Тёплый разговор с близким человеком

психоделическая фантазия

              (по волне памяти Иосифа Бродского)

Накануне августа тридцать первого или
когда завершал «Буколики» Публий Вергилий
под старой мантуанской магнолией, гнусаво
бормоча об аркадийских цветах и травах
ввысь, облакам в оттенках золотисто серого
тогда, накануне августа тридцать первого
случайно и снисходительно на меня бросив
свой неотёсанный взгляд, сказал, - пророк Иосиф
ликом такой же. И даже дельфийские пифии
могут про это сказать. Ты - варвар из Скифии
как умудрился ещё сочинить и эклогу,
взывая там, у себя к какому-то Сварогу?
И что для тебя та, в строфах дева-пророчица,
которой поведать cum amore* так хочется
святым пилигримам о царстве горнем, божием?
С тобой достаточно вдоволь жили и прожили
в капризных разных телах мы, в туманностях пёстрых
и шалых. И это меня восхищает, царапает остро
колючками, как неаполитанская роза
по коже нежных ладоней. Не метаморфоза ль?!

Но я, как всегда, отвлёкся от темы и, зная,
что ты в тот раз появился первого мая
в празднество Bona Dea, знак ни с чем не сравнимый,
поэтому ты такой пастельный и ранимый.
А я, как видишь сам, обязан октябрьским идам*,
плюю на суетность, не подаю инвалидам
сестерция, как и все еврейские торгаши.
Пробираясь через остролистные камыши,
взвешивая, как природная экосистема
на чутких весах моей этрусской anime mea*,
каждое слово. Но довольно об этом. Вау!
А что же та дева с Заилийского Алатау,
что обнимала в горах Архангела и в небо
мечтала уйти? Узнала ль там нашего Феба?
Сегодня сентябрь. Явилась она златокрылой
на эту планету, где ветер дурашится стылый,
где иглы сосны вонзаются в атлас заката,
и облако в белом виснет над нами как вата.

Прощаться пора нам, мой друг, разнятся дороги
наши. И мне ещё надо полить артишоки
и с конным гонцом послать Квинту Флакку скриптуру*.
Вчера накропал на бумаге, сродни авгуру,
две новых безделки о Риме в сценах грядущих…
Ему одному только это свойство присуще –
в колосе нежном увидеть зерно золотое!
И что без него я в империи – падшая Троя!
А он без меня, как вот этот напротив кустарник
печальный маквис* без цветов, а может быть, странник
бредущий с карлюгой ко мне, не к счастливым садам
Гесперид*, а до смешного обратно – в Аид! Да.
А для затейников всё это полная ерунда,
смешно и глупо, но когда бы ни сам Меценат Гай*
скрепил нашу дружбу. Её называю я Рай!

Ты так спешишь в египетскую Александрию,
мой друг! И, правда, изведаешь там эйфорию
от старинных свитков неоплатоников. Эти
Плотин с Ямвлихом, мне кажется, ещё как дети,
травинки пастушьей сумки, бредущие лесом
перед фантастическим Трисмегистом Гермесом.
В тамошней библиотеке отыщи, коль случай
выпадет, «Corpus Hermeticum» *. Не шибко мучай
сначала свой ум вещицей той, и тихой сапой
скользи по колким шипам розанов, исцарапай
в кровь свою эфемерную кожу, не желая
в мире себе ничего, даже вечного рая.
А потом, когда освоишь привычку глубОко
Нырять в это море мудрости - услышишь Бога
и его сокровенные вселенские речи.
Но неуклонно будь кроток и чистосердечен
с простым котом-заброшкой, бездомной сукой, даже
с блазнивой гетерой в сомнительном антураже.
И если нужно на паперть плестись, подаянье
просить, убей свою гордость, останься сияньем,
иди и проси, и в каждом узри Человека!
Так смоешь с души всю скверну железного века.
А когда звёзды сойдутся вновь в небесной гОрсти,
в Неаполис плыви ко мне, пока ещё кости
мои не заржавели и не высохла кожа.
Поведаешь мне про метемпсихоз*. И я тоже
к оккультным темам имею свой пафос и трепет,
Софисты щебечут вокруг, но что мне их лепет?!
А эта калИта* с денариями* - в дорогу
подарок тебе от меня. Купи себе тогу,
а лучше, пенулу* и с куколем непременно.
Дожди в октябре будут лить и нощно, и денно,
особенно в море.
Ещё прикупи кальцеи*
из кожи телячьей. И, наконец, панацея -
мальсум* чаще пей. Здоровья не будет от пива.
Я знаю в точности - возвышенные мотивы
тобой управляют сейчас, что выше эфира.
Но никто ведь бренные темы этого мира
не отменял. И другим я, как видно, не буду
и слава Юпитеру! Так что, слушай зануду!

В Александрии, в квартале греческом, Клеарха
найди. Слышал, изрядно учён, читает Плутарха*,
к тому ж, постигал искусство гравюры на меди.
В тайных науках, видать, преуспел, и в секрете
строжайшем он держит res bina*,свой магистерий.
И вот ещё что… Ввалиться к нему через двери,
бесцельная трата усилий - можно и в бубен
поймать от его кулака! Клеарх неподкупен.
Монет ему не сули, притворись неумехой,
плыви осторожно за ним, скрывай за застрехой
своё воробьиное тельце. Главное, эти
манеры его изучи, привычