Самый известный в мире поэт

А вы никогда не задумывались, откуда у Толстого вдруг взялся такой мощный реалистический стиль его прозы?.. Ведь до него господствовал совсем другой, близкий к французскому, краткий, быстрый, без лишнего описательства. А тут вдруг появился стиль, который лепил образы... Так вот, если вы будете читать Илиаду Гомера, то увидите, как стиль Толстого удивительно похож, как тщательно выписываются образы и сцены, можно сказать монументально. И конечно, как самый известный поэт древности, Гомер должен быть в орбите любого поэта. Поэтому классики поэзии и обращались к нему как великому учителю. Почитаем их стихи.

Василий Жуковский
Гомер

Веки идут, и веки уходят; а пенье Гомера
Всё раздается, и свеж, вечен Гомеров венец.
Долго думав, природа вдруг создала и, создавши,
Молвила так: одного будет Гомера земле!
1829 г.

Александр Пушкин
Гнедичу (переводчику Илиады)

С Гомером долго ты беседовал один,
Тебя мы долго ожидали,
И светел ты сошел с таинственных вершин
И вынес нам свои скрижали.
1832

Аполлон Майков
Гомеру

Твоих экзаметров великое паденье
Благоговейною душой я ощущал.
Я в них жизнь новую, как в первый день рожденья
В сосцах у матери младенец, почерпал,
И тихо в душу мне вливалось вдохновенье…
Так морю Демосфен ревущему внимал:
Среди громадных волн торжественного шума
Мужал могучий глас, и, зрея, крепла дума.
1843

Осип Мандельштам
"Бессоница. Гомер. Тугие паруса..."

Бессоница, Гомер, тугие паруса...
Я список кораблей прочел до середины...
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи
На головаx царей божественная пена...
Куда плывете вы? Когда бы не Элена,
Что Троя вам одна, аxейские мужи??

И море и Гомер все движимо любовью..
Куда же деться мне? И вот, Гомер молчит..
И море Черное витийствуя шумит
И с страшным гроxотом подxодит к изголовью...
1915

"Гомер и его поводырь " 1874
Художественный музей Милуоки , США

Эта картина французского академиста Вильяма - Адольфа Бугро принадлежит к эпохе живописи, впитавшей в себя два направления – неоклассицизм и академизм. Каждая картина Бугро достойна созерцания и принятия сердцем, но в многообразии бытовых сюжетов и аллегоричных картин «Гомер и его поводырь » выглядит наиболее реалистично и печально.

Слепой поэт, автор «Одиссеи» и «Илиады», - Гомер, - предстал в работе худым и бледным старцем. Его тоску и глубокую тревогу разделил юноша – поводырь. Если Гомер слеп и его глаза изъедены слепотой (автор написал их скрытыми в тени надбровных дуг), то мальчик, напротив, наделен огромными распахнутыми глазами полными зрячей тоски и тревоги за своего подопечного.

Сцена из жизни скитальца-поэта гнетет беспомощностью перед искушением прочих закидать камнями Гомера. Пара бодрых юношей на дальнем плане беснуется над немощью старца. Хотя руки одного из мужчин, взметнувшиеся вверх, могут означать нарекание бродячим собакам. Вон они, там, на дальнем плане несутся черной сворой к скитальцам. Дуэт из старости и юности Бугро подкрепил бродячим псом. Именно он доставил столько хлопот поводырю, перегородив дорогу.

Однако его появление символично такой же бродячей жизнью, какую ведет поэт Гомер. Опасность, что подстерегает беспомощный дуэт еще впереди. О ней художник не упоминает, а лишь дает понять, что голодная стая вот-вот настигнет Гомера с мальчиком. Ожидание лая, бросков и оскала собак предотвратила картина, сомкнув композицию на том этапе, когда можно еще что-то предпринять, например, бросить камень, зажатый в детской руке.


Рецензии