Малая проза Фридриха Дюрренматта
-
Один из крупнейших писателей послевоенной Европы, Дюрренматт является автором многочисленных романов, главным образом детективных, повестей и рассказов, но наиболее широкую известность он завоевал как драматург: его пьесы «Ромул Великий» (1949), «Визит старой дамы» (1956), «Физики» (1965) и другие обошли сцены мира. Сочинения Дюрренматта изданы более чем на 40 языках.
-
1. Сборник рассказов Из записок охранника
-
Это самые первые опубликованные рассказы автора, они написанные в годы второй мировой и первые послевоенные годы. И в них ясно видно какой шок и смятение царили в умах европейской интеллигенции в те годы, и главное, что она пребывала в полном моральном и интеллектуальном тупике. Ну просто о чем можно было писать, после такого всего, что сотворилось в Европе. Полная безвыходность и отчаяние...
Рассказы напоминают некую гремучую смесь Кафки, Борхеса с Маркесом, Полный сюр, абсурд, готовые иллюстрации текстовой картины Босха. Так же как и у Кафки некий тягучий мутный кошмар, однако с другой стороны очень экспрессивные яркие образы, а с третьей стороны все предельно странно и не логично. Ибо понятно, что всякая человеческая логика бастовала, видя происходящее наяву.
В принципе видимо то же самое происходит и сегодня...
И еще у не детективного Дюрренмата очень много политики, войны, и все также слишком много смерти. Расскажу о нескольких рассказах.
-
Рассказ "Старик". Некая небольшая страна оккупируется безжалостным и многократно более сильным агрессором, сопротивление жёстко подавляется, и понятно, что агрессоры стремятся истребить народ, ясно, что им нужна голая территория. Руководит оккупантами некий диктатор, которого все зовут Старик. Одна старая и уважаемая женщина, мать многих детей как-то и вдобавок с оружием пробирается к Старику. Она видит изможденного старца, который склонился над картой ее страны. Старик, заметив ее, отбирает у нее оружие, потом спрашивает откуда она. Она отвечает, Старик произносит "Твой город завтра будет уничтожен. А теперь пошла вон", отворачивается и тут забывает про нее. Но когда, она собирается уйти, вдруг останавливает ее, чтоб она забрала с собой свой пистолет... И тогда она убивает его...
Полный абсурд и нелогичность - очевидно, что все в тупике и никто не знает что дальше делать.
-
Рассказ "Западня".
Главному безымянному герою снится кошмар. Будто он с огромной бесчисленной толпой спускается вниз по некой узкой лестнице. Спускается бесконечно долго и в конце пути видит, как лестница спускается в огненное озеро, и все люди покорно прыгают или падают, и сгорают там. Он не хочет умирать, поэтому он поворачивается назад, и протискиваясь сквозь толпу, начинает подниматься по ступеням вверх.
Чем выше он поднимается, тем меньше людей встречается ему навстречу и тем шире становится лестница. В конце концов он оказывается совершенно один на бесконечной лестнице в мире, где существуют бескрайние ступени, огромное небо и он. Человек просыпается от полного ужаса и одиночества, совершает гнусное и бессмысленное преступление, а затем кончает жизнь самоубийством...
Ибо некуда двигаться куда-то и не имеет никакого смысла жить...
-
В рассказе "Пилат" Понтий Пилат чувствует к распинаемому им Иисусу не сочувствие и не интерес. Он чувствует невыносимый ужас и страх перед чужим богом. Он уверен, что бог всемогущ, ибо тот не побоялся спуститься к ним один и без оружия. И ожидает неминуемой кары за пытки и распятие не только по отношению к себе, но и по отношению к его подданным.
-
"Сделалось еще темнее, и Пилат чуть не налетел на крест, вздымавшийся прямо перед ним; с большим трудом удалось ему определить, что это и есть крест бога. Он уже было отвернулся, чтобы продолжать поиски; но в это время на востоке взлетела в небо огромная зеленая комета, и Пилат увидел, что этот крест вовсе не пуст, как он ожидал. Прежде всего он увидел ступни. Они были пробиты гвоздем, а когда взгляд Пилата скользнул выше, он увидел тело, выгнувшееся и тяжело свисавшее вниз, и вытянутые руки, нечеловеческим отчаянным жестом воздетые к небесам; а прямо над его лицом склонился мертвый лик бога."
-
Через три дня рано утром к нему явился гонец и возвестил, что ночью бог покинул свой гроб, он оказался пуст; Пилат тотчас поскакал туда и долго глядел вглубь пещеры. Да, она была пуста, и рядом лежали обломки тяжелого камня, которым завалили вход. Пилат медленно повернулся. А за спиной у него стоял раб, и теперь он увидел лицо господина. Как будто бескрайний ландшафт царства мертвых разостлался перед рабом — таково было это лицо, бледное в свете занимающегося дня, со смеженными веками, а когда глаза господина открылись, взгляд их был холоден и безучастен."
