Сакэ Комацу и Кобо Абэ
Саке Комацу «Смерть Бикуни» и «Черная эмблема сакуры»
Два безумно красивых фантастических японских рассказа. Первый это философская притча об японской монашке, овладевшей секретом молодости. Она была вечна молода и прекрасна телом и мудра и стара душой и разумом. 800 лет она жила на великой японской горе и молилась за Японию. А вокруг постоянно шла война... и те воины, которые приходили к ней в обитель, и пользуясь ее гостеприимством, овладевали ей насильно, потом были вынуждены становиться её мужьями. Ну вот прошли века, наступила новая техническая эра. И в гору упирается высокоскоростная магистраль. И люди взрывают гору, которая мешает им прогадывать дорогу. Вместе с горой гибнет и Бикуни, а вместе с ней гибнет и старая традиционная Япония. И красота японских женщин не нужна больше никому, и некому понять эту красоту.
"По этому унылому миру, где жили и враждовали только три цвета, рожденные холодом, — белый, черный и серый, медленно двигалась одинокая маленькая фигурка, такая же черно-белая, как и все окружающее. Дзори, надетые на босу ногу, оставляли едва приметные следы на прибрежном песке, а волны, алчные и торопливые, слизывали их длинным языком и, оскалив белопенные зубы, поспешно отступали назад. Море и ветер охотились за путником, они с радостью поглотили бы его, растерзали и клочья, развеяли в прах, но он отважно шел все дальше и дальше, вдоль косой излучины песчаного берега, отдавая на произвол стихий лишь трепещущие полы черного кимоно и края белой ткани, прикрывавшей голову
И вдруг, разрывая пелену белого снега и серого тумана, вдали показались черные тени. Их было много. Они выходили друг за другом из мглы и двигались навстречу путнику. И вот на середине излучины тени и одинокий путник встретились."
Грохнул взрыв, и потолок убежища свинцовой тучей навис над людьми. Кто-то охнул. Серый ветер прошел над головами, словно море взволновалось где-то, словно из черной пучины встал ураган и заплакал над судьбами человеческими.
Гора разбухла, на мгновение увеличилась вдвое и рухнула в бездну багрового кипящего котла.
И в клубах дыма мелькнули морской берег, и колючий, вздыбленный бурей песок, и край черного кимоно, спорящего чернотой своей с горем окружающего мира, и кончик белого головного платка, белого, как сон и забвение. И нежный лепесток розы мелькнул в них, неувядающий даже в непогоду. Роза ли была это или внезапный блик света на щеке юной девушки — кто знает?.."
Но если с Бикуни все понятно, то «Черную эмблему...» я уже читал по молодости и тогда он мне очень понравился, а вот сейчас автор меня нисколько не убедил.
Автор утверждает, что человечество в своем развитии (рассказ о путешествиях по времени), руководствуюсь логикой своего выживания как биологического вида, всегда выбирает наилучший вариант развития своей истории. В качестве примера, он показывает альтернативный сценарий развития Второй мировой войны. Япония после атомных бомбардировок отказывается подписывать капитуляцию, в результате чего советские войска высаживаются на севере, а американцы на юге Японии. Император бросает навстречу американцам буквально все ресурсы, используя в качестве камикадзе даже пятнадцатилетних детей. Америка терпя большие потери, применяет тактику «выжженной земли», что приводит фактически к полному уничтожению Японии. Автор считает, что подобные сценарии просто невозможны, ибо человечеству хватает ума и гибкости...
Однако я из своего 21го века не смог проникнуться гуманизмом автора. Идеологическая тупость и идиотизм наших правителей, их упертость и неспособность к компромиссам, инертность обычных граждан, отсутствие воли у тех и других, обычный страх за свою собственную персону приводят к тому, что многие военные конфликты XX и XXI веков развиваются именно по самым страшным и кровавым сценариям. И инстинкты самосохранения, и логика выживания вида бастуют перед идеологическими шорами и требованием правящих любой ценой выполнить свой патриотический долг гражданина перед страной.
Кобо Абэ «Тайное свидание»
Продолжаю читать сборник японской фантастики. Теперь это роман Кобо Абэ "Тайное свидание" - и тут уже трудно понять где просто абсурд, а где уже даже бред. Улитка на склоне, переписанная японцем и препарированная с помощью чисто японской шизы. Все тот же квест, пройденный на одном дыхании и в каком-то диком невероятном темпе. Не рекомендуется читать животным с больной психикой)
Итак к главному герою ночью приезжает скорая и увозит его жену, ибо они утверждают, что она больна. А утром (главного героя кстати звали Мужчина) он отправляется на розыски жены, которые приводят его в Больницу.
Больница представляет из себя классическую кафкианскую бродилку: бесконечные тусклые одинаковые коридоры, одинаковые люди в одинаковых белых халатах, бесконечный лабиринт, куда можно войти и нельзя выйти. И все буквально набито шпионящей следящей аппаратурой: жучки в цветках, в горшках для цветков, в подошвах больничных тапок... везде. Всемогущий медперсонал следил за бесправными пациентами и друг за другом. Получалась интересная модель тоталитарного общества, где граждане равны пациентам, причем все врачи также являлись «по совместительству» и больными (и конечно все пациенты считались неизлечимыми).
Причем главный герой не носится бестолково по медицинскому лабиринту, он максимально послушно выполняет «рекомендации и указания» хозяев больницы. А те в обмен на услугу оказания помощи в поисках пропавшей жены, предлагают ему устроится к ним на работу, то есть стать одним из них. И тут кроется главная ловушка лабиринта, ибо нельзя никогда полностью идти на поводу у любых властей, соглашаться можно только на отдельный компромисс. Став одним из них герой утрачивает свое Я, свою индивидуальность. А следовательно теряет права на самостоятельные свободные действия и мысли...
Книга набита всяческим абсурдом в лучших традициях жанра. Многие персонажи представляют из себя очень странные абсурдные существа: женщина, превратившаяся в ватное одеяло, девочка с тающими костями (практически ведьмин студень из Пикника на обочине). Отдельного разговора заслуживает зам заведующего больницы по имени Жеребец. Это очень наглое и властное существо-кентавр с двумя нижними частями мужского тела. Несмотря на свою силу и напор Жеребец - полный импотент. И вся его деятельность и усилия направлены на то, чтобы любим способом «добыть мужскую силу» из подвернувшихся подчинённых и пациентов. По моему, очень сильный образ - метафора исполнительной власти. Власть, которая очень много хочет, но абсолютно ничего не может.
Что мы имеем в итоге:
- кафкианский роман абсурда
- Причудливую фантасмагорию в тусклых оттенках кошмарных снов спящего разума
- Антиутопию с антитоталитарным подтекстом.
- Ну и восточную философскую притчу о слабой личности, потерявшей свою индивидуальность под давлением обстоятельств.
2017 год
Свидетельство о публикации №125102600537
