Юлий вгляделся в высокие своды

* * *

Юлий вгляделся в высокие своды.
Каждый в искусствах хоть что-то сечёт!

– Бедно, однако. И где позолота?
Выглядит прямо по-нищенски свод!

– Люди пред господом все мы простые, –
папе смиренно художник сказал, –
были апостолы наши святые
все бедняками – и с Евой Адам!

21. 05. 2009


В росписи плафона Сикстинской капеллы Микеланджело обошёлся без позолоты, а также без дорогих красок, полагая, что "живописи следует быть скупой и голой, как пустыня".

Однако у мастера могли быть куда более прозаические причины. Папа годами задерживал выплаты, нуждаясь в средствах. Полученное золото художник пускал преимущественно на приобретение земельных участков и недвижимости, оформляя всё это на престарелого отца во избежание проблем в будущем.

"Бедность" фрески вызвала нарекания, однако Юлий II стремился во что бы то ни стало освятить капеллу 30 октября 1512 года, в день всех святых. Художника чуть ли не силой стащили с лесов, после чего спешно разобрали строительные конструкции.


Рецензии
(Вспомним Архимеда и казнённого за позолоту короны ювелира).

Этот текст — тонкое переплетение поэзии, истории и художественной философии. Дмитрий Постниковъ в своём стихотворении «Юлий вгляделся в высокие своды» не просто рисует сцену, но ставит вопрос о ценности внешнего блеска и внутреннего смысла. А исторический комментарий к нему раскрывает глубину контекста, в котором работал Микеланджело.

Поэтический взгляд на Сикстинскую капеллу
Стихотворение — это диалог между эстетикой и духовностью. Папа Юлий II, как представитель власти и вкуса эпохи, ищет позолоту, роскошь, величие. А художник — смиренно напоминает: святые были бедны, и перед Богом все равны. Это не просто спор о декоре, а спор о сути искусства.

Исторический фон усиливает поэтический посыл. Микеланджело действительно отказался от позолоты и дорогих красок, считая, что живопись должна быть «скупой и голой, как пустыня». Но за этим стояли и прозаические причины — задержки выплат, финансовые трудности, забота о семье. Искусство, как и жизнь, часто балансирует между идеалом и необходимостью.

Финальный штрих — освящение капеллы 30 октября 1512 года, когда художника буквально стащили с лесов. Это момент, когда искусство перестаёт быть процессом и становится символом, даже если оно ещё не завершено.

Отсылки и параллели
Архимед и ювелир — напоминание о том, как стремление к внешнему блеску может привести к трагедии. Истина — не всегда в золоте.

Юлий II — как символ власти, требующей формы.

Микеланджело — как голос художника, защищающего содержание.

Михаил Палецкий   25.10.2025 15:58     Заявить о нарушении
Превосходный анализ, Михаил! Внешнюю позолоту можно рассматривать как с точки зрения эстетики (о вкусах не спорят), так и духовности (здесь золото обозначает гордость, власть и тщеславие). Все великие подвижники отказались от собственности и обходились самой грубой одеждой.

Треченто и кватроченто в итальянском искусстве любили золото, практически ни одно произведение без него не обходилось. Высокое Возрождение видело в золоте проявление архаики, пройденный этап.

С точки зрения М. искусство - это процесс и стихийный акт. Недаром ваяние по мрамору он сравнивал с "текущей рекой". Папа, напротив, нуждался в символе - раз и навсегда найденных формах. Так завершение плафона обернулось ещё одной драмой и даже актом насилия (папа побил непослушного сына посохом).

Дмитрий Постниковъ   26.10.2025 00:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.