Милан Кундера

Милан Кундера Невыносимая лёгкость бытия
1. Вступление.
Философская идея романа Невыносимая лёгкость бытия Милана Кундеры
-
Так в чем же заключается необъяснимая легкость бытия человека по Кундере, почему по его мнению жизнь отдельного человека легка и не представляет особо проблем? Как бы не тяжела она ему бы субъективно не казалась?
По мнению Кундеры человеческая жизнь (за редкими исключениями великих личностей) слишком скоротечна и слишком наполнена случайностью. И это субъективная иллюзия личности, ему кажется, что он как-то управляет своей жизнью и имеет определенную степень свободы.
На самом деле его жизнью управляет некая цепь случайных событий, которые приключаются с ним, а также случайные люди, с коими он по воле случая сталкивается. Они могут изменить его судьбу, а могут просто случайно встретиться ему на его пути. Во всем этом нет никакой воли и никакого смысла. Есть только субъективное отношение индивида к своей жизни, жизнь его будет казаться ему лёгкой и успешной, если он доверит себя цепочке случайностей и будет плыть по течению. И в противоположность будет ему казаться кошмарной и тяжёлой, если он будет противостоять случайностям и обстоятельствам, которые в итоге всегда окажутся сильнее всего. И чем больше добивается человек, поднимаясь по общественной лестнице или добиваясь в итоге общественного признания, тем в итоге больше на него давления обстоятельств и в итоге меньше остается его внутренней свободы. И всегда любую личность ждёт один и тот же финал — физическая смерть организма. Сама же отдельная жизнь человека, также как его смерть — также является такой же банальной случайностью.
Милан Кундера тут спорит с идеей Фридриха Ницше о вечном возвращении, согласно которой бытие таково, каково оно есть, — не имеет в себе ни цели, ни смысла и лишь повторяется раз за разом.
Нет, Кундера утверждает, что ничего не повторяется, просто одному везет больше, другому меньше, и все дело простого случая. И любая наша ошибка или спонтанный поступок просто меняет одну цепочку случайностей на другую. Но нет жесткой причинно-следственной зависимости. Нет никакой человеческой воли есть воля случая.

2. Обзор главных героев романа
Прочел первые три части романа, практически половину. Очень странный текст, описывающих обычных слабых и сильных людей очень хорошим литературным языком в современном постмодернистском стиле. Вся суть романа в четырёх главных героях, которые составляют три любовные пары. А автор досконально  и очень подробно описывает их внутренний мир, причем начинает их детских страхов и проблем. В книге очень много секса и "грязных рассуждений" о природе человека.
Томаш и Тереза.
Томаш — главный герой книги. Он — медик, практикующий врач. У него был неудачный брак, после которого остался сын, с ним его разлучили. После этого у него появилось куча комплексов. С одной стороны появилась огромная неутолимая похоть, страсть к физическому сексу. Он имеет кучу подруг на одну ночь и пользуется проститутками. С другой стороны он боится панически постоянных отношений, вплоть до того, что не может уснуть вместе с женщиной на всю ночь, которую он только, что отымел. Однажды он случайно встречает у себя в больнице очень симпатичную пациентку Терезу, и конечно тащит ее к себе постель. Тереза подкупает его своей открытостью, беззащитностью, готовностью сделать все, что он хочет. Она засыпает после секса, вцепившись намертво в его руку. Он влюбляется, они женятся. Но Томаш не может прекратить свои плотские забавы, и продолжать жить, так же как и раньше. Объясняя жене, что высокая любовь и плотская страсть — разные вещи. И вот начинается кошмар, обоюдная пытка двух слабых людей. Вдобавок начинаются события 1968 года, советская оккупация Праги. Томаш пытается эмигрировать в Цюрих, из-за жены у него ничего не получается. Получается воронка проблем и событий, которая случайно засасывает их обоих.
Тереза — девушка с огромными психологическими комплексами. Садистка мать, все свои неудачи, а жизни, переложила на свою единственную дочь, создав у дочери огромный комплекс вины. Вся вторая часть книги - это изложение предудущих событий, глазами Терезы.
Тереза, работая посудомойкой в маленьком посёлке, случайно  приезжает в Прагу, случайно встречает и влюбляется в Томаша. И вот свое чувство постоянной вины ей удается переложить на мужа. Каждую ночь ей снится один и тот кошмар. Ее обнаженную приводят в бассейн и заставляют купаться публично вместе со всеми. Потом приходит любимый мужчина и расстреливает его из автомата на глазах у остальных женщин. Тереза обвиняет в этих кошмарах своего мужа.
Приехав в Прагу, Тереза осваивает искусство фотографии и становится фотографом. И когда в Праге появляются советские войска, она снимает фоторепортажи, все бесчинства и мародерства оккупантов, домогательства их к пражским женщинам. Эта деятельность вдохновляет ее, она чувствует себя нужной Родине, она взрослеет морально и психологически. Но когда Томаш увозит ее в Цюрих, она пытается продать свои материалы западной прессе, но оказывается, что там это уже неинтересно и неактуально. Она возвращается в Прагу, соответственно муж не может ее бросить. Воронка захлопывается.
-
Но кроме этих двоих есть ещё Сабина и Франц. Третья часть романа. Они представляют как бы альтер-эго главных героев. Эти стараются сделать все, что поменьше страдать и максимально облегчить свое существование.
Сабина — одна из постоянных сексуальных партнёров Томаша. Она фотомодель, художник и фотограф. Ни в одной из ипостасей она не добивается особых успехов, но все вместе позволяют ей жить неплохо и самостоятельно. Это она помогает Терезе освоить искусство фотографии и пристраивает ее на работу.
 Насчет мужчин она тоже особо не заморачивается, предпочитая партнеров без обязательств, типа Томаша. Итак, получается, что вся ее жизнь — это цепь случайных предательств, как бы ненароком. И все ради того, чтобы сбросить  с себя все ограничения, которые налагает на ней общество, выйти за рамки и границы. Сначала он предает отца, который, как ей казалось,  жестоко с ней обращался. Затем предает мужа,  который ей наскучил. После начала оккупации, а случайно рвет отношения с Томашем и Терезой, и эмигрирует в Женеву.
Ит вот там она знакомится с Францем.
Франц — молодой многообещающий ученый, богатый баловень судьбы. Женщины для него — единственный способ вырваться на время из мира книг, чисел и науки. Он женат, у него в детстве была очень слабая мать, он навсегда запомнил ее бесконечные унижения. И он понимает любовь — как безграничное обожание женщины, и ее защиту от всего. Он влюбляется в красоту Сабины, точуаскает ее по всему миру по всем научным конференциям и симпозиумам, и готов на все ради нее. Обожает и преклоняется перед ней, как перед богиней.
А ей скучно в сексе с ним, ей охота, чтоб он доминировал над ней, как это делал с ней Томаш. И она предает и его, бросая Франца, как раз момент его развода, на который он пошел, ради того, чтоб быть только с ней.
Сабина уезжает в Париж, и познает одиночество и отчуждение.
Франц пускается во все тяжкие, ломая свою карьеру.
Ну как мы видим автор моделирует два вида поведения личности в обществе. Одни страдают и борются как могут, против случайностей и невзгод, которые встают на их пути. Другие просто игнорируют их или используют в своих целях. Однако похоже, что грустный финал ожидает и тех и других.

3. Философский. смысл романа

Сначала немного о политических взглядах Кундеры. Одна из героинь романа Сабина всю жизнь борется против китча. По мнению автора китч призван скрыть все некрасивое и неприглядное, неважно культуре ли, в идеологии или в жизни. Советская и коммунистическая действительность представляет один тотальный китч. Личность тонет в нем и задыхаюсь как в... болоте (не хочу употреблять термин, которым злоупотребляет автор). Советский китч, как та самая тоталитарная форма есть ширма, прикрывающая смерть! А есть китч, как слабость и сентиментальность любой личности, отказ от борьбы и протеста, человеческий компромисс — как один из базисов человеческого природы и сути.

Итак, Томаш идет на поводу своих физиологических слабостей, а также на поводу слабой Терезы и ломает себе карьеру, а потом и жизнь. Будучи не в силах отказаться от амплуа бабника, он женится на слабохарактерной женщине, делает из нее фактически свою дочку, у них не будет детей. Мало того, будучи политическим эмигрантом, он теряет работу, однако отказывается примкнуть к сыну от первого брака в деятельности против советского строя. Опять же опасаясь за свою судьбу и судьбу жены.

