Бараки. Барачная школа

 Непо­далеку
от железнодорожной станции Лианозово,
                в пятидесятые годы
            жили Евгений Кропивницкий и Игорь Холин.

Вокруг них собирается круг поэтов и художников,
                которые позже

образовали Лианозовскую группу поэтов
                разных литературных поколений:

если Сапгир в середине пятидесятых
                был "начинающим",

то Кропив­ницкий
писал стихи

еще до революции.
Лианозовская группа

стала первым
                послевоенным
                объединением поэтов

и художников.
Как и в авангардных группировках
начала ХХ века, лианозовцы

совмещали
                авангардные

приемы с жестким нату­рализмом
     в изображении уродливых стороны быта
 
рабочих, живших в комму­нальных бараках
 на московских окраинах.

Их стихи стали настолько известны,
что в какой-то момент

лианозовцев называли "барачной школой".
                Жестокие

нравы, постоянные конфликты,
обесценивание индивидуальности и человеческой жизни —

все это характерно для героев стихов лианозовцев,
 которые смотрели на быт как антропологи,

изучающие экзотическое племя.
Их стихи  создают ощущение

пустоты повседнев­ности.
Война и  репрессии

разрушили привычный мир, возникает
                новая реальность:
                проступает

болезненный разлом
и неизбежность катастроф:
                герои стихов

как будто живут в посттравматическом полусне странного мира
                из которого никак не могут выбраться.

*
В шестидесятые годы
                лианозовцы

переключились
              с зарисовок барачной жизни
                на кропотливое

исследо­вание разговорной речи.
Многословие и многоголосие — единственный способ для  человека,

справиться с травмой
           от столкновения с беспощадной
                государственной

машиной.
В языке повседневном жизни

лианозовцы ищут ответ на вопрос,
почему окружающий мир так абсурдно жесток... .


Рецензии