Знамя нашей Победы

Иконы в жизни Донецкого старца Зосимы

30 ноября 2024 года

Для наших благочестивых предков иконы были не просто предметом религиозного культа, даже не просто «окном в мир духовный»…
Но в первую очередь — местом пребывания Духовной Силы, особой благодати Духа Святого. Поэтому древнерусское воинство несло святые образа как боевые знамёна, впереди своих боевых дружин. Достаточно вспомнить Донскую икону, которой благословил преподобный Сергий Радонежский благоверного князя Димитрия на битву с монголо-татарскими ордами.

Вспомним и боевую дружину Минина и Пожарского, разбивших польские оккупационные войска, что впереди их воинских рядов, как Знамя Победы над нечестивыми, шествовала Казанская икона Божьей Матери. В наших летописях также зафиксировано множество случаев, когда после крестных ходов с иконами прекращались смертоносные эпидемии.
Так сложилось исторически, что с именем почти каждого духоносного старца связаны и его любимые, чем-то уникальные и знаменательные иконы Спасителя, Богородицы и определённых святых. Например, когда мы говорим о преподобном Амвросии Оптинском, то сразу вспоминаем чудотворный образ Божией Матери «Споручница хлебов», написанный по благословению Старца. Хотя сегодня почти никто не помнит, что по благословению Оптинского старца Амвросия был также составлен акафист «Нерукотворному образу Спаса», и этот акафист старец-утешитель (как называли Амвросия современники) раздавал как Оптинское благословение всем своим посетителям.
Когда мы произносим имя преподобного Серафима Саровского, то сразу вспоминаем чудотворный образ Божьей Матери «Умиление», перед которой великий Саровский старец и преставился в жизнь вечную. Но почти никто сегодня не помнит, что в святом уголке в кельи Серафима Саровского возле иконы «Умиление» находилось ещё два других чудотворных образа Божьей Матери, его семейные реликвии из родного Курска — Казанская икона и «Знамение. Курско-Коренная», точная копия того чудотворного образа, от которого Преподобный получил исцеление в раннем детстве. 

Когда мы говорим о любимых келейных иконах Донецкого старца-провидца схиархимандрита Зосимы, которые сопровождали Народного Духовника Донбасса в течении многострадальной жизни, то сразу сталкиваемся с трудностью выбора: весь священнический домик батюшки Зосимы, все его комнаты, каждая стена в нём, были обвешаны иконами и фотографиями известных старцев и подвижников. И каждая, даже самая маленькая иконочка, имела свою историю и была бесконечно дорога для батюшки Зосимы как небесное сокровище, по слову Священного Писания: «Где находится сокровище ваше, там и сердце ваше». — Донецкий старец, будучи крайне нестяжательным в быту (матушки неоднократно штопали-перештопывали его подрясник) не жалел последних средств на священные предметы и украшения для храма как Дома Божия. Но всё же можно и необходимо отметить некоторые особенности иконопочитания схиархимандрита Зосимы...

Во-первых, Старец с одинаковым благоговением и почитанием относился к иконам как написанным греческим стилем, который почему-то по недоразумению называют каноническим, так и к тем образам, которые написаны в так называемом живописном стиле, или академическом. Как подчёркивал отец Зосима: «Главное — чтобы тебе икона была понятна, чтобы хотелось перед ней молиться». 

Во-вторых, отец Зосима никогда не относился к святым образам, к святыне как к своей собственности. Поэтому щедрость его часто поражала окружающих. Многие великие святыни из разрушенных и закрытых монастырей, которые попали к Старцу от верующих людей, со временем он возвращал обратно, когда эти обители вновь возрождались уже в новое время. Так, именно схиархимандрит Зосима как духовник Донецкой епархии много сделал для возрождения Святогорского монастыря, именно он вернул Святым Горам чудотворный образ Святогорской Божьей Матери, а позже и древний чудотворный образ Николая Чудотворца, которые бережно хранились до этого в его священническом домике в Никольском. 
Когда хранительница иконы «Призри на смирение» хотела подарить эту святыню отцу Зосиме, то прозорливый старец, исполненный благоговения, не принял этот дар, сказав удивлённой схимнице следующие пророческие слова, которые в точности исполнились в своё время: «Ты что, матушка? Этой иконе ещё вся Русь будет поклоняться — как великой святыне». — И отец Зосима подробно описал удивлённой схимонахине Феодоре ближайшее её будущее, которое в точности исполнилось: как и когда вновь откроется Свято-Введенский монастырь в Киеве и кому она должна будет передать святыню перед своим уходом в вечность.

В-третьих, определённые иконы обретались на протяжении жизни отца Зосимы — как некое знамение от Господа, если сказать по-современному: как письмо от Бога, в котором Старцу были даны указания и предписания свыше, что он должен сделать на данном этапе. И в этом контексте особенно хочется выделить из множества чудотворных и любимых икон батюшки Зосимы следующие три святых образа...

Третий образ, на котором хотелось бы остановиться в этой краткой статье, это образ Спаса Нерукотворного, — тот святой образ, который вновь воссиял на знамёнах ополченцев Донецкой Народной Республики и который наш Верховный Главнокомандующий имеет обычай дарить воинским частям — как высшую награду за мужество и героизм и как некое указание на сокровенный смысл их ратного подвига. В этом контексте мне, как автору многих книг о батюшке Зосиме и его обители в Никольском, только в последний год осмысления личности Донецкого старца вдруг пришло на ум совершенно неожиданное и поразительное открытие, которое лежало на поверхности и даже указано в церковном календаре. А именно: Батюшка Зосима преставился ко Господу во время Чина Погребения Божией Матери, на второй день праздника Успения… Но 29 августа — это же ещё и День празднования иконы Спаса Нерукотворного! Любимая икона батюшки Зосимы, перед которой в его кельи всегда горела неугасимая лампада. Сколько акафистов Нерукотворному образу Спасителя раздал старец Зосима своим посетителям — как благословение хранить как зеницу ока образ Божий в человеке. В этом и состоит тайный смысл Русского мира и Российской цивилизации в мировой истории: противопоставить Образу апокалиптического Зверя образ Божий в человеке, что по учению Святых Отцов и является истинным и нерукотворным образом Божиим в душе человеческой как противостояние Божественной Антропологии демоническим культам. Эту краткую статью почему-то мне хочется закончить строками моей песни «Героям Донбасса»:

Под знамёнами Господа Спаса
Не бояться нам злых дорог,
Вы бессмертны, Герои Донбасса —
С вами Правда и с вами Бог!
Вы бессмертны — как голос моря
На краю обгоревших небес,
И не будет ни слёз, ни горя —
Потому что Христос Воскрес!


Рецензии