Уильям Голдинг Наследники
…Мы, в сущности, почти ничего не знаем о том, как выглядел неандерталец, но все… дает основание предполагать, что он был покрыт густой шерстью, уродлив с виду или даже омерзителен в своем непривычном для нас облике, с покатым и низким лбом, густыми бровями, обезьяньей шеей и коренастой фигурой… Сэр Гарри Джонстон в своей обзорной работе о происхождении современного человека «Изложения и переложения» утверждает: «Смутная память о таких гориллоподобных чудищах, с их изворотливым умом, неуклюжей походкой, шерстистыми шкурами, крепкими зубами и, вероятно, каннибальскими вкусами, быть может, и породила образ людоеда в народном творчестве…»
Г. Д. Уэллс. Очерк истории
Итак, сюжет романа повествует о том, что у некого очень красивого гигантского водопада племя неандертальцев вдруг сталкивается с племенем кроманьонцев.
Неандертальцев Голдинг рисует, как неких беззащитных и беззаботных существ.
Они похожи на обычных детей, с детской психологией и с детскими заботами и радостями. При этом он дарит им несколько экстрасенсорных способностей, Неандертальцы, они же главные герои романа обладают одновременно телепатическим даром, и ясновиденьем. Они слышат отрывочные мысли друг друга, видят картинки из будущего, а также картинки из прошлого, того, что допустим когда-то случилось на неком конкретном месте. все это описано очень сильным и красочным языком, и из-за этого в романе стоит уникальная психоделическая атмосфера, напоминающая такой легкий дурдом на лужайке. Действия главным героев смешиваются с их видениями и голосами, которые они чувствуют и как-то воспроизводят. И по сути, автор, показывает неких еще "невинных существ", которых еще пока не коснулись проблемы и грехи современного человека. Им не ведомо ЗЛО... Это аллегория на невинных и неискушенных детей.
Кроманьонцы же наоборот есть аллегория на современных людей. У них есть уже зачатки прогресса - они умеют пользоваться луком и стрелами, лодками, у них разнообразные инструменты для обработки материалов, есть алкоголь. У них уже появилась человеческая мораль, то есть набор двойных стандартов, с помощью которых они могут оправдать любые свои самые гнусные и чудовищные поступки. И самое главное, они обладают базовой основной человеческой способностью. Именно это создает коренное отличие человека разумного от зверя, животного - способность УБИВАТЬ. То есть совершать убийство любого живого существа и особенно себе подобных, в том числе и в массовых масштабах (геноцид), не ради утоления голода, а руководствуясь какими угодно любыми причинами: ради выгоды, удовлетворения амбиций, тех же самых "моральных принципов", идей, идеологий, ради кайфа или просто от скуки.
Какие же выводы делает Голдинг в этом романе? А выводы весьма печальные, и кстати практически те же, что и в его первом романе Повелитель мух.
1. Между неандертальцами и кроманьонцами не было никакой биологической несовместимости. Первых погубила обычная банальная ксенофобия и расизм вторых, примитивная ненависть хомо сапиенса, ко всем, кто не так выглядит или думает по другому. Это же и является основанием для большинства войн на планете на всем протяжении всей человеческой цивилизации. А вернее как раз и составляет суть этой самой цивилизации.
2. Именно неандертальцы могли бы стать предками совершенно другого человечества, истинно гуманного, живущего в гармонии с природой и своим внутренним миром. Умеющего слышать себя, близких, чужую боль и быть кардинально другими.. иными
3. Именно Человек разумный современный, как потомок тех кроманьонцев, истребляющих собратьев за "некрасивый и жуткий вид" и есть, по мнению автора, главная тупиковая ветвь эволюции живого на планете Земля. И несколько тысяч лет истории человечества только многократно подтверждают это уже наверно банальные выводы. Человек разумный использует свой разум в основном, чтоб убивать себе подобных...
Свидетельство о публикации №125102300811