре», как он сам скромно отрекомендовался: после трудовой смены ходил во Дворец культуры, участвовал и здесь в художественной самодеятельности. На праздник 9 мая нужно было спеть знаменитую песню Давида Тухманова – Владимира Харитонова «День Победы», директор Дворца Сергей Леонидович Бурцев предложил этот номер Ринату. В Челябинске жил совершенно неординарный человек - Валерий Павлович Левин. Он был хирургом, но и внешне, и душой – артист! Прекрасно играл на фортепиано, понимал и в вокале, его присутствие на том концерте - поистине счастливый случай, хотя концерты он посещал и вообще был меломаном. Должны встречаться таланты и поклонники! И они встретились. Левин предложил Ринату заняться серьезно вокалом, но с первого раза тот не оценил, а скорее не понял – возможно, из скромности – это предложение. Прошло почти полгода. Осенью 1981, в прекрасную уральскую погоду - снег с дождем – они снова встретились, на этот раз случайно, на улице, и тут Левин пригласил Рината к себе домой, благо они и стояли возле его дома в центре города на площади Революции. Он еще раз сказал, что такой голос грех не развивать, и тут же, сев за рояль, начал пробовать распевать его в вокализах. Так они прозанимались какое-то время, и Левин заявил, что пора его знакомить с главным режиссером Драматического театра – Наумом Юрьевичем Орловым (1924-2003, Нар. артист РСФСР, театры в Одессе, Казани, Челябинске). Тот, узнав, что Ринат занят целыми днями на заводе, да еще в три смены, предложил более подходящее для молодого певца занятие – петь перед киносеансами в кинотеатре «Родина» ( в Челябинске тоже был такой). Вокализы у Левина - это хорошо, но мало, и Ринат Баимов начал посещать вольнослушателем занятия в музыкальном училище. Более того, год проучился на режиссерском факультете института культуры ( теперь Институт культуры и искусств), но чувствовал, что эта не та сфера деятельности, которая ему нужна – режиссер самодеятельного театра, каких тогда было много при каждом дворце культуры. Еще студентом Рината тот же Бурцев взял на должность художественного руководителя Дворца культуры Строителей. В 25 лет, не окончив института, решил, опять же по совету Левина, ехать в ближайший город, где была консерватория. Это - Уфа, институт искусств с консерваторской программой. На экзамене по специальности спел арию Фьеско из оперы Верди «Симон Бокканегра». Персонаж – генуэзский аристократ в годах, бас. Сдал вступительные экзамены, но был спрошен, имеет ли образование – обычно в институт поступают после музыкального училища. Пришлось признаваться, что нет. Тогда Миляуша Галеевна Муртазина, наш легендарный педагог вокала, предложила:
- Зачислим пока на подготовительное.
Отказался, вернулся в общежитие института и стал собирать чемодан. Вдруг в комнату заходит неизвестный парень – познакомились, это был Идрис Газиев, теперь заслуженный артист и педагог. Сказал, что Миляуша Галеевна велела вернуться. Предложила еще раз:
- Как насчет подготовительного? Общежитие дадим.
Сказал ( нагло или находчиво – решайте сами):
- На подготовительное меня в Москву берут. Сюда пойду только на первый.
Взяла к себе в класс Римма Мухтаровна Юлдашбаева. Проучился у нее год. Очень помогала концертмейстер Эмма Израилевна Олина. Просил в статье обязательно ее упомянуть. В дальнейшем учился и окончил у Муртазиной – она вела в институте все низкие голоса. Ее ученики Аскар и Ильдар Абдразаковы, Владимир Копытов… В институте был председателем Студ.совета, общался с высокими чиновниками из отдела культуры. В 1985, когда началась антиалкогольная кампания, написал сценарий для Дня трезвости, тогда похвалил сам Мидхат Закирович Шакиров, 1- й секретарь Башкирского Обкома. Через МК состоялось знакомство с Лейлой Загировной Исмагиловой. В дальнейшем через Баимова знакомство ее, молодого композитора, в Казани в 1987 с Нуриевым. Она тогда написала балет «Ходжа Насреддин». Он весьма тепло отозвался об ее произведении, мечтал его поставить, премьера состоялась позже, в 1998 и имела успех. Осуществили его музыкальный руководитель и дирижер Валерий Платонов, постановщик Андрей Меланьин, декорации Дмитрий Чербаджи).
