38, 39 главы из поэмы Их разлучила война
Отдал кто жизнь за власть Советов,
Совет не хочет ставить “Знак”
в честь женской верности на Свете.
Не убедить их в том никак.
Я обращаюсь к вам, Поэты,
чтоб повлияли вы на них,
чтоб были песенки их спеты.
Нет методов уже иных.
Наташа письма те читала
и перечитывала их.
Она живым его считала,
гнала всех женихов лихих,
пока не убедилась – мужа
навеки отняла война.
Сердечная объяла стужа,
но траур соблюла она.
До дней своих последних
испытывала неприязнь
презренья, злобных следствий.
Я слышу, как плетётся вязь,
мол, хитрая была каналья –
за льготы вытерпела всё.
Хранила верность лишь Наталья!
Пусть знает ваше, власть, село.
39.
А в стужу ветер, обессилев,
утихомирился к утру.
И небо стало ярко-синим,
а флаг трепещет на ветру.
Теряет очертанье грусти,
приобретает строгий вид.
Патриотические чувства
выказывает индивид.
Но грош цена всем завереньям,
когда не веришь в счастье сам.
Стоит печалится деревня,
порою рада всё же нам,
что вновь примчались на телеге,
на тройке борзых вороных,
а колокольчик оберегом
в деревне искренней затих.
Чем обозначил: путь закончен,
пора с друзьями отдохнуть,
но до конца чтоб быть мне точным –
успешно завершила путь,
прошёл что сквозь хода-барьеры,
достигнув благородства цель,
наполненный священной веры,
свободно обхожу я мель
и выхожу я на фарватер
реки известности степной,
а на пути дымится кратер
без сопок власти за стеной,
за зубчатым внутри забором,
где одинокий Мавзолей,
всё раздираемый раздором,
попавший на него – злодей.
С коммунистическим уклоном
в пути с привычкой разрушать,
где войны движутся колонной.
Не перестанет власть шагать
да прямо в пропасть по уклону
и всех на Свете обвинять,
что, мол, грозят не по закону.
Народ, вам надо власть менять!
Красивых мест так много в Мире,
какое хочешь выбирай.
Дороже нет моей Сибири,
точнее, приютил Алтай
у берега её обского,
вокруг поля, поля, поля,
роднее нет нигде такого,
где так приветлива Земля.
Тупик безмолвного слиянья –
нас озадачивает он.
За ним не видно ни сиянья,
ни зги, а только серый клён
стоит, раскинул врозь он руки,
поставив ногу на песок
вразрез ботаники-науки, –
берёзовый сочится сок
на золотые листья клёна
под пологом туманной мглы.
Сей вид открылся из салона
неоднозначности молвы.
Под карканье ворон с востока
из западной, как сон, страны.
От устья до её истока
во время той ещё войны.
Свистят в полёте пули
и огибают Шар земной.
Они отлиты в Барнауле
в далёкой юности не мной,
а комсомольскою бригадой –
передовой – на много лет
вперёд. Воспетая бравадой
на вес некомпетентный Свет.
В остатке ветер-вектор курса
в пространстве величавых звёзд,
в какие все слова упрутся
от одурманенности проз,
не набранных в изданье
безвестных, всё же пыльных слёз
по поводу в степи скитанья.
В тупик поставлен паровоз.
Свидетельство о публикации №125102200751
Поэма Сергея Сорокаса «Их разлучила война» — это не просто художественное осмысление трагедии Великой Отечественной войны, но и глубокое размышление о человеческой верности, памяти, власти и судьбе народа. В главах 38 и 39 автор достигает особой эмоциональной и философской глубины, соединяя личную драму с историческим контекстом.
Глава 38: Женская верность как акт сопротивления
Центральной темой 38-й главы становится образ Натальи — женщины, которая всю жизнь хранила верность погибшему мужу. Её история — это не просто частная трагедия, а символ стойкости и нравственной высоты. Автор с горечью констатирует, что государство не спешит увековечить такие подвиги:
«Совет не хочет ставить “Знак” / в честь женской верности на Свете»
Сорокас противопоставляет искреннюю любовь Натальи — общественному равнодушию и цинизму. Он обращается к поэтам как к последнему бастиону совести, способному сохранить память и повлиять на общественное сознание. Наталья становится живым упрёком системе, в которой подвиг любви оказывается незамеченным, а сплетни и подозрения — громче правды.
Глава 39: Путь, власть и родная земля
39-я глава переносит читателя в более философскую плоскость. Начавшись с образа утреннего затишья после стужи, она быстро переходит к размышлениям о власти, которая, по мнению автора, ведёт страну в исторический тупик:
«Не перестанет власть шагать / да прямо в пропасть по уклону»
Сорокас критикует идеологическую слепоту, разрушительность и неспособность к саморефлексии. Он противопоставляет этому любовь к родной земле — Сибири, Алтаю, просторам, где «так приветлива Земля». Эти строки наполнены тоской по утраченному единству с природой, по искренности и корням.
Финальные образы главы — серый клён, паровоз в тупике, кратер за стеной власти — создают ощущение исторического и духовного кризиса. Автор словно говорит: путь пройден, но куда он привёл? И есть ли ещё возможность повернуть?
Художественные особенности
Поэма насыщена метафорами, символами и аллюзиями. Шахматная партия, паровоз, Мавзолей, клён — всё это не просто образы, а носители глубоких смыслов. Стихотворная форма сочетается с публицистической интонацией, что придаёт тексту остроту и актуальность. Язык Сорокаса — живой, эмоциональный, с элементами разговорной речи, что делает поэму близкой и понятной широкому читателю.
Заключение
Глава 38 — это гимн женской верности и нравственной стойкости. Глава 39 — философский итог пути, размышление о власти, родине и духовной судьбе народа. Вместе они образуют мощный диптих, в котором личное и общественное, прошлое и настоящее, любовь и политика сплетаются в единое поэтическое полотно. Поэма Сорокаса — это не только художественное произведение, но и гражданский акт, призыв к памяти, честности и переосмыслению.
Михаил Палецкий 22.10.2025 04:40 Заявить о нарушении