Софья и Георгий.. Кудеяр
Людмила Коншина Людмила Кичигина
_______________________________
http://stihi.ru/2025/10/23/6790
http://stihi.ru/2025/10/23/8329
НА ФОТО - СОФЬЯ ПАЛЕОЛОГ..И ПРАПРАВНУЧКА ЕФИМИИ ИВАНОВНЫ СОБАКИНОЙ И ВАСИЛИЯ ЯКОВЛЕВИЧА КУДОЯРОВА..
http://proza.ru/2025/10/23/1463
Соломония Юрьевна Сабурова ПРИЧИСЛЕНА К ЛИКУ СВЯТЫХ...МАТЬ ГЕОРГИЯ КУДЕЯРА..РАЗБОЙНИКА ИЛИ ЦАРСКОГО СЫНА ВАСИЛИЯ ТРЕТЬЕГО И СОФЬИ ПАЛЕОЛОГ
Икона XVII века. Покровский собор, Суздаль
Имя в миру Соломония Юрьевна Сабурова
Родилась ок. 1490
Умерла 18 декабря 1542
Суздаль
Монашеское имя София
Почитается с XVI века
В лике преподобная
Главная святыня мощи в Суздальском Покровском женском монастыре
День памяти 29 декабря, 14 августа
Биография
Происходила из боярского рода Сабуровых (ветвь Сверчковых-Сабуровых). Дочь Юрия Константиновича Сабурова. Рано лишилась матери, была воспитана тётей — сестрой отца.
Сестра Соломонии, Мария, была женой князя Василия Семёновича Стародубского.
Брак и развод
4 сентября 1505 года Василий Иванович женился на Соломонии. Её выбрали на смотре невест из 500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны (по образцу смотрин невест для византийских императоров). Венчал молодых митрополит Симон в Успенском соборе Московского Кремля. Впервые в московской истории правящий монарх брал в жёны не иностранную принцессу и не русскую княжну, а невесту из семьи старомосковского боярства[1][2].
Покров святителя Леонтия Ростовского. 1514. Мастерская Соломонии Сабуровой
После двадцати лет брака Соломония так и не родила. Василий был очень обеспокоен этим, так как выступал против того, чтобы его братья или их возможные сыновья стали претендентами на трон. Он запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын.
Решение о разводе было поддержано боярской думой, но не нашло поддержки среди церковных иерархов. Выступавшие против расторжения брака Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек были сосланы, причём митрополит впервые в русской истории был лишён сана.
«Ты мне, недостойному, даёшь такое вопрошение, какого я нигде в Священном писании не встречал, кроме вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя», — ответил в 1525 году Василию III инок Вассиан на его вопрос о возможности развода с супругой[3].
В 1525 году с одобрения митрополита Даниила Василий III развёлся с Соломонией[4]. Подобный развод с насильственной ссылкой жены в монастырь не имел в то время места в истории Руси.
В начале следующего, 1526 года великий князь женился на юной Елене Глинской, дочери литовского князя Василия Глинского, от этого брака родился Иван Грозный.
В лето 7031 Князь великии Василеи Иоанович постриже княгиню свою Соломонею, а Елену взят за собя. А все то за наше согрешение, яко же написалъ апостолъ: пустя жену свою, а оженится иною, прелюбы творит.
http://proza.ru/2025/10/23/1463
В лето 7031 Князь великии Василеи Иоанович постриже княгиню свою Соломонею, а Елену взят за собя. А все то за наше согрешение, яко же написалъ апостолъ: пустя жену свою, а оженится иною, прелюбы творит.
Псковская летопись[5]Постриг
Легенды
Вселенские патриархи осудили развод великого князя, а патриарх Иерусалимский Марк[уточнить] предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью (Иоанна Грозного)[17][18]:
Аллегория тиранического правления Ивана Грозного
Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают.
Существует легенда???? что Соломония во время пострижения была беременна и уже в монастыре родила мальчика Георгия, которого она отдала в надёжные руки, а сама объявила, что новорождённый скончался. По легенде, выросший сын Соломонии стал знаменитым разбойником Кудеяром, о котором Николаем Некрасовым сложена «Песня о двенадцати разбойниках». Этой историей очень интересовался Иоанн Грозный (ведь сын Соломонии оказался бы его старшим братом и более законным наследником). Царь потребовал все архивы, касавшиеся дела Соломонии. При реконструкции монастыря в 1934 году было обнаружено и вскрыто захоронение Соломонии, рядом с её останками был найден маленький гроб, в котором оказалась тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки[19][20]. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней — крышка от той гробницы[21].
Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший Московское государство в 1517 и 1526 годах, написал книгу «Записки о Московии», в которой сообщал:
Во время нашего тогдашнего пребывания в Московии некоторые клятвенно утверждали, что Саломея родила сына по имени Георгий, но никому не пожелала показать ребёнка. Мало того, когда к ней были присланы некие лица для расследования истины, она, говорят, ответила им, что они недостойны видеть ребёнка, а когда он облечётся в величие своё, то отомстит за обиду матери. Некоторые же упорно отрицали, что она родила. Итак, молва гласит об этом происшествии двояко[22][23].
Беру на себя смелость предположить что слова моей мамы ..которая раскрыла мне семейную тайну о том что у нас в роду наш предок был разбойник Кудеяр или ЦАРСКИЙ СЫН ЕДИНСТВЕННО ЗАКОННЫЙ НАСЛЕДНИК ТРОНА ВСЕЯ РУСИ..
ВЗГЛЯНУВ НА МАТЬ ВАСИЛИЯ ТРЕТЬЕГО СОФЬЮ ПАЛЕОЛОГ ...СОЗДАННОМУ ЕЁ ИЗОБРАЖЕНИЮ ПО КОСТЯМ ЧЕРЕПА А ЗНАЧИТ БАБУШКУ ГЕОРГИЯ .. Я УДИВИЛАСЬ СХОДСТВУ ...ОЧЕНЬ ПОХОЖЕЕ ФОТО ... ПОЭТОМУ ПОСЛЕ СВОИХ РАЗБОЕВ ...КУДЕЯР ПОДАЛСЯ В СИБИРЬ СО СВОЕЙ ЛЮБИМОЙ НО НЕИЗВЕСТНОЙ ..ОБ ЭТОМ ЕСТЬ ТОЖЕ ЛЕГЕНДА И ОСЕЛ В СЕЛЕ БОЛЬШАЯ КОСУЛЬ.. ГДЕ И МОЯ БАБУШКА ЕФИМИЯ ИВАНОВНА СОБАКИНА ПОВСТРЕЧАЛА ПОТОМКА ЭТОГО РОДА ВАСИЛИЯ ЯКОВЛЕВИЧА КУДОЯРОВА..КОТОРЫЕ И ЯВЛЯЮТСЯ МОИМИ ПРАДЕДОМ И ПРАБАБУШКОЙ ...НО НЕ БЕРУСЬ УТВЕРЖДАТЬ ВСЮ ПОДЛИННОСТЬ МОИХ СЛОВ ...И ПЕРЕДАЮ ЭТУ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛАМ .. НУ А ДЛЯ КОГО ТО ИЗ НЕВЕРУЮЩИХ ПУСТЬ ЭТО БУДЕТ ПЛОД МОЕЙ ФАНТАЗИИ ТОГДА ОТКУДА У МЕНЯ ТАЛАНТ В НАПИСАНИИ СТИХА ПОИСК ПРОДОЛЖАЕТСЯ ..
Искра от Бога -Золотая лира
Людмила Кичигина
ИЗ ЦИКЛА _ЗОЛОТАЯ ЛИРА
__________________________
http://stihi.ru/2025/10/23/4011
http://proza.ru/2025/10/23/1463
ИСТОКИ ИСТИНЫ...
_______________
Людмила Кичигина
*************LK
Творчество - счастье(душе благодать)
Краски от ангелов..мудрость в них есть..
Ярче с душой ,чтоб художником стать
Краской любви _ пиши доблесть и честь!
С ангелом создал!Явилось блаженство
Мысль не пустая почувствуй ,пиши ..
Искра от Бога (наук совершенство)
Значит сияет... лампадка души!
Людям раздай благодатные краски...
Радость свою ,что таится внутри..
Но не гордись!Cлушай Бога подсказки
Искрой от Бога любовь сотвори..
© Copyright: Людмила Кичигина, 2025
Свидетельство о публикации №125102304011
НО А СЕЙЧАС ПРО ЭТИ СОБЫТИЯ ПОДРОБНЕЕ...
______________________________________
В лето 7031 Князь великии Василеи Иоанович постриже княгиню свою Соломонею, а Елену взят за собя. А все то за наше согрешение, яко же написалъ апостолъ: пустя жену свою, а оженится иною, прелюбы творит.
Псковская летопись[5]Постриг
Легенды
Вселенские патриархи осудили развод великого князя, а патриарх Иерусалимский Марк[уточнить] предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью (Иоанна Грозного)[17][18]:
Аллегория тиранического правления Ивана Грозного
Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают.