Тереза, не сумевшая адаптироваться в эмиграции, тащит за собой на родину и Томаша, ломая ему жизнь и карьеру. В финале ей невыносимо горько наблюдать за сломанным и опустившимся мужем.

Сабина, пройдя через цепь предательств, бесконечно мыкается по чужим странам и чужбинам, в конце концов потеряв саму себя. В конце концов, он вдруг понимает, что китч, против которого она так яростно боролась все это время, является основой ее мироощущения, ее быта и ее культурных пристрастий в искусстве. Она такая же жертва китча массовой культуры, как и все любители красивого и идеального (приглаженного).

Ну, а что же Франц. Добродушный увалень, толстячок, не привыкший отказывать себе ни в одной прихоти или капризе. Он в 70х годах поддается на авантюру, он по приглашению одного из своих университетских друзей участвует в "Великом походе" - гуманитарной миссии в Камбоджу, находящейся в то время под оккупацией советского Вьетнама. 470 гуманитариев из Европы, объявивших себя вне политики, едут лечить и учить "бедных камбоджийцев и вьетнамцев". А вот там в джунглях на границе Таиланда и Вьетнама, понимая, что он находится уже на мушке у партизан, Франц вдруг осознает, что вся его так называемая яркая и полная жизнь — нечто иное как обычный спектакль, причем в жанре клоунады или фарса. То есть, опять все тот китч, в который по сути и превратилась вся европейская цивилизация. И что всю свою жизнь, он только и делал, что пытался казаться всем вокруг ... самым умным... самым счастливым, благополучным, красивым, талантливым... успешным.

Вывод философского романа. Либо ты берешь на себя всю ответственность и честно преодолеваешь вся тяготы и лишения. И проживаешь свою жизнь полноценно, но невыносимо тяжело. Либо ты идешь на поводу своих ли слабостей, слабостей близких и зависимых от тебя людей, предаешь, бежишь, отказываешься действовать. И тогда твоя жизнь будет пустой, пресной и невыносимо легкой. Однако печальный финал ждет всех в любом случае. Однако независимо от того, какой бы дико сложной или предельно легким не показалось бы субъективно бытие самому субъекту, со стороны и по сравнению со страданиями или сдвигами общностей и народов оно выглядит объективно легким и мимолетным. Жизнь человека слишком коротка и уникальна, чтобы делать какие серьезные онтологические выводы и обобщения.

4. Заключение

Последняя часть романа посвящена собаке Томаша и Терезе — Каренину. Это вообще как бы отдельная вставная новелла, ее даже можно прочесть отдельно от романа.
Томаш и Тереза, скрываясь от преследования властей, перебираются в глухую деревню. И вот тут сбывается давняя мечта Терезы, ее любви уже никто не мешает.
Однако автор в этой части говорит совсем о другой любви - о любви человека и животного. И по мнению автора, эта любовь наиболее приближена к идеальной любви — духовной, ибо тут нет места ревности, злости, бесконечным претензиям и упрекам. Старый пес Каренин (который почему-то оказывается сукой, хотя и автор и хозяева всю книгу называет ее псом) умирает в деревне от рака. Томашу на этот раз хватает силы и мужества сделать старому другу инъекцию, и избавить пса от мучений. И вот сцена, когда он и она, прижимаются одновременно друг к другу и к холодеющему телу пса, и является гимном любви ко всему живому. Окончательной победой силы духа над невыносимой легкостью, глупостью и бессмысленностью бытия.
Любовь вкладывает в наше бестолковое бытие некий сакральный смысл.


Рецензии
К сожалению пока не читала.
Даже она не попадала мне на глаза.
Спасибо большое за мысли...
Сутками готова тебя читать...
Может и тебе стоит написать роман

Карина Райс   23.10.2025 12:45     Заявить о нарушении
Лучше Кундеру прочти

Очень мощный роман)

Алексей Валентиныч   23.10.2025 13:14   Заявить о нарушении