Три оттенка экзистенциализма Теннесси Уильямса

Три оттенка экзистенциализма Теннесси Уильямса

**Мысли о экзистенциализме**

Ну и как не странно, у Уильямса тоже экзистенция, т е Выхода нет. Человек обычно бьется в тисках своих болячек и дурных наклонностей. Тот же самый Достоевский писал исключительно про слабых... которые в итоге становились сильными… или не становились. Да и французские экзистенциалисты пишут именно о слабых, потому что весь смысл показать как человек выживает и не выживает не только в тисках  обстоятельств, гораздо интересней показать выживание в тисках пороков.

Христос тоже слаб и тоже обречен, он тоже может спасти только тем, что приносит в жертву себя.

Две главные экзистенциальные вещи у Стругацких это Град обреченный, где вообще невозможно ничего изменить, и все изначально порочно, включая наставников, и Отягощенные злом, где беспомощен и страшен сам Демиург и подозрительно похож на Сатану.

Условия войны или концлагеря идеальны, чтобы быстро подвести человека к состоянию экзистенции, где он будет трепыхаться и выбирать между подлостью и выживанием. Уильямс заставляет делать героев вынужденные поступки в обычных бытовых условиях, исходя из того, чтобы люди слабы и безвольны, и хорошие люди слабы чаще, чем плохие, и потакают они, и идут на жертвы ради плохих, потому что так должно быть...

По крайней мере, в христианской интерпретации мира.

Что касается слабости хороших людей, то для меня очень просто на хороших людей действуют моральные и нравственные ограничения и нормы социума, а плохие люди от них свободны...

Это единственный, по-моему, объективный критерий.

По моему порочному мнению личность, которая умирает от военных ранений или от побоев концлагерях, и личность, которая умирает от рака или туберкулёза, и даже та которая, в конце концов, сдыхает от перепоя, испытывают примерно одни и те же экзистенциальные страдания. Разница только в социальных предпосылках и порочности этого социума, что и исследует литература

**1. Стеклянный зверинец – оттенок первый: Одиночество**

Читаю о типичной советской семье конца 70х, отец, спился и сбежал, полубезумная мать живёт грезами о своей молодости, сын - продавец обуви идет по стопам отца, получает, кстати, зарплату 65р, дочь - старая дева, серое, затюканное существо, крутит сутками пластинки Утесова. Типичная советская кунсткамера. И это Стеклянный зверинец Уильямса, как вот обо всем этом мог знать????))))

На самом деле предельно тоскливая пронзительная вещь о трех одиночествах, которые бьются каждый в своем ограниченном мирке, но не хотят слышать друг друга... И несмотря, что Уильямс был голубым, Голубой Розой зовут в пьесе больную девушку, у которой близкие друзья были только стеклянные игрушки. Описана патовая ситуация, при которой все члены семьи повязаны друг с другом, и выбраться из замкнутого круга можно только через предательство остальных.

**2. Трамвай Желание - оттенок второй: Иллюзии**

Итак, две немного стервозные сестры - бывшие аристократки из некогда богатой южной семьи с фамилией Дюбуа и куча мужиков, тугоумных мудаков вокруг них. Но если Стелла вовремя сумела распрощаться с той старой жизнью, нашла простого и неприхотливого на букву М и даже родила в финале ребенка, то Бланш так и осталась в том мире, и не заметила, как он из красивой реальности превращается в некрасивую и убогую иллюзию. Пьеса под завязку как всегда у Уильямса набита всяческими символами, особенно красиво оформлена сцена пьяного сумасшествия Бланш. А с трамвая Желания можно пересесть только на один Трамвай Кладбище. И понятно, что если мы вовремя не избавимся от старых и глупых иллюзий, то иллюзии сожрут нас без остатка... любого человека. А главную иллюзию зовут "Все будет хорошо". И эта основная иллюзия живет в каждом человеке, пока он дышит. И отбери у нас этот главный самообман, нашу химеру. Отбери у нас наши иллюзии о свободе, о справедливости, о том, что завтра обязательно будет Завтра - и мы все как один сойдем с ума. И главное, держаться той неуловимой острой грани, того острия бритвы, которая (грань то есть), с одной стороны не дает соскользнуть в пропасть безумия, а с другой - позволить иногда снимать наши розовые очки и честно посмотреть правде в ...рожу

**3. Кошка на раскаленной крыше - оттенок третий: Ложь и страдания**

Кошка на раскаленной крыше - вот где голимая чеховщина и достоевщина. Папа - богатый глава семейства умирает от рака, а дети делят наследство, ну как всегда. Если опять вернуться к теме страданий, то всё-таки никто не переубедить меня, что последние под#нки и тв#ри испытывают качественно другие физические и моральные страдания, чем Иисус на Голгофе. Вся разница в мыслях и поступках до и после страданий. Особенно меня "восхищает" сам главный дедуля, как только он получает ложную надежду на спасение, то сразу требует себе молодую, поразительное жизнелюбие было у того старого поколения.

Главный оттенок экзистенциальный в пьесе - это ложь, ей тут пропитано все и вся. В пьесе нет положительных персонажей, каждый лжет и пытается что-то оторвать себе, автор даже как-то муссирует отвращение к своим героям. Единственная, кто вызывает у меня сочувствие и положительный отклик - это сама Кошка, жена старшего спившегося сына, она хотя бы очень умна по сравнению с остальными. Она понимает, что ее сразу бортанут при разделе, и принимает единственное правильное решение, при котором у нее есть шанс тоже урвать свой кусок. А нравственные нормы всего этого автор выводит за скобки, на них просто никто не обращает внимание.


Рецензии