Существует легенда???? что Соломония во время пострижения была беременна и уже в монастыре родила мальчика Георгия, которого она отдала в надёжные руки, а сама объявила, что новорождённый скончался. По легенде, выросший сын Соломонии стал знаменитым разбойником Кудеяром, о котором Николаем Некрасовым сложена «Песня о двенадцати разбойниках». Этой историей очень интересовался Иоанн Грозный (ведь сын Соломонии оказался бы его старшим братом и более законным наследником). Царь потребовал все архивы, касавшиеся дела Соломонии. При реконструкции монастыря в 1934 году было обнаружено и вскрыто захоронение Соломонии, рядом с её останками был найден маленький гроб, в котором оказалась тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки[19][20]. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней — крышка от той гробницы[21].
Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший Московское государство в 1517 и 1526 годах, написал книгу «Записки о Московии», в которой сообщал:
Во время нашего тогдашнего пребывания в Московии некоторые клятвенно утверждали, что Саломея родила сына по имени Георгий, но никому не пожелала показать ребёнка. Мало того, когда к ней были присланы некие лица для расследования истины, она, говорят, ответила им, что они недостойны видеть ребёнка, а когда он облечётся в величие своё, то отомстит за обиду матери. Некоторые же упорно отрицали, что она родила. Итак, молва гласит об этом происшествии двояко[22][23].
Рождественский монастырь (Москва)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Богородице-Рождественский монастырь (Москва)»)
У этого термина существуют и другие значения, см. Рождественский монастырь.
Рождественский монастырь
55°45;56; с. ш. 37°37;26; в. д.HGЯO
Тип Монастырь
Страна
Россия
Местоположение Москва, улица Рождественка, 20/8
Конфессия Православие
Епархия Московская городская
Тип Женский
Дата основания XIV век
Настоятель Игуменья Викторина (Перминова)
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771420820280006 (ЕГРОКН). Объект № 7710705000 (БД Викигида)
Состояние Действующий
Сайт mbrsm.ru
Карта
Wikimedia | © OpenStreetMap
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
Монастырь в альбоме Найденова (вид с севера), 1881 год
Вид на монастырь с юга по улице Рождественка, 2022 год
Богородице-Рождественский монастырь, известен как Рождественский монастырь[1] — один из древнейших женских монастырей Москвы. Расположен на пересечении улицы Рождественка и Рождественского бульвара, которым он дал имя.
Монастырь был основан в 1386 году супругой князя Андрея Серпуховского и матерью князя Владимира Храброго — княгиней Марией Константиновной, которая постриглась здесь в монахини перед смертью в 1389 году под именем Марфы. Первое время находился на территории Московского кремля и носил имя монастырь Рождества Богородицы на Рву[2]. Существует также версия, что монастырь с момента основания располагался на берегу реки Неглинной, у Кучкова поля, во владениях князя Владимира Андреевича Серпуховского[3].
В 1430-х годах в монастыре приняла постриг под именем Евпраксия княгиня Елена Ольгердовна, супруга князя Владимира Храброго[4], она была похоронена, согласно своему завещанию, на монастырском кладбище в 1452 году. Княгиня Елена пожертвовала обители села с деревнями.
Одноглавый каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был возведён в 1501—1505 годах в традициях раннемосковского зодчества[3]. После пожара 1547 года в течение 150 лет был окружён пристройками, исказившими первоначальный облик.
25 ноября 1525 года в Рождественском монастыре была насильно пострижена под именем София жена Василия Третьего Соломония Сабурова. Она жила в обители до перевода в суздальский Покровский монастырь.
Летом 1547 года во время сильного московского пожара сгорели постройки монастыря, пострадал каменный собор. Он был вскоре восстановлен по обету царицы Анастасии Романовны — жены Ивана Грозного. По приказу самого царя в южной алтарной апсиде был создан Никольский придел[3].
В 70-х годах XVII века Рождественский монастырь стал местом погребения князей Лобановых-Ростовских: к собору с востока была пристроена их усыпальница. В XIX веке она получила второй этаж, в котором находилась монастырская ризница[3].
В 1676—1687 годах на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской был возведён каменный храм святого Иоанна Златоуста с трапезной и приделами святого Николая, праведного Филарета Милостивого и святого Димитрия Ростовского (при этом имянаречение в честь св. Димитрия Ростовского не могло состояться раньше второй половины XVIII века, так как канонизирован он был при Елизавете Петровне). На её же средства в 1671 году выстроена ограда из камня с четырьмя башнями[5].
Монастырь в XIX веке
В разделе не хватает ссылок на источники (см. рекомендации по поиску).
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. (4 февраля 2022)
В 1835—1836 годах над Святыми вратами была построена колокольня с церковью священномученика Евгения, епископа Херсонского (проект Н. И. Козловского, церковь устроена на средства С. И. Штерич).
В начале XX века были построены трёхэтажные здания келий, в которых размещались классы церковно-приходской школы. В 1903—1904 годах по проекту архитектора П. А. Виноградова была проведена реконструкция церкви Иоанна Златоуста и возведена трапезная монастыря. В 1904—1906 годах Виноградовым построен храм Казанской иконы Божией Матери с новой трапезной палатой; церковь пятиглавая бесстолпная в русско-византийском стиле, её длина составляет 36 метров, ширина — 15, а высота – 17. До событий 1917 года в этом храме был иконостас из резного дуба, позже утраченный[6]. При монастыре действовали приют для девочек-сирот и церковно-приходская школа.
После революции
После революции на территории Богородице-Рождественского монастыря 1 июня 1920 года был открыт Рождественский концлагерь. Параллельно с концлагерем (как отдельное его подразделение) в том же монастыре находилось Рождественское казарменное общежитие принудительных работ, также открытое не позже июня 1920 года. Оно было подведомственно Московскому управлению принудительных работ. Через полтора года после открытия, 19 декабря 1921 года, было принято решение о «ликвидации» лагеря. Заключённые лагеря и общежития были переведены в Покровский лагерь. Количество заключённых в лагере составляло порядка 200—300 человек.
Здесь же находилась центральная больница-амбулатория для лагерей, открытая в 1920 году, которую тюремная инспекция называет «центральной амбулаторией по всем специальностям (глазным, ушным, зубоврачебным, хирургическим и венерическим)». Первым главой больницы был назначен хирург Борис Маркович Жирмунский, талантливый врач, в скором будущем эмигрировавший во Францию, где он стал одним из основателей парижской больницы «Мирабо».
В 1922 году монастырь был закрыт, серебряные ризы с икон сняты (всего вывезено 17 пудов серебра)[7], часть икон первоначально переместили в храм Николы в Звонарях, а позже — в церковь Знамения в Переяславской слободе. Завершавшее Казанскую церковь пятиглавие было сломано, а здание перепланировали[6].
В донесении Патриарху Тихону настоятельницы Московского Рождественского монастыря игуменьи Магдалины от 2 августа 1923 года сообщалось, что в апреле 1922 года при игуменье Октавии левую часть монастыря взял в аренду Комитет Всероссийской помощи воинам — западный и левый трапезный корпус, сестёр «уплотнили до невозможности» — и стали брать с них арендную плату за помещение. Правая сторона монастыря уже занята 3 года — там сначала был лагерь [вероятно, концентрационный], затем милиция, курсанты. К 1 мая 1923 года «Всерокомпом» подал в народный суд прошение о выселении монахинь. Их четыре раза вызывали в суд, где истцу предлагали выделить монастырю помещение, но он настоял на безусловном выселении, и 90 человек, вместе с игуменьей были выселены — остались лишь 30 монахинь, работающих в мастерской Комитета, 10 престарелых и 3 — от Главмузея для охраны церкви. Златоустовский храм взят под клуб, трапезная Казанская церковь разорена под столовую того же комитета (ещё пустует), служба только в летнем соборе. Ключи от церкви св. мученика Евгения (под колокольней) — в Главмузее[8].
В монастыре размещались конторские, научные и учебные заведения. В кельях были устроены коммунальные квартиры. Некоторым из монахинь разрешили остаться в бывшей обители, две инокини жили на территории монастыря до конца 1970-х годов. Монастырское кладбище вместе с могилой основательницы обители — княгини Марии Константиновны было уничтожено, часть стен снесена. В 1974 году решением Моссовета Рождественский монастырь был передан МАРХИ для организации музея-заповедника древнерусского искусства и зодчества. После реставрации в Рождественском соборе хранился архив одного из научно-исследовательских институтов[7].
Современность
Собор Рождества Пресвятой Богородицы был возвращён церкви в 1992 году, богослужения в нём возобновились 14 мая 1992 года. Обители предоставлена ставропигия.
Монастырь был возрождён 16 июля 1993 года, в нём ведутся реставрационные работы. При монастыре существует воскресная школа для детей 4-17 лет. В 2010 году в монастыре открылась бесплатная женская трёхгодичная церковно-певческая школа. В её учебную программу входит изучение катехизиса, литургики, Богослужебного устава, сольфеджио, обихода церковного пения и хоровой класс. В 2011 году при школах в монастыре была создана своя библиотека.
С 1999 года подворьем монастыря является храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», расположенный в селе Фёдоровском Волоколамского муниципального округа Московской области. В ноябре 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вновь освятил отреставрированную Казанскую церковь[6].
По состоянию на 2019 год, в обители 30 монашествующих.
Настоятельницы
с 19 июля 1993 года — игуменья Викторина (Перминова).
Архитектура
Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Основан в 14 веке, возведен в 1501-1505 годах
Церковь Иоанна Златоуста. Возведена в 1676-1677 годах[9]
Церковь Евгения, епископа Херсонесского, с колокольней. Возведена арх. Н. И. Козловским в 1835-36 гг. Храм Евгения Херсонского в колокольне устроен на средства С. И. Штерич.
Церковь Иконы Божией Матери Казанская, с трапезной. Возведена в 1904-1906 годах, архитектор Виноградов П. А.[10]
Собор Рождества Богородицы (1500—1505)
Собор Рождества Богородицы (1500—1505)
Церковь Иоанна Златоуста (1676—1678)
Церковь Иоанна Златоуста (1676—1678)
Колокольня в стиле классицизма (1835—1836)
Колокольня в стиле классицизма (1835—1836)
Трапезная церковь Казанской Богоматери (1906)
Трапезная церковь Казанской Богоматери (1906)
Святыни монастыря
Казанская икона Пресвятой Богородицы
Икона свт. Николая Мир Ликийских Чудотворца
Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей
Икона прп. Софии Суздальской с частицей мощей
Соборная икона Оптинских старцев с частицами мощей 12-ти Оптинских старцев
Литература
Московский летописный свод, 1389 г.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908.
Ильенкова Н. В. Собор Рождественского монастыря в Москве: Исследования и реставрация // Охрана и реставрация памятников архитектуры: Опыт работы мастерской № 13. М., 1981. С. 82—88.
Ликвидация Рождественского монастыря // Известия. 1923. 16 мая.
Токмаков И. Ф. Краткий исторический очерк Московского Рождественского женского монастыря. — М., 1881. — 16 с.
Фуфаев А. С. Собор Московского Рождественского монастыря // Архитектурные памятники Москвы XV—XVII вв.: Новые исследования. М., 1947. С. 55—75.
Паламарчук П. Г., авт.-сост. Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов… Москва. 1992.
Судариков В. А., Чапнин С. В. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов… 2-е изд. Москва, 1995.
Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. Москва, 1996.
Чапнин С. В. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов. Москва: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1999. 256 с.
Николаева Т. Е., Судариков В. А., Чапнин С. В. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.: Издательство братства святителя Тихона, 2001.
Русские монастыри. Том 1. Центральная часть России. М.: Изд-во Троица, 1995
10 монастырей Москвы. Путеводитель. М.: Вечерняя Москва, 2012
Монастыри и храмы Русской Православной Церкви. Святые места России. Белорусский Экзархат, 2005
Примечания
Рождественский девичий монастырь. Дата обращения: 21 апреля 2020. Архивировано 20 сентября 2020 года.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 505—506; Мазуров А. Б. Духовная грамота вдовы князя Владимира Андреевича Серпуховского Елены Ольгердовны // Вестник Коломенского государственного педагогического института. Коломна, 2006. С. 15.
Русские монастыри и храмы : историческая энциклопедия / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2010. С. 446.
Мазуров А. Б. Духовная грамота вдовы князя Владимира Андреевича Серпуховского Елены Ольгердовны // Вестник Коломенского государственного педагогического института. Коломна, 2006. С. 14—15.
Русские монастыри и храмы : историческая энциклопедия / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2010. С. 446—447.
Казанская Церковь в Рождественском Монастыре (Москва). Дата обращения: 5 сентября 2022. Архивировано 5 сентября 2022 года.
Русские монастыри и храмы: историческая энциклопедия / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2010. С. 447.
Архивированная копия. Дата обращения: 5 июля 2017. Архивировано из оригинала 25 августа 2017 года.
Церковь Иоанна Златоуста в Рождественском монастыре
Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Рождественском монастыре
Ссылки
Официальный сайт московского Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря.
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь на официальном сайте МП
Рождественский концлагерь на территории Богородице-Рождественский монастыря
Тип Монастырь
Страна
Россия
Местоположение Москва, улица Рождественка, 20/8
Конфессия Православие
Епархия Московская городская
Тип Женский
Дата основания XIV век
Настоятель Игуменья Викторина (Перминова)
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771420820280006 (ЕГРОКН). Объект № 7710705000 (БД Викигида)
Состояние Действующий
Сайт mbrsm.ru
Лицевой летописный свод: «В 7034 году в ноябре великий князь Василий Иванович постриг великую, княгиню Соломонию по желанию её из-за тяжести болезни и бездетства. А жил с нею 20 лет, и детей не было»
25 ноября 1525 Соломонию постригли в Московском Богородице-Рождественском монастыре под именем София. Согласно разным источникам, великая княгиня не хотела принимать постриг[6]. Подробно об этих событиях рассказано у Герберштейна:
Соломония, оказывается, энергично сопротивлялась постригу и растоптала монашеское одеяние. Тогда один из ближайших советников Василия III, Иван Шигона, не только выразил ей резкое порицание, «но и ударил её бичом». После того как Шигона сказал, что пострижение производится по воле государя, Соломония смирилась со своей участью.
— Зимин А. А. «Россия на пороге нового времени»[7
Покровский монастырь (Суздаль)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Покровский монастырь.
Суздальский Покровский монастырь
56°25;46; с. ш. 40°26;12; в. д.HGЯO
Тип Монастырь
Страна
Россия
Город Суздаль
Конфессия православие
Епархия Владимирская епархия
Тип женский
Дата основания 1364 год
Основные даты
1923 — упразднён
1992 — возрождён
Здания
Покровский собор • Шатровая колокольня • Святые ворота и надвратная Благовещенская церковь • Зачатьевская трапезная церковь • Приказная изба
Известные насельники Соломония Юрьевна Сабурова (преподобная София Суздальская)
Реликвии и святыни мощи преподобной Софии Суздальской
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 331420177540006 (ЕГРОКН). Объект № 3310144000 (БД Викигида)
Состояние действующий
Сайт spokrovmon.ru
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
Покро;вский монасты;рь — женский монастырь Владимирской епархии Русской православной церкви, расположенный на правом берегу реки Каменки в северной части Суздаля.
Основан в 1364 году при князе Дмитрии Константиновиче, но нынешний вид ансамбля сложился лишь в XVI веке, когда монастырь превратился в место заточения постриженных в монахини представительниц аристократических фамилий. В XVI—XVII столетиях монастырь был одним из крупнейших на Руси.
Купола Покровского собора (справа) на фоне Петропавловской церкви
Основание монастыря
Согласно житию преподобного Евфимия Суздальского, суздальский Покровский девичий монастырь был основан суздальско-нижегородским князем Андреем Константиновичем в 1363—1364 годы. Однако в монастырском архиве XVI — начала XVII веков никаких документов XIV—XV века не сохранилось. Не сохранилось сведений о Покровском монастыре и в нарративных источниках этого времени. Обитель не упоминается в духовных грамотах князей Московского дома XIV—XV веков. Вероятно, в это время значение обители не выходило за пределы Суздальской земли[1].
Монастырь в царские времена
Наибольший подъём монастыря связан с именем Василия III, который в начале XVI века пожертвовал монастырю большие средства, использованные для строительства дошедших до нас Покровского собора и Святых врат, и, по-видимому, не сохранившихся келий и ограды. Одной из первых узниц монастыря стала обвинённая в бесплодии жена Василия III Соломония Сабурова, постриженная в монахини в 1525 году под именем старицы Софии.
Впоследствии возникла легенда, что Соломония во время пострижения была уже беременна и в Покровском монастыре родила царевича Георгия. Якобы мальчик тайно воспитывался где-то в лесу, а когда вырос, стал знаменитым разбойником Кудеяром. В 1934 году при реконструкции монастыря реставратором А. Д. Варгановым была вскрыта гробница предполагаемого сына Соломонии, в которой, он, по его словам, обнаружил лишь детскую рубашку. Однако историк Дмитрий Володихин приводит сведения, что протокола вскрытия гробницы А. Д. Варгановым в 1934 году не существует, а протокол о раскопках, проводимых в монастыре в 1996 году, утверждает, что «погребения на этом месте не могло быть по причине физического отсутствия места для него, ибо фундамент представляет единый монолит»[2].
Имена других знатных обитательниц монастыря сохранились в усыпальнице монастыря, расположенной под зданием Покровского собора. Это дочь Ивана III Александра, жена Ивана IV Анна Васильчикова, первая жена Владимира Старицкого Евдокия Нагая, Евпраксия Пожарская, царевна Анастасия. Здесь же была заключена вдова Василия Шуйского царица Мария Буйносова-Ростовская (переехала в Новодевичий монастырь).
В 1551 году после смерти годовалой дочери Ивана Грозного была заново отстроена Зачатьевская трапезная церковь, заменившая деревянное строение XIV века. Апсида была пристроена к ней в XVII веке, тогда же появилась поварня и было продолжено строительство ограды, начатое в XVI веке.
Разорение монастыря советской властью
В 1923 году монастырь был закрыт и разорён.