Окончил институт, занялся коммерцией – был и такой талант. Тут тоже всё шло замечательно. Банк «Восток», знакомство с Кобзоном… Началось на почве бизнеса и превратилось однажды после успешного выступления вместо Кобзона, по его просьбе, перед офицерами ФСБ, в творческое общение. Потом был Союз башкирской молодежи. Потом – «Караван- сарай», выросший из дискотек. СБМ в 1992 стоял у истоков фестиваля Урал-моно. Кстати, он существует до сих пор. Лауреатом его была группа из Башкортостана «Дервиш», тоже креатура Баимова. Однако в этом Союзе приходилось и спорить с излишне шовинистически настроенными активистами, потому всегда считал, что лишь с Россией Башкирия сможет быть сильной. Ни в коем случае не отделяясь. Тому примеров в истории много. Только читайте и изучайте. Обладая незаурядными организаторскими способностями, много делал для проведения праздника «День молодежи», тогда по всем районам Башкирии эти музыкальные коллективы - Дервиш хан, Караван- сарай - слушали тысячи благодарных зрителей. Тогда же придумал слоган перед выборами Рахимова: «Муртаза! Мы – за!», и он оказался очень действенным. А когда назрело создание в Башкирии своего симфонического оркестра, целый год финансировал коллектив. Много помогал, чтобы талантливый режиссер Булат Юсупов окончил учебу, да не где-нибудь, а у самого Сергея Аполлинариевича Герасимова. Когда началась война с Украиной, участвовал в работе Первого и Второго штабов с Артуром Юмагужиным. Третий штаб зарегистрировал у себя через сына Рудольфа, «Тут мы как народное вече, - говорит Ринат Шамсутдинович Баимов, - повышаем юридическую грамотность, что тоже является необходимым звеном в общем процессе. Нужно уметь грамотно подписывать контракт». Это не коммерция и не отсутствие патриотизма – сейчас таковы реалии современной армии.
Главное все же в Баимове – он творческая личность. Его песни давно ушли от трех аккордов на гитаре – это вполне зрелые профессионально написанные произведения, при этом не теряющие простоты и задушевности. Он сам пишет стихи, музыку и сам исполняет, и все на высоком уровне мастерства. Наберите в интернете его «Надежду» ( по имени жены Надежды Сергеевны, подарившей двух сыновей- близнецов), «Танго», «Вальс», «Желтый лист», и вы убедитесь, что тут не перехвалить – так оно и есть. В его активе - две очень интересные пьесы – «История Христа» и «История башкирской лошади». Стихотворение его «Земля моя» однажды неверно объявили как стихи Мустая Карима. Пришлось читать, не спорить же со сцены Русского драматического театра на правительственном концерте. Мустай Карим, который сидел на первом ряду, тоже вида не подал, но после концерта подошел познакомиться и очень хвалил это произведение. Конечно, потом рассказал присутствующим об ошибке конферансье. Так началась их творческая дружба. С владыкой Никоном состоялось знакомство более 30 лет назад, нужно было отстаивать церковное имущество. Дошел до Руцкого и самого Ельцина. Помог православной церкви. Совсем недавно вернулся из поездки в Дагестан, в Махачкалу, где весь зал встал в едином порыве, когда певец Ринат Баимов пел «От героев былых времен не осталось порой имен… Нет в России семьи такой» - знаменитую песню «Офицеры» из фильма «Офицеры» ( музыка - Рафаил Хозак , слова – Евгений Агранович).
А вот то самое стихотворение, которое все на концерте сочли равным стихам Мустая Карима:
Земля моя!
Все радует здесь глаз.
Всевышняя природа. Как будто для себя готовила уютный уголок.
Степи простор!
Как шёлком золотистым, он ковылем украсил горизонт
И тёплый южный ветер играет гривами коней.
В лазурной синеве парит высоко сокол, пернатых царь степной.
Стада овец пасутся над холмами.
И сусликов весёлый слышен пересвист.
Прекрасная ты, степь
С тех пор как я тебя увидел,
Все время представлял себе
Я девушку с раскосыми глазами,
Улыбкой дивной, тёплыми руками
И тонким стройным станом.
Земля моя.
Грядою древних гор ты предо мной предстала
Навеки породнив два мира - Азию с Европой.
О как прекрасны здешние места
В Величие своем спокойном.
В журчанье ручейков
И рек больших в стремительном потоке
Что прячутся меж бархатных лесов.
Сапфирами и рудами богата
Как будто Боги здесь зарыли клад
Оставив охранять его сохатым, медведю, рыси, зайцам и волкам.
Прекрасен мой Урал.
С тех пор, как я тебя увидел.
Мне ясно стало, что такое брат,
В беде готовый мне помочь
И радость поделить с мною.
Моя земля
Прекрасною долиной предстала предо мной.
В густой траве букашек стрекотанье,
В работе мирных пахарей твоих,
И в звонком детском смехе.
Игрой курая, пляскою весёлой,
Домами как дворцы, что вдоль реки стоят!
И вольным сыном вольного народа.
Отдавший жизнь свою и давший жизнь стихам - наш Салават!
и неожиданная кончина в 64 года . похороны 19 октября 2025, на которых был и глава Республики
Свидетельство о публикации №125102605611