Три пьесы Евгения Шварца

**Три пьесы Евгения Шварца*

## Евгений Шварц Голый король

цитаты:

Секс при королевском дворе по Шварцу

*Принцесса. Но он иначе не заиграет, а мне так хочется ещё потанцевать с тобой. Что нужно сделать? Скажи! Я согласна.*

*Генрих. Нужно... чтобы ты... (скороговоркой) десять раз меня поцеловала.*

*Придворные дамы. Ах!*

*Принцесса. Десять?*

*Генрих. Потому что я очень влюблён в тебя. Зачем ты так странно смотришь? Ну не десять, ну пять.*

*Принцесса. Пять? Нет!*

*Генрих. Если бы ты знала, как я обрадуюсь, ты бы не спорила... Ну поцелуй меня хоть три раза...*

*Принцесса. Три? Нет! Я не согласна.*

*Первая придворная дама. Вы поступаете совершенно справедливо, ваше высочество.*

*Принцесса. Десять, пять, три. Кому ты это предлагаешь? Ты забываешь, что я — королевская дочь! Восемьдесят, вот что!*

*Придворные дамы. Ах!*

*Генрих. Что восемьдесят?*

*Принцесса. Поцелуй меня восемьдесят раз! Я принцесса!*

*Придворные дамы. Ах!*

*Первая придворная дама. Ваше высочество, что вы делаете! Он вас собирается целовать в губы! Это неприлично!*

*Принцесса. Что же тут неприличного? Ведь в губы, а не...*

*Первая придворная дама. Умоляю вас, молчите! Вы так невинны, что можете сказать совершенно страшные вещи*

Евгений Шварц про свободу печати и гласность :

*Повар*

*Но мастерство мое, увы, погибнет вместе со мной.*

*Генрих (делая вид, что жует )*

*Но почему?*

*Повар*

*Книга моя «Вот как нужно готовить, господа» погибла.*

*Генрих*

*Как! Когда?*

*Повар (шепотом )*

*Когда пришла мода сжигать книги на площадях. В первые три дня сожгли все действительно опасные книги. А мода не прошла. Тогда начали жечь остальные книги без разбора. Теперь книг вовсе нет. Жгут солому.*

*Генрих (свистящим шепотом )*

*Но ведь это ужасно! Да?*

*Повар (оглядываясь, свистящим шепотом )*

*Только вам скажу. Да. Ужасно!*

Суть пьесы не в этом, суть опять в создании "виртуальной реальности", и вот же парадокс: Почему опять и опять очень многие добропорядочные делают усиленно вид, что нечто есть, чего на самом деле НЕТ. Причем над созданием видимости неких процессов и несуществующих вещей трудится огромная мощь, и силы, и аппарат государства, а те кто не видят этого, а наблюдают пустоты, объявляются выродками и неправильными. В результате половина "патриотов"трудится в поте лица, создавая некие иллюзии неких скреп и достижений, а другая половина умирает на фронте, кровью защищая эти самые иллюзии. А потом всем нам придется опять развенчивать очередной культ.

## Тень Евгений Шварц

Цитата:

Шварц про администрацию президента:

*Первый министр*

*Так. Кто устроил вас на службу во дворец?*

*Помощник*

*Господин Цезарь Борджиа и господин Пьетро, ваше превосходительство.*

*Первый министр (министру финансов )*

*Вам знакомы эти имена?*

*Министр финансов*

*Да, вполне надежные людоеды.*

Я так понимаю Тень Шварца - это парафраз не только Андерсена, но и Стивенсона, его Джекила и Хайда

А с другой стороны вычленить темную сущность светлого человека, и сделать ее отдельным субъектом... Это же потом Лем творил, это его гости в Солярисе... И почему-то уверен, что моя Тень страдала бы не избытком подлости, а какой нить сексуальной девиацией

Прочитал я Андерсена и дочитал Шварца, совершенно разный смысл

Сказка Андерсена о том, что стоит оказать слабость своей темной натуре и выпустить ее на свободу и ты погиб.

Шварц создал антифашистскую антитоталитарную сказку, о том как власть, а вернее все люди облеченные властью, вернее ее отягощенные пресмыкаются перед тираном, которая представляет из себя на самом деле тень. Но тень некогда хорошего человека, который сам себя погубил, далее по Андерсену...

Однако, как мне кажется, сказка была бы сильнее если бы тень выиграла бы противостояние

И еще одна интересная мысль, с которой я тоже не согласен, но интересно же...

По Шварцу Зло жестко привязано к Добру, против которого оно борется. И уничтожение добра влечет за собой и гибель зла, вот такая блин диалектика.

Но конечно, если уж допустили тени во власть, так просто их не победить.

 
## Дракон Евгений Шварц

главные цитаты:

*Эльза. Друзья мои, друзья! Зачем вы убиваете меня? Это страшно, как во сне. Когда разбойник занес над тобою нож, ты еще можешь спастись. Разбойника убьют, или ты ускользнешь от него… Ну а если нож разбойника вдруг сам бросится на тебя? И веревка его поползет к тебе, как змея, чтобы связать по рукам и по ногам? Если даже занавеска с окна его, тихая занавесочка, вдруг тоже бросится на тебя, чтобы заткнуть тебе рот? Что вы все скажете тогда? Я думала, что все вы только послушны дракону, как нож послушен разбойнику. А вы, друзья мои, тоже, оказывается, разбойники! Я не виню вас, вы сами этого не замечаете, но я умоляю вас — опомнитесь! Неужели дракон не умер, а, как это бывало с ним часто, обратился в человека? Только превратился он на этот раз во множество людей, и вот они убивают меня. Не убивайте меня! Очнитесь! Боже мой, какая тоска… Разорвите паутину, в которой вы все запутались. Неужели никто не вступится за меня?*

*Дракон. Если бы ты увидел их души ( ох, задрожал бы.*

*Ланцелот. Нет.*

*Дракон. Убежал бы даже. Не стал бы умирать из-за калек. Я же их, любезный мой, лично покалечил. Как требуется, так и покалечил. Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишь тело пополам ( человек околеет. А душу разорвешь ( станет послушней, и только. Нет, нет, таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души. Знаешь, почему бургомистр притворяется душевнобольным? Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души. Дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души. Нет, нет, жалко, что они невидимы.*

Третью сказку читаю, а тема все та же - рабы и рабство, центральная тема Шварца -людям не нужна свобода, они готовы жить род Тенью, голым королем, драконом, кем угодно, только чтоб за них кто-то думал и принимал решения... И готов гнать своих детей на убой... Просто ради стабильности.

В отличие от фильма в пьесе нет детей в финале


Рецензии