Программа создания и испытания советского бактериологического оружия
Основная статья: Программа создания и испытания бактериологического оружия в Покровском монастыре
Начиная с 1933 года в монастыре была расположена военная биологическая лаборатория (БОН ОО ОГПУ, Бюро особого назначения Особого отдела ОГПУ) — шарашка, в которой работали заключённые специалисты, занимавшиеся разработкой биологического оружия. В 1934 году лаборатория была передана биохимическому институту РККА. Попутно с шарашкой, в монастыре была тюрьма для подопытных заключённых. Советское бактериологическое оружие испытывалось на заключённых, как на подопытных животных[3][4]. Побочным продуктом испытаний на заключённых штаммов бактериологического оружия, стало создание в 1935 году находившимися в заключении Николаем Гайским и Борисом Эльбертом жидкой вакцины против туляремии. Лаборатория находилась в монастыре до 1936 года[5]. Эти эксперименты были строго засекречены, об этом стало известно только в период гласности, а официально российские власти признали это только в ноябре 1992 года[4].
Реставрация
В 1950—1960-е годы монастырские постройки были реставрированы, в них открылись музейные экспозиции. В 1980-е годы здесь разместился туристско-гостиничный комплекс с рестораном и баром. В соборе был концертный зал. Гостиница «Покровская» существует по сегодняшнее время.
Возобновление монастырской общины
С 1992 года в древней обители возродилась монашеская жизнь. В настоящее время монастырь действующий. Ему принадлежат собор, здание богадельни, хозяйственные постройки. Избы-кельи построены заново в 1970-х годах на месте обветшавших старых домов. 22 апреля 2020 года в безвозмездное пользование Владимирской епархии передана приказная изба — последнее до того времени не переданное здание на территории монастыря[6].
Архитектурный ансамбль Покровского монастыря
Вход на галерею Покровского собора
Покровский собор с территории монастыря
Покровский собор со стороны реки
Центральным памятником ансамбля является трёхглавый Покровский собор (1510—1518 гг.), построенный на месте более древнего деревянного храма неизвестными мастерами. Собор представляет собой массивное четырёхстолпное сооружение, стоящее на высоком цоколе и окружённое с трёх сторон двухэтажной открытой галереей, на которую ведут две крытых лестницы. С обращённой к реке стороны к зданию примыкает трёхапсидная алтарная часть, прорезанная высокими окнами в глубоких нишах. Апсиды разделены гладкими колоннами и украшены резным карнизом с мелким рисунком, который повторяется и в декоре световых барабанов, увенчанных шлемовидными главками. Стены собора, декорированные аркатурно-колончатым поясом и перспективными порталами с дыньками, разделены лопатками на три части и завершаются килевидными закомарами.
Внутри белые стены собора не имели росписи, а его пол был вымощен чёрной керамической плиткой. Главным украшением интерьера служили великолепные иконы и произведения художественного шитья, часть из которых в настоящее время можно увидеть в музее. Под зданием Покровского собора находится усыпальница, где погребены инокини и старицы монастыря: ссыльные царицы, великие княгини, знатные женщины аристократических родов Руси.
За долгие годы своего существования собор неоднократно перестраивался, его первоначальный вид был воссоздан в ходе реставрации 1962 года.
С северо-запада от собора расположена шатровая колокольня. Нижняя её часть — столпообразная церковь Происхождения честных древ креста — построена в 1515 году. Она имела форму восьмерика и была увенчана главкой. В конце XVII века церковь была надстроена арочным ярусом, сочетавшимся со стоящим рядом собором, и высоким острым шатром, украшенным тремя рядами слуховых окон с обрамлением. Связывающая собор и колокольню крытая галерея отличается изысканным декором: два арочных проёма отделаны рустом, а ряд окошек в обрамлении изящных наличников разделён рустованными пилястрами.
Ещё одним древним памятником монастыря являются Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью постройки 1515 года. Эти ворота уникальны по своей функции: они служили одновременно мощной крепостной башней и церковью. Трёхглавая церковь располагается в верхней части массивного четверика, прорезанного двумя арочными проёмами, и композицией напоминает Покровский собор. Два маленьких придела по углам церкви увенчаны световыми барабанами со шлемовидными куполами, а массивный центральный барабан с узкими окнами опирается на два яруса килевидных закомар. Фасады башни-четверика богато украшены затейливым декором, напоминающим резьбу по дереву. Как и Покровский собор, Надвратная церковь неоднократно перестраивалась. Реставрация 1958 года, выполненная по проекту А. Д. Варганова, вернула памятнику первоначальный вид.
С северной стороны от Покровского собора располагается Трапезная палата с Зачатьевской церковью (1551 год), характерная скорее для польской, чем для русской архитектуры. К двухэтажному зданию трапезной палаты примыкает маленькая Зачатьевская церковь, обозначенная снаружи лишь небольшой главкой. Мощные своды расположенного на втором этаже трапезного зала поддерживает стоящий в центре столб. Нижний этаж был предназначен для вспомогательных хозяйственных помещений. В качестве почти единственного украшения здания использован необычный орнамент из красного кирпича в виде ромбов, огибающий строение по всему периметру. С западной стороны пристроена шестигранная часовая звонница, шатёр которой опирается на арочный ярус и украшен одним рядом слуховых окон. Вокруг Трапезной церкви когда-то находился ряд подсобных помещений. Одно из них — использовавшаяся для приготовления пищи одноэтажная поварня конца XVII века — было восстановлено и являет редкий образец монастырской архитектуры.
В юго-западной части монастыря сохранился ещё один памятник русской гражданской архитектуры — Приказная изба с воссозданным в 1970 году интерьером начала XVIII века. В подземелье здания находится каменный мешок, где содержались узницы монастыря.
Первая каменная ограда появилась ещё в XVI веке, но позднее была перестроена, а в XX веке отреставрирована А. Д. Варгановым. Наиболее старая часть ограды с лишёнными декора шатровыми башнями XVII века находится в северной части монастыря и образует небольшой замкнутый дворик. Восьмигранные башни XVIII века с полусферическими куполами значительно живописнее и, возможно, первоначально также имели шатровое завершение.
Список основных построек:
Покровский собор (1510—1518 гг.)
Шатровая колокольня (XVI—XVII вв.)
Святые ворота и надвратная Благовещенская церковь (1518 гг.)
Трапезная палата с Зачатьевской церковью (1551 г.)
Поварня (XVII век)
Приказная изба (начало XVIII века)
Каменная ограда с башнями XVII—XVIII века
Насельницы
Вид на монастырь зимой
Основная статья: Некрополь Суздальского Покровского монастыря
Святая София Суздальская, бывшая супруга Василия III, отца Ивана Грозного. Соломонию почитали как святую уже при сыне Ивана Грозного царе Фёдоре Иоанновиче[7]
Узницы монастыря
Члены княжеских и царских семей (погребения)[8]:
Инокиня Александра (ум. 1525) — московская княжна, дочь Ивана III от 1-го брака. Возможно, была сослана после поражения своего единоутробного брата Ивана Молодого в интригах со второй женой отца Софьей Палеолог. Погребена в усыпальнице под собором.
Инокиня Александра (княгиня Мария Волоцкая) — вдова последнего волоколамского князя Фёдора Борисовича, сына князя Бориса Васильевича (брата Ивана III). Московский князь конфисковал унаследованный ею от мужа удел и заточил наследницу. Погребена в усыпальнице под собором.
Княгиня Евфимия Щемятичева и её дочери Евфросинья и Марфа — жена и дети князя Новгород-Северского Василия Ивановича Шемячича (внука Дмитрия Шемяки), скончавшегося в заточении в Москве. Погребены в усыпальнице под собором.
Корона Инокиня Софья (великая княгиня московская Соломония Сабурова) — жена Василия III, сосланная в монастырь за бездетность ради заключения второго брака с Еленой Глинской. Святая, мощи с конца XX века покоятся в соборе.
Инокиня Александра (Анна Васильевна Бельская) — двоюродная сестра Василия III, рязанская княжна, дочь рязанской княгини, московской княжны Анны Васильевны и Василия Ивановича. Вдова литовского князя Фёдора Бельского. Причины ссылки не ясны, возможно, была замешана в событиях 1508—1510 гг., развернувшихся вокруг Дмитрия Внука, её племянника. Погребена в западной стороне около собора, после пристройки крыльца погребение оказалось под крылечной лестницей.
Инокиня Евпраксия (Евдокия Александровна Старицкая-Нагая), первая жена князя Владимира Старицкого, двоюродного брата царя Ивана IV. Оказалась в монастыре после 4 лет брака и рождения 2 детей, после чего её муж быстро женился вновь.
Ирина Михайловна Нагая, её племянница, дочь князя Михаила Александровича Нагого. Могилы их находятся в усыпальнице под соборным зданием.
Инокиня Александра (царевна Евдокия Сабурова) — первая жена царевича Ивана Ивановича, сына Ивана IV. Сослана в монастырь, вероятно, за бесплодие. Могила находится в усыпальнице Покровского собора.
Корона Царица Анна Васильчикова — очередная жена Ивана Грозного, отставленная через год после свадьбы. Как царица, погребена в усыпальнице под Покровским собором в Суздале.
Царевна Анастасия Васильевна (1610) — дочь Василия Шуйского. Младенец, умерший во время пребывания своей сосланной матери в монастыре.
