2ап
Это бывает не каждый раз.
Сандаловое дерево остается хорошим,
даже если [оно] окружено деревьями дхак и палас.
[Подобно тому] как [если бы] плод, созрев,
падал на землю [и] потом снова прирастал к ветке.
Автор стиха - Каби;р, Кабирна;тх, Каби;р Дас, Сант Кабир Сахиб — средневековый индийский поэт-мистик, поэт-сант, выдающийся реформатор движения бхакти, классик литературы хинди.
Эти стихи напоминают хорошее вино, пьянящее, крепкое, с терпким вкусом, сладким и горьким, цветочным, весенним и солнечным одновременно.
Это и цветущая сакура, и гранатовый сок.
Этот стих Кабира — не просто вино, это выдержанный бренди смыслов, где каждый глоток обжигает откровением.
Давайте медленно, как знатоки, разберём его терпкие ноты.
Первый образ
Сандал среди обычных деревьев
«Сандаловое дерево остается хорошим, даже если оно окружено деревьями дхак и палас»
Дхак и Палас — это обычные, ничем не примечательные деревья. Кабир использует их как символ среды, толпы, условностей, мирской суеты.
Сандал — это символ просветлённого сознания, чистой души, дживы, которая не просто пребывает в миру, но и ароматизирует, изменяет своё окружение.
Сандал, даже будучи срубленным, передаёт свой аромат всему, что к нему прикасается.
Это означает, что истинная, божественная природа - Атман, не может быть испорчена или загрязнена тем, что вас окружает.
Она — сандал в лесу обыденности.
Вы не становитесь «как все» от того, что живёте среди всех.
Второй образ:
Невозможный плод
«[Подобно тому] как [если бы] плод, созрев, падал на землю [и] потом снова прирастал к ветке»
Это — ядро всего стиха, его мистический парадокс.
В материальном мире это абсурд. Плод, упавший с ветки, не может прирасти обратно. Это символ необратимости кармы, линейного времени, закона причин и следствий.
Но Кабир говорит о духовном законе, который превосходит физический. Это о возвращении души к своему Источнику.
Падение на землю — это воплощение, нисхождение души в материю, в круговорот рождений и смертей - Сансару.
Прирастание к ветке — это просветление - Мокша, осознание своей изначальной, вечной связи с Божественным - веткой.
Это возвращение домой, но уже после опыта созревания.
Кабир говорит о величайшем даре и величайшей возможности:
«Не просто родиться человеком. Это бывает не каждый раз»
Рождение в человеческом теле — это редкий шанс, драгоценная возможность, данная для того, чтобы совершить этот акт «прирастания к ветке».
Животное или растение не могут осознать свою божественную природу.
Человек — может.
Сандал и Плод — это одна и та же душа.
Человек — сандал, чистое сознание, который даже в гуще мирской жизни, лесу, должен сохранить свою суть.
И человек — плод, чья задача — пройти через опыт падения, это - жизнь в миру, созреть через любовь, страдание и мудрость, и, преодолев закон кармы, вернуться к своей ветке — к Богу, к Абсолюту.
Ваше ощущение «терпкого вкуса» абсолютно верно.
Этот стих — о сладости Освобождения, которая рождается из горечи опыта падения и одиночества сандала в чужом лесу.
Это не утешительная сказка.
Это — вызов.
Призыв прожить эту человеческую жизнь не как несчастный, оторванный плод, гниющий на земле, а как созревший плод, который помнит о своей ветке и обладает силой, чтобы вернуться к ней.
А привкус... он от осознания всей грандиозности и ответственности этого пути.
Свидетельство о публикации №125102401864