-
Два рассказа "Город" и "Из записок охранника" очень странно дублируют друг друга. Причем первый является как бы сокращенный вариантом другого. Смысл, зачем такая форма понадобилась автору. Атмосфера рассказов очень сильно напоминает роман Процесс Кафки. Главного героя, опять безымянного, ветерана некий боевых действий, "мягко" принуждает к трудовой деятельности некая странная "Администрация" города. В конце концов он становится охранником городской тюрьмы, и никак не может понять чем он охранник отличается от заключённых этой самой тюрьмы...
-
А теперь зачем я все это так подробно описал?
По этому сборнику очень хорошо видно, какая каша в голове у думающих мира сего, и какое безвыходное отчаяние владеет ими во время больших войн и мировых катастроф. И у меня есть основания предполагать, что с мозгами сильных мира сего обстоит дело ещё во сто крат хуже. Поэтому наверное бессмысленно ожидать от них сегодня неких адекватных, выверенных и умных действий и решений. И всё будет катиться туда, а пропасть, пока не прикатится к своему логическому концу.
Каким чудовищным бы он не оказался...
2. Малая проза Дюрренматта 80х годов
-
Повесть Миссия или Наблюдение наблюдателя за наблюдателями.
-
Эта повесть состоит из 24 секвенций - глав, каждая из которых представляет собой один большой абзац итого 24 абзаца. Абзацы представляют из либо поток действий героев, либо поток их мыслей. В книги в принципе нет ни одного диалога, и все общение доводится до читателя опосредованно и прошлым временем. На данный момент эта небольшая повесть - лучшее, что я читал у автора. Итак, главная героиня, некая Ф., а именно знаменитая на весь мир своими документальными фильмами, кинорепортер получает от своего знакомого психиатра доктора Ламберта просьбу разобраться в очень запутанном деле. А именно его жена Тина Ламберт, как-то раз сильно поругавшись с мужем, сбежала из дома, зачем-то купила билет на самолет и улетела в очень неблагополучную африканскую страну М. Где была совершена зверски изнасилована и убита, а ее труп отдан был на растерзание шакалам так, что стоило огромных трудов провести идентификацию личности. Ф. соглашается на дело и доктор Ламберт в качестве материалов даёт ей личный дневник своей жены, а также некий Журнал Наблюдения. Из журнала Ф. узнает, что доктор поставил своей жене очень редкий психиатрический диагноз, и вел за ней наблюдение просто как за самой уникальной своей пациенткой. Естественно из дневника узнает о ненависти и презрении Тины к своему мужу. Кроме того, у Ф. был друг - чудак - антрополог Д., у которого была весьма чудная идея о том, что смысл жизни любого человека заключается в наблюдении за интересными людьми с единственной целью установления факта, что те в свою очередь проявляют интерес к нему самому и наблюдают за ним. Если же наблюдатель не наблюдает интереса к своей персоне, то вынужден искать другие объекты для наблюдения. Ежели он не находит таких наблюдателей, то теряет смысл своей жизни полностью. Далее Ф. вместе со своей съёмочной командой (а по факту это люди, профессиональной функцией которых является именно наблюдение) летит в ту самую африканскую страну и попадает в совершенно шизоидную и безумную атмосферу, где две конкурирующие силовые структуры, а именно шеф полиции и шеф тайной спецслужбы одновременно замышляют государственный переворот и вынуждены в режиме реального времени наблюдать за действиями власти, а также друг за другом. И именно шпионить, следить, стучать друг на друга и на всех вокруг. Кроме того страна ведёт бесконечную войну с соседней страной и все ресурсы, оставшиеся от внутреннего тотального "наблюдения" кладет на наблюдения за соседом. Кроме того две известные супердержавы устроили на большой территории этого государства военный полигон, где испытывают межконтинентальные и баллистические ракеты и прочие прелести холодной войны, являясь как бы наблюдателями более высокого ранга, к тому же ещё и наблюдающие друг за другом. Причем с космоса над территорией этой страны постоянно висит спутник одной из супердержав и постоянно фиксирует всё происходящее на поверхности вплоть до всяких мелочей. А на другой орбите находится спутник другой супердержавы, который ведёт постоянное наблюдение за первым. Ну и в конце этой весьма небольшой повести выдвигается теория существования Бога как Высшего Наблюдателя единственной функцией которого является беспристрастное наблюдение за каждой живой тварью на планете. Ну в результате Ф. приходит к мысли, что и чудак друг в корне не прав, и что целью наблюдения за наблюдателями является не интерес к ближнему своему, а элементарный страх наблюдателей за свою пятую точку, а также всепоглощающая страсть к наживе всех... Впрочем, ее друг Д. в финале утверждает, что ей просто повезло, и она почему-то не успела стать объектом по настоящему пристального наблюдения))).
Свидетельство о публикации №125102300795