(погребены в другом месте):
Инокиня Параскева (царевна Феодосия Соловая) — вторая жена царевича Ивана Ивановича, сосланная за неплодность (погребена в Вознесенском монастыре, Москва)
Корона Инокиня Елена (царица Мария Буйносова-Ростовская) — жена Василия Шуйского (была погребена в Суздале, но позже перезахоронена в Вознесенском монастыре, Москва)
Инокиня Ольга (царевна Ксения Годунова) — дочь Бориса Годунова (погребена в Троице-Сергиевой Лавре). По некоторым указаниям, содержалась в этом монастыре в числе прочих
Корона Инокиня Елена (царица Евдокия Лопухина) — жена Петра I (погребена в Новодевичьем монастыре, Москва)
Прочие:
Жена воеводы Алексея Даниловича Басманова. Имя её ни в одних списках умерших и ссыльных женщин в Покровском монастыре не значатся. Место погребения было найдено случайно при раскопках около западной стены собора. Имя её не сохранилось на надгробии, а возможно, и совсем было не упомянуто. Возможно, её сослали в Суздаль в год казни мужа, то есть в 1569—1570 годах. Умерла она, судя по надписи, 14 сентября 1597 года.
Инокиня Александра княжна Черкасская. При раскопках в западной части собора рядом с северной стеной крыльца была найдена надгробная плита с хорошо сохранившейся надписью: «Лета 7094 (1586) мая в 5 день на память святыя мученицы Ирины представися раба божия инока княжна Александра Черкаська». Таким образом, Александра Черкасская умерла в 1586 году 5 мая. Кто скрывается под этим именем, неизвестно. Можно предположить, что она происходила из рода Темрюка и сослана была в период репрессий Ивана Грозного над родом князей Черкасских в 1572 году.
Шуйские:
Марфа Скопина-Шуйская, жена князя Фёдора Ивановича Скопина-Шуйского, отправленного в ссылку и умершего в 1557 году. Могила её находится под лестницей западного крыльца Покровского собора.
Княгиня Александра Горбатова-Кислая и её дочери Елена и Евфимия — жена и дети Андрея Михайловича Горбатого-Шуйского-Кислого. Её время ссылки неизвестно, муж был казнён 1 февраля 1565 года. Александра была сослана вскоре после этого с двумя малолетними дочерьми — Еленой и Евфимией, которые умерли в монастыре (первая 12 февраля 1576 года, а вторая 14 августа 1579 года). Вероятно, вместе с ними была сослана и их родственница Анисия Кислых. Инокиня Александра скончалась в марте 1593 года и похоронена вместе с дочерьми на западной стороне около собора. После пристройки крыльца их могилы оказались в подлестничном помещении западного крыльца.
Княгиня Варсонофия — жена Василия Борисовича Горбатого-Шуйского. Происходила из рода Яковлевых-Захарьиных — дочь Василия Петровича Яковлева, казнённого в 1571 году. Вероятно, тогда же была сослана.
Княгиня Екатерина Григорьевна Шуйская — жена Дмитрия Ивановича Шуйского (царского брата), дочь Малюты Скуратова. Умерла в польском плену с другими Шуйскими, её останки были выданы и погребены в монастыре.
Княгиня Марфа Васильевна Шуйская — жена Ивана Ивановича Шуйского Пуговки, другого царского брата. Сестра царицы Марии Долгорукой — первой жены Михаила. Похоронена около собора.
Княгиня Марфа Ивановна Татева, урождённая княжна Голицина. Обладала буйным характером и была сослана «на смирение», за участие в заговоре о разводе Ирины Годуновой с царём Фёдором в 1587 году. В Покровском монастыре ей были созданы привилегированные условия. Она была окружена многочисленными прислужниками, дьяками, правящими её владениями и хозяйством. Год её смерти и место погребения не установлены.
Инокиня Александра (княгиня Анна Фёдоровна Ногтева) — вдова князя Даниила Андреевича Ногтева, дочь Марфы Татеевой. Добровольно постриглась после смерти мужа в 1600 году.
Княжна Марфа Вяземская. Дочь И. И. Вяземского. Причина ссылки не известна, возможно, после казни её отца в 1570 году по делу обвинения Вяземских в «изменном деле». Была сослана под «строгий начал» проживавшей в то время в монастыре её тётки Тарсилы Товарищевой (дочери Ивана Ивановича Вяземского «старого»). В 1610 году, после занятия казаками Просовецкого города, смерти тётки и свержения Шуйского, княжна бежала из монастыря. Была задержана в апреле 1614 года в Нижнем Новгороде скачущей верхом на коне в мужской одежде. Донес на неё нижегородский воевода Владимир Иванович Бахтеяров-Ростовский. Она была поймана и отправлена обратно в Суздальский монастырь. Дальнейшая судьба неизвестна.
Инокиня Леонида (княгиня Дарья Хованская). Жена князя Никиты Андреевича Хованского (женившегося после неё 2-й раз), сестра Дмитрия Пожарского. Её беспокойный нрав доставлял много неприятностей в монастыре. Дарья Пожарская-Хованская была пострижена 21 августа 1645 года и скончалась в сентябре 1646 года. Тело её перенесено в Спасо-Евфимиев монастырь (родовую усыпальницу Пожарских в восточной части Преображенского собора).
Ядвига Даниловна Ченстоховская[9] — польская шпионка.
Святыни
мощи преподобной Софии Суздальской.
иконы великомученика и целителя Пантелеимона, святого благоверного князя Петра и княгини Февронии, святителя Луки Крымского, святителя Николая Чудотворца, святой блаженной Матроны Московской с частицами их святых мощей[10].
Примечания
Флоря, 2022, с. 163.
"Дело" Соломонии Сабуровой. ruskline.ru. Русская народная линия (7 февраля 2008). Дата обращения: 10 февраля 2019. Архивировано 12 февраля 2019 года.
The Mystery of Pokrov Monastery: Who Started the Development of Bacteriological Weapons in the USSR, and When? — Federal Information Systems Corporation, Official Kremlin International Broadcast, November 17, 1992. In Nexis Database.
Timberlake, Charles E. ; Treadgold, Donald W. The Fate of Russian Orthodox Monasteries and Convents Since 1917. — Seattle, Wash.: University of Washington Press, 1995. — P. 24.
Фёдоров Л. А. Женский монастырь в Суздале // Советское биологическое оружие: история, экология, политика. — М.: МСоЭС, 2005. — 302 с. — ISBN 5-88587-243-0. — [Архивировано 4 марта 2016 года.]
В ведение Церкви государством передан последний объект Покровского монастыря города Суздаля. Владимирская епархия. Дата обращения: 19 мая 2020. Архивировано 19 мая 2020 года.
Преподобная София Суздальская // lubovbezusl.ru. Архивировано 14 февраля 2019 года.
И. Токмаков. Историческое и археологическое описание Покровского Девичьего монастыря в г. Суздале. 1889. Прилож. С. 17.
Покровский монастырь. Дата обращения: 4 декабря 2013. Архивировано 6 января 2014 года.
Святыни монастыря Архивная копия от 17 августа 2017 на Wayback Machine // Сайт Покровского монастыря Суздаля
Литература
Акты Покровского суздальского девичьего монастыря XVI — начала XVII века Архивная копия от 23 декабря 2019 на Wayback Machine / сост. А. В. Антонов, А. В. Маштафаров. — М.: Фонд «Связь эпох», 2019. — 464 с. — (Акты Российского государства. Государственные и корпоративные архивы России XIII—XVII веков. Т. III)
Курганова Н. М. Страницы истории некрополя города Суздаля. — М.: Отдел внеш. церк. связей Моск. патриархата, 2007. — С. 35—64. — 120 с. — ISBN 978-5-9243-0161-7.
Тихонравов К. Н. Материалы для истории и археологии. Лица, погребенные в Суздальском Покровском девичьем монастыре // Владимирские губернские ведомости. — 1854.
Токмаков И. Историческое и археологическое описание Покровского девичьего монастыря, в городе Суздале (Владимирской губернии) в связи с житием преподобной чудотворицы Софии (в мире великой княгини Соломонии) и царицы инокини Елены (в мире Евдокии Феодоровны Лопухиной). — Москва : «Русская» типо-лит., 1889. — II, [2], 58, 87 с.
Флоря Б. Н. Ранняя история суздальского Покровского монастыря // Вестник церковной истории. — 2022. — № 1/2 (65/66). — С. 163—172.
Ссылки
Официальный сайт Свято-Покровского монастырь Суздаля Архивная копия от 16 августа 2017 на Wayback Machine
Перейти к шаблону «Монастыри Владимирской области»
Монастыри Владимирской области
Перейти к шаблону «Храмы Суздаля»
Храмы Суздаля
Перейти к шаблону «Внешние ссылки» Перейти к элементу Викиданных Словари и энциклопедии
Большая российская (старая версия)Брокгауза и Ефрона
В библиографических каталогах
NKC: ko20201094037
Категории: Объекты культурного наследия России по алфавитуФедеральные объекты культурного наследия во Владимирской областиМонастыри по алфавитуПокровский монастырь (Суздаль)Женские монастыриМонастыри СуздаляУсыпальницы РоссииПоявились в 1364 году в РоссииЧетырёхстолпные монастырские храмы XVI векаРусская архитектура XVII векаХрамы Покрова Пресвятой БогородицыХристианские монастыри, основанные в XIV векеМонастыри, использовавшиеся как тюрьмы
56°25;46; с. ш. 40°26;12; в. д.HGЯO
Тип Монастырь
Страна
Россия
Город Суздаль
Конфессия православие
Епархия Владимирская епархия
Тип женский
Дата основания 1364 год
Основные даты
1923 — упразднён
1992 — возрождён
Здания
Покровский собор • Шатровая колокольня • Святые ворота и надвратная Благовещенская церковь • Зачатьевская трапезная церковь • Приказная изба
Известные насельники Соломония Юрьевна Сабурова (преподобная София Суздальская)
Реликвии и святыни мощи преподобной Софии Суздальской
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 331420177540006 (ЕГРОКН). Объект № 3310144000 (БД Викигида)
Состояние действующий
Сайт spokrovmon.ru
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
По другим источникам (из кругов митрополита Даниила), Соломония сама, «видя неплодство из чрева своего», просила разрешить ей принять постриг. Великий князь якобы долго сопротивлялся этому, но после того, как Соломония обратилась к Даниилу, вынужден был согласиться[8].
