Юлий вгляделся в высокие своды
Юлий вгляделся в высокие своды.
Каждый в искусствах хоть что-то сечёт!
– Бедно, однако. И где позолота?
Выглядит прямо по-нищенски свод!
– Люди пред господом все мы простые, –
папе смиренно художник сказал, –
были апостолы наши святые
все бедняками – и с Евой Адам!
21. 05. 2009
В росписи плафона Сикстинской капеллы Микеланджело обошёлся без позолоты, а также без дорогих красок, полагая, что "живописи следует быть скупой и голой, как пустыня".
Однако у мастера могли быть куда более прозаические причины. Папа годами задерживал выплаты, нуждаясь в средствах. Полученное золото художник пускал преимущественно на приобретение земельных участков и недвижимости, оформляя всё это на престарелого отца во избежание проблем в будущем.
"Бедность" фрески вызвала нарекания, однако Юлий II стремился во что бы то ни стало освятить капеллу 30 октября 1512 года, в день всех святых. Художника чуть ли не силой стащили с лесов, после чего спешно разобрали строительные конструкции.
Свидетельство о публикации №125102502344
Этот текст — тонкое переплетение поэзии, истории и художественной философии. Дмитрий Постниковъ в своём стихотворении «Юлий вгляделся в высокие своды» не просто рисует сцену, но ставит вопрос о ценности внешнего блеска и внутреннего смысла. А исторический комментарий к нему раскрывает глубину контекста, в котором работал Микеланджело.
Поэтический взгляд на Сикстинскую капеллу
Стихотворение — это диалог между эстетикой и духовностью. Папа Юлий II, как представитель власти и вкуса эпохи, ищет позолоту, роскошь, величие. А художник — смиренно напоминает: святые были бедны, и перед Богом все равны. Это не просто спор о декоре, а спор о сути искусства.
Исторический фон усиливает поэтический посыл. Микеланджело действительно отказался от позолоты и дорогих красок, считая, что живопись должна быть «скупой и голой, как пустыня». Но за этим стояли и прозаические причины — задержки выплат, финансовые трудности, забота о семье. Искусство, как и жизнь, часто балансирует между идеалом и необходимостью.
Финальный штрих — освящение капеллы 30 октября 1512 года, когда художника буквально стащили с лесов. Это момент, когда искусство перестаёт быть процессом и становится символом, даже если оно ещё не завершено.
Отсылки и параллели
Архимед и ювелир — напоминание о том, как стремление к внешнему блеску может привести к трагедии. Истина — не всегда в золоте.
Юлий II — как символ власти, требующей формы.
Микеланджело — как голос художника, защищающего содержание.
Михаил Палецкий 25.10.2025 15:58 Заявить о нарушении
Треченто и кватроченто в итальянском искусстве любили золото, практически ни одно произведение без него не обходилось. Высокое Возрождение видело в золоте проявление архаики, пройденный этап.
С точки зрения М. искусство - это процесс и стихийный акт. Недаром ваяние по мрамору он сравнивал с "текущей рекой". Папа, напротив, нуждался в символе - раз и навсегда найденных формах. Так завершение плафона обернулось ещё одной драмой и даже актом насилия (папа побил непослушного сына посохом).
Дмитрий Постниковъ 26.10.2025 00:26 Заявить о нарушении