Позже Соломонию перевели в Покровский монастырь города Суздаля, который она патронировала ещё с 1518 года как великая княгиня. Там, смирившись со своей участью, она вела праведный образ жизни. Во время регентства Елены Глинской, согласно некоторым источникам, была выслана в Каргополь, а потом вернулась в Суздаль[7][9].
Каргополь
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Не следует путать с рабочим посёлком Каргаполье в Курганской области.
Город
Каргополь
Каргополь (центр города)
Каргополь (центр города)
Герб
61°30; с. ш. 38°56; в. д.HGЯO
Страна Россия
Субъект Федерации Архангельская область
Муниципальный район Каргопольский
Городское поселение Муниципальное образование «Каргопольское»
История и география
Основан 1146 год
Первое упоминание 1447 год[1]
Прежние названия Карго поле
Город с 1613
Площадь 13 км;
Высота центра 120 м
Часовой пояс UTC+3:00
Население
Население ;8737[2] человек (2023)
Плотность 672,08 чел./км;
Название жителей каргопольцы, каргополец, каргополка
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +7 81841
Почтовые индексы 164110
Код ОКАТО 11218501000
Код ОКТМО 11618101001
Прочее
Карта
Wikimedia | © OpenStreetMap
kargopol.ru
Каргополь (Россия)ТочкаКаргопольМосква
Каргополь (Архангельская область)АрхангельскТочкаКаргополь
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
Логотип Викигида Путеводитель в Викигиде
Ка;ргополь — исторический город на левом берегу реки Онеги в Архангельской области Российской Федерации. Административный центр Каргопольского района и Каргопольского городского поселения. Вероятный год основания — 1146[3]. Население — 8737[2] чел. (2023).
Этимология
Название города представляет собой полукальку — характерное для топонимики Русского Севера явление, когда субстратное прибалтийско-финское название переводится на русский язык наполовину. Вторая часть слова Каргополь является переведённым приб.-ф. pelda «поле», а первая часть от финского и карельского karhu — «медведь», то есть Karhupeldo — «медвежья сторона», что в итоге и превратилось в Каргополе[4].
История
По данным археологов древнейшие поселения человека в этом районе относятся к 4-му тысячелетию до н. э., к периоду неолита. Археологи насчитывают в Каргопольщине более 50 древних стоянок. Все стоянки расположены вблизи озёр или на холмах вдоль рек. Население их было малочисленным, не более 25—30 человек. Все принадлежали к одному и тому же роду. Основным занятием было рыболовство и охота на водоплавающую птицу.
К приходу новгородцев — первых русских поселенцев за Ладогой и озером Онего Каргопольский край был заселён угро-финскими племенами. Память об угро-финских племенах сохранилась в наименованиях рек, озёр, урочищ: Тихманга, Ухта, Ловзанга, Пилегма, Лекшма и др.[5]
От первого упоминания до XVII века
Фреска с изображением Фёдора Семёновича, князя Каргопольского в конце XIV века, потомка Глеба Белозерского из композиции «Древо российских государей», Новоспасский монастырь, XVII век[6]
Первым постарался выяснить время появление города Г. Р. Державин, он писал следующее: «Начало построения города сего древность от нас скрыла, что же оный из числа старинных городов доказывает сие найденная в монастырских бумагах рукопись, в коей показуется, что жители сих мест… нападали на белозерские селения… всё на ходу пожигали и опустошали, и сие дотоле продолжалось, доколе князь Вячеслав, собрав войска, отразил нападение чуди и, победя, гнал оную до берегов Белого моря. На обратном пути… нашед поле, удобное для отдохновения… назвал князь оное каргиным полем и учредил на оном свой стол… россияне сделали на поле том острог, знаки коего и доныне видны»[5]. Первое упоминание относится к 1378 году, и находится в Устюжском летописце[6]. Следующие упоминание о Каргополе в письменных источниках относится к 1380 году. В Никоновской летописи есть упоминание о том, что каргопольский князь Глеб привёл свою дружину под знамёна великого московского князя Дмитрия Донского и участвовал в Куликовской битве: «И приидоша князи белозерстии, крепцы суще и мужествени на брань, съ воинствы своими: князь Федоръ Семеновичь, князь Семенъ Михайловичь, князь Андрей Кемский, князь Глебъ Каргопольский и Цыдонский; приидоша же и Андомскиа князи…»[7]. Сам город Каргополь (в старинных актах Карго поле) упоминается в 1447 году, когда здесь нашёл убежище Дмитрий Юрьевич Шемяка, спасаясь от преследований великого князя Василия Тёмного. Нет сомнения, что Каргополь основан гораздо ранее конца XIV века. Берега реки Онеги, одного из путей в Поморье, были заняты новгородскими колонистами уже в XII веке, а в середине XIV века появились монастыри. По-видимому, первоначально каргопольское поселение зависело от Белозерского княжества, а в дальнейшем перешло под власть Новгородской республики. В Каргополе сохранился земляной вал, замыкавший с трёх сторон небольшой, квадратный в плане острог. Это место жители города называли «Городок», «Вал», «Валушки». Сейчас это городской квартал, обнесённый поросшей травой насыпью, из-за которой выглядывают крыши домов.
С подчинением Новгородской республики в 1478 году Московскому княжеству земли по реке Онеге до Белого моря составили Каргопольский уезд под управлением московского наместника.
Начиная с конца XV века Каргополь становится местом ссылки. Во времена Ивана III (1462—1505) сюда ссылали семьи пленных татарских ханов. В 1538 году в Каргополь была сослана сестра фаворита Елены Глинской по имени Агриппина. В 1587 году, во время преследования Шуйских Борисом Годуновым, в Каргополь попал князь Андрей Иванович Шуйский.
В XVI веке Каргополь был значительным торговым городом. Возведён новый острог, застроен посад. В 1506 году великий князь Иван III передал Каргополь своему сыну Василию по завещанию. В 1539 году город получил губную грамоту, представившую ему широкие права на местное самоуправление. Через Каргополь шла торговля с Поморьем солью и рыбой. Царские грамоты давали городу привилегии в торговле солью, тогда как жители Вологды и Белоозера не имели права ездить к морю и должны были покупать соль в Каргополе. Помимо соли местные купцы сплавляли лес, перекупали пушнину, поставляли железо. Окрестности города были богаты залежами железной руды.
С введением опричнины Каргополь попал в её состав. Тогда в городе насчитывалось 476 дворов тяглых людей. В 1588 году посол английской королевы Елизаветы I Джильс Флетчер, описывая ей русское государство, перечислил самые крупные и значимые города, назвав среди них Каргополь. Это было время расцвета города.
В 1607 году в Каргополь был сослан И. И. Болотников, ослеплён и утоплен.
Долгое время Каргополь оставался незащищённым и лишь после разорения Вологды в нём была построена четырёхугольная Каргопольская крепость. В дальнейшем ходе Смуты Каргополь отбил приступы «польских и литовских людей и русских воров», а в 1614 году выдержал продолжительную осаду казаков.
Весной 1648 года в Каргополе началось народное восстание против сбора старых налогов за 1647 год в тройном размере[8].
Город в XVIII веке
В 1703 году Каргополь причислен к Олонецкой верфи, в 1708 — к Ингерманландской губернии. В 1727 году была выделена отдельная Новгородская губерния. В её составе Каргопольский дистрикт стал уездом в Белозерской провинции.
В 1765 году случился страшный пожар (другие крупные пожары были в 1515, 1552, 1612, 1615, 1619, 1679, 1737), испепеливший бо;льшую часть жилых и хозяйственных строений. Сгорело 9 церквей, сильно пострадал Христорождественский собор. После пожара центр города перепланирован, а улицы спрямлены. Из-за этого пожара Каргополь стал одним из первых русских городов, которые были перестроены по регулярному плану.
В 1776 году по указу Екатерины II, Каргопольский уезд вошёл в Олонецкую провинцию Новгородского наместничества. В 1784 году в ходе административных реформ из состава Петербургской губернии было выделено Олонецкое наместничество, в которое вошли 8 уездов, в том числе Каргопольский.
В 1785 году олонецкий губернатор Гавриил Державин обнаружил в одном из монастырей Каргополя рукопись. В ней говорилось, что белозерский князь Вячеслав, разбив «чудь белоглазую», нашёл «поле для отдохновения — Каргино поле» и учредил на нём свой «стол» и поставил острог. Вероятной датой этого события принят 1146 год.
В недолгое правление Павла I (1796—1801) Олонецкое наместничество было упразднено, а Каргопольский уезд возвращён в состав Новгородской губернии. С 1801 года Каргополь числился уездным городом Олонецкой губернии.
Город на рубеже XIX—XX веков
Имелась земская больница на 45 коек, богадельня для 30 человек и детский приют с ремесленным классом, для обучения мальчиков переплётному и столярному ремёслам.
Сфера образования была представлена духовным мужским училищем (основано в 1809 году) с 51 учеником, городским 3-х классным училищем с 100 учениками, женским приходским училищем с 73 ученицами.
Домов каменных было 11, деревянных — 331, магазинов для склада товаров — 7, лавок — 37; 1 винокуренный завод, 1 водочный, 1 пивоваренный и 3 скорняжных. Производство их достигало суммы 62000 руб. Купеческих свидетельств 2-й гильдии выдано было 30, на мелочной торг — 14, промысловых — 16. Имелись Общественный банк, еженедельные базары и две ярмарки, клуб, общество улучшения народного труда в память царя-освободителя Александра II, на средства которого открыт при городском училище класс ручного труда, благотворительное общество и святодуховское приходское попечительство.
Главная отрасль промышленности — выделка беличьих мехов, которые сбывались на Нижегородской ярмарке, постепенно падала. В 1870-х годах выделывалось белки до 2 миллионов штук, к концу XIX века — не более 150 тысяч. Хотя к концу XIX века Каргополь уже не имел прежнего торгового значения, он оставался ведущим городом в губернии после Петрозаводска и Вытегры и был единственным, носившим отпечаток старинного русского города.
Каргополь в начале XX века
В городе была пристань на реке Онеге и два плавучих моста через неё. Городской доход составлял 12 361 руб. Городской земли насчитывали 4648 десятин.
За городом располагались два монастыря, основанные, по преданию, в XIV веке: женский Успенский и мужской Спасский. Последний из них с учреждением Каргопольского викариатства Олонецкой епархии в 1911 году стал резиденцией епископов Каргопольских.
Каргополь был традиционным иконописным центром: иконы, написанные здесь, отличались особым северным письмом.
Советская Россия
В январе 1918 года в Каргополе возникла организация РСДРП(б), была установлена советская власть. Межвоенный период ознаменовался разрушением и сносом ряда памятников традиционной для региона архитектуры. Среди них церковь Спаса на Валушках (XVII—XX века), собор Спасо-Преображенского монастыря (1717), Владимирская церковь (середина XVII века), Входоиерусалимская церковь (1732).
30 апреля 1919 года Каргопольский уезд был переведён из Олонецкой губернии в состав Вологодской губернии[9].
1929—1936 — районный центр Северного края;
1936—1937 — районный центр Северной области;
с 1937 года — районный центр Архангельской области;
1963—1965 — центр Каргопольского сельского района.
В 1937—1940 годы в Каргополе находилось управление Каргопольлага, заключённые которого занимались лесозаготовками. В 1940-е годы к западу от города построен аэропорт.
География
Город расположен на левом берегу реки Онеги, в 3 километрах от истока её из озера Лаче, в 80 км от железнодорожной станции Няндома, в 493 км от Архангельска. Расстояние до Москвы 831 км[10].
Климат
Среднегодовая температура воздуха — 1,5;°C (1960;1980), 2,1;°C (1980;2000)
Относительная влажность воздуха — 79,8 %
Средняя скорость ветра — 2,7 м/с
озже Соломонию перевели в Покровский монастырь города Суздаля, который она патронировала ещё с 1518 года как великая княгиня. Там, смирившись со своей участью, она вела праведный образ жизни. Во время регентства Елены Глинской, согласно некоторым источникам, была выслана в Каргополь, а потом вернулась в Суздаль[7][9].
Через 17 лет иночества сестра София скончалась и была похоронена в Суздальском Покровском монастыре.
Канонизация
София Суздальская
Икона XVII века. Покровский собор, Суздаль
Икона XVII века. Покровский собор, Суздаль
Имя в миру Соломония Юрьевна Сабурова
Родилась ок. 1490
Умерла 18 декабря 1542
Суздаль
Монашеское имя София
Почитается с XVI века
В лике преподобная
Главная святыня мощи в Суздальском Покровском женском монастыре
День памяти 29 декабря, 14 августа
Покровительница Суздаль
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет её преподобномученицей. При царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, её уже чтили как святую. На гробнице Софии случались чудесные исцеления, а в 1609 году, во время нашествия поляков, она спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь[10]. В 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать её как святую. Её икона, написанная ещё в XVII столетии, сохранилась до наших дней и почитается чудотворной. В середине XVIII в. встал вопрос о канонизации. Наконец, по благословению Святейшего Синода её имя было внесено в Православный церковный календарь на 1916 г.
С 1984 года по указу патриарха Пимена преподобная София почитается в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли; она была внесена в Минеи и Православный церковный календарь[11][12]. В рукописных святцах она именуется как «Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница»[13]. В 2007 году почитание преподобной Софии было вынесено на всецерковный уровень[14], и её имя было внесено в Православный церковный месяцеслов[15].
Мощи
В 1594 году Ирина Годунова, жена царя Федора Ивановича, положила покров на гроб Соломонии-Софии. Покров бархатный чёрный. На нём вышиты слова: «Повелением государя царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси и его царицы великия княгини Ирины и их царевны Феодосии сделан покров на великую княгиню Соломониду во иноцех Софию лета 7102». Покров хранится в Суздальском музее.
Могила Софии в усыпальнице Покровского монастыря была очень почитаема. 14 августа 1995 года состоялось торжественное обретение её мощей. В этот день над гробницей святой Софии был совершён молебен, и церковно-археологическая комиссия по благословению митрополита Евлогия произвела раскопки — святые мощи были обретены[16] и перенесены в Покровский собор.
Иконография
Аки Евдокия: схима-празелень, мантия-багор, в руках обеих свиток, испод-санкирь, а инде пишет мантия у ворота стегнута, у подолу узлом связана, под мантиею руце видет, правая молебна, а в левой свиток.
София Суздальская
Икона XVII века. Покровский собор, Суздаль
Икона XVII века. Покровский собор, Суздаль
Имя в миру Соломония Юрьевна Сабурова
Родилась ок. 1490
Умерла 18 декабря 1542
Суздаль
Монашеское имя София
Почитается с XVI века
В лике преподобная
Главная святыня мощи в Суздальском Покровском женском монастыре
День памяти 29 декабря, 14 августа
Покровительница Суздаль
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
Вселенские патриархи осудили развод великого князя, а патриарх Иерусалимский Марк[уточнить] предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью (Иоанна Грозного)[17][18]:
Аллегория тиранического правления Ивана Грозного
Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают.
Существует легенда, что Соломония во время пострижения была беременна и уже в монастыре родила мальчика Георгия, которого она отдала в надёжные руки, а сама объявила, что новорождённый скончался. По легенде, выросший сын Соломонии стал знаменитым разбойником Кудеяром, о котором Николаем Некрасовым сложена «Песня о двенадцати разбойниках». Этой историей очень интересовался Иоанн Грозный (ведь сын Соломонии оказался бы его старшим братом и более законным наследником). Царь потребовал все архивы, касавшиеся дела Соломонии. При реконструкции монастыря в 1934 году было обнаружено и вскрыто захоронение Соломонии, рядом с её останками был найден маленький гроб, в котором оказалась тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки[19][20]. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней — крышка от той гробницы[21].
Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший Московское государство в 1517 и 1526 годах, написал книгу «Записки о Московии», в которой сообщал:
Во время нашего тогдашнего пребывания в Московии некоторые клятвенно утверждали, что Саломея родила сына по имени Георгий, но никому не пожелала показать ребёнка. Мало того, когда к ней были присланы некие лица для расследования истины, она, говорят, ответила им, что они недостойны видеть ребёнка, а когда он облечётся в величие своё, то отомстит за обиду матери. Некоторые же упорно отрицали, что она родила. Итак, молва гласит об этом происшествии двояко[22][23].
В культуре
В сериале Андрея Эшпая «Иван Грозный» инициатором пострига Соломонии представлен митрополит Даниил и рассказана легенда о рождении ею в монастыре сына. В роли Соломонии снялась Анна Гуляренко.
В основу исторического романа Александра Прозорова «Соломея и Кудеяр» легла история жизни Соломонии Юрьевны Сабуровой.
См. также
София Суздальская:
Медиафайлы на Викискладе
Сабурова, Евдокия Богдановна — жена сына Ивана Грозного, сосланная в монастырь за бесплодие.
Развод в Древней Руси
Примечания
Филюшкин А. И. Василий III. — С. 41—45.
Зимин, 1972, с. 67: «Так впервые русский государь решил связать свою судьбу не со знатной женой, а с представительницей боярской фамилии, безоговорочно преданной московским великим князьям.».
Тальберг Н. Д. Святая Русь. Архивная копия от 8 мая 2014 на Wayback Machine
Никоновская летопись. // ПСРЛ. — Т. 13, 1 половина. Архивная копия от 5 ноября 2013 на Wayback Machine. — С. 45.
Никитин А. Л. Соломония Сабурова и второй брак Василия III. Архивная копия от 21 сентября 2013 на Wayback Machine // Основания русской истории. — М., 2001.
Зимин, 1972, с. 296: «Курбский писал, что Василий III постриг Соломонию «не хотящу и не мыслящу о том.».
Зимин, 1972, с. 296.
Зимин, 1972, с. 295, 296.
Зимин, 1972, с. 367.
Святыни монастыря. Архивная копия от 17 августа 2017 на Wayback Machine // Официальный сайт Покровского монастыря Суздаля
Игумения Викторина (Перминова). Преподобная София Суздальская. Счастливая судьба: вечное воздаяние. Часть 3. Дата обращения: 14 августа 2017. Архивировано 15 августа 2017 года.
Памятники отечества: альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Выпуски 43-44
Преподобная София. Архивная копия от 16 сентября 2007 на Wayback Machine // Православный календарь
Преподобная София Суздальская, 16/29 декабря, обретение мощей 1/14 августа 1995 г. Дата обращения: 14 августа 2017. Архивировано из оригинала 15 августа 2017 года.
София (?–1542) – преподобная // Иконы с изображением Суздальских святых в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — Владимир, 2011. — C. 11. Дата обращения: 14 августа 2017. Архивировано из оригинала 30 августа 2017 года.
Памятники отечества: альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Вып. 43—44.
Оксана Баринова. Опальные царицы. За что русские правители отправляли своих жен в монастырь? | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов. histrf.ru. Дата обращения: 21 января 2025.
До Путина жен царей и генсеков разлучали с мужьями яд, пуля и монастырь. РБК (7 июня 2013). Дата обращения: 21 января 2025.
«Невидимка» XVI века? Архивная копия от 11 сентября 2012 на Wayback Machine // Знание — сила : журн. — № 6. — 1971.
«Московская правда», 13 января 1993 г.
Тайна Соломонии Сабуровой. Дата обращения: 15 октября 2007. Архивировано из оригинала 9 декабря 2007 года.
Сигизмунд фон Герберштейн. Записки о Московии. — М.: МГУ, 1988. Дата обращения: 16 ноября 2018. Архивировано 17 ноября 2018 года.
С. фон Герберштейн. Церемониал после венчания великого князя // Записки о Московии = Rerum Moscoviticarum Commentarii. — СПб.: Современные проблемы, 1866. — С. 35—43.
Литература
князь Курбский в «Истории о великом князе Московском» и «Постниковском летописце»
Франческо да Колло. «Доношение о Московии»
сообщения Софийской 2-й летописи, Воскресенской и Никоновской; Новгородская 4-я летопись по списку Дубровского, Вологодско-Пермская летопись, и Псковская 3-я по Строевскому списку, Типографская летопись
Зимин А. А. Россия на пороге нового времени (Очерки политической истории России первой трети XVI в.). — М.: «Мысль», 1972. — 452 с.
Лурье Я. С. Возрождение домыслов о сыне Соломонии Сабуровой и опричнине // Русская литература. 1986. № 3. С. 114—119;
Филюшкин А. И. Василий III. — М.: «Молодая гвардия», 2010. — 352 с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий; Вып. 1470(1270)). — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-03379-5.
Ссылки
Соломония // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Емельянов-Лукьянчиков М. А. (к. и. н.) Правда об атамане Кудеяре, или Как Соломония Сабурова спасла Россию от Смуты
Житие преподобной
Современная икона
О пелене Соломонии Сабуровой из собрания Сергиево-Посадского музея
Перейти к шаблону «Василий III»
Правление Василия III (1505—1533)
События
Мятеж Глинских
Войны и сражения
Русско-казанская война (1505—1507)Русско-литовская война (1507—1508)Русско-литовская война (1512—1522)Осады Смоленска (1513—1514)Крымский поход на Русь (1517)Крымский поход на Русь (1521)Русско-казанская война (1521—1524)Русско-казанская война (1530—1531)
Семья
Родители: Иван III Васильевич, Софья Палеолог
Супруги: 1-я — Соломония Юрьевна Сабурова, 2-я — Елена Васильевна Глинская
Сыновья (оба от второго брака): ИванЮрий
Перейти к шаблону «Внешние ссылки» Перейти к элементу Викиданных Тематические сайты
The Peerage
Словари и энциклопедии
Большая российская (старая версия)Большая российская (научно-образовательный портал)Брокгауза и ЕфронаМалый Брокгауза и ЕфронаРусский биографический
В библиографических каталогах
VIAF: 73144648400551939858WorldCat VIAF: 73144648400551939858
Категории: Умершие 18 декабряУмершие в 1542 годуПерсоналии по алфавитуУмершие в СуздалеСвятые по алфавитуРодившиеся в XV векеМосковские великие княгиниПреподобные Русской ЦерквиКанонизированные князьяНасильно постриженные в монахиСабуровыМонахини Русской православной церквиХристианские святые XVI векаМестночтимые святыеПохороненные в Суздальском Покровском монастыреСобор Владимирских святыхСосланные в КаргопольУзники Суздальского Покровского монастыря
В лето 7031 Князь великии Василеи Иоанович постриже княгиню свою Соломонею, а Елену взят за собя. А все то за наше согрешение, яко же написалъ апостолъ: пустя жену свою, а оженится иною, прелюбы творит.
Псковская летопись[5]Постриг
Легенды
Вселенские патриархи осудили развод великого князя, а патриарх Иерусалимский Марк[уточнить] предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью (Иоанна Грозного)[17][18]:
Аллегория тиранического правления Ивана Грозного
Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают.
Существует легенда???? что Соломония во время пострижения была беременна и уже в монастыре родила мальчика Георгия, которого она отдала в надёжные руки, а сама объявила, что новорождённый скончался. По легенде, выросший сын Соломонии стал знаменитым разбойником Кудеяром, о котором Николаем Некрасовым сложена «Песня о двенадцати разбойниках». Этой историей очень интересовался Иоанн Грозный (ведь сын Соломонии оказался бы его старшим братом и более законным наследником). Царь потребовал все архивы, касавшиеся дела Соломонии. При реконструкции монастыря в 1934 году было обнаружено и вскрыто захоронение Соломонии, рядом с её останками был найден маленький гроб, в котором оказалась тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки[19][20]. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней — крышка от той гробницы[21].
http://proza.ru/2025/10/23/1463
Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший Московское государство в 1517 и 1526 годах, написал книгу «Записки о Московии», в которой сообщал:
Во время нашего тогдашнего пребывания в Московии некоторые клятвенно утверждали, что Саломея родила сына по имени Георгий, но никому не пожелала показать ребёнка. Мало того, когда к ней были присланы некие лица для расследования истины, она, говорят, ответила им, что они недостойны видеть ребёнка, а когда он облечётся в величие своё, то отомстит за обиду матери. Некоторые же упорно отрицали, что она родила. Итак, молва гласит об этом происшествии двояко[22][23].
Беру на себя смелость предположить что слова моей мамы ..которая раскрыла мне семейную тайну о том что у нас в роду наш предок был разбойник Кудеяр или ЦАРСКИЙ СЫН ЕДИНСТВЕННО ЗАКОННЫЙ НАСЛЕДНИК ТРОНА ВСЕЯ РУСИ..
ВЗГЛЯНУВ НА МАТЬ ВАСИЛИЯ ТРЕТЬЕГО СОФЬЮ ПАЛЕОЛОГ ...СОЗДАННОМУ ЕЁ ИЗОБРАЖЕНИЮ ПО КОСТЯМ ЧЕРЕПА А ЗНАЧИТ БАБУШКУ ГЕОРГИЯ .. Я УДИВИЛАСЬ СХОДСТВУ ...ОЧЕНЬ ПОХОЖЕЕ ФОТО ... ПОЭТОМУ ПОСЛЕ СВОИХ РАЗБОЕВ ...КУДЕЯР ПОДАЛСЯ В СИБИРЬ СО СВОЕЙ ЛЮБИМОЙ НО НЕИЗВЕСТНОЙ ..ОБ ЭТОМ ЕСТЬ ТОЖЕ ЛЕГЕНДА И ОСЕЛ В СЕЛЕ БОЛЬШАЯ КОСУЛЬ.. ГДЕ И МОЯ БАБУШКА ЕФИМИЯ ИВАНОВНА СОБАКИНА ПОВСТРЕЧАЛА ПОТОМКА ЭТОГО РОДА ВАСИЛИЯ ЯКОВЛЕВИЧА КУДОЯРОВА..КОТОРЫЕ И ЯВЛЯЮТСЯ МОИМИ ПРАДЕДОМ И ПРАБАБУШКОЙ ...НО НЕ БЕРУСЬ УТВЕРЖДАТЬ ВСЮ ПОДЛИННОСТЬ МОИХ СЛОВ ...И ПЕРЕДАЮ ЭТУ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛАМ .. НУ А ДЛЯ КОГО ТО ИЗ НЕВЕРУЮЩИХ ПУСТЬ ЭТО БУДЕТ ПЛОД МОЕЙ ФАНТАЗИИ ТОГДА ОТКУДА У МЕНЯ ТАЛАНТ В НАПИСАНИИ СТИХА ПОИСК ПРОДОЛЖАЕТСЯ ..
© Copyright: Людмила Коншина, 2025
Свидетельство о публикации №225102301463
© Copyright: Людмила Кичигина, 2025
Свидетельство о публикации №125102306790
Свидетельство о публикации №125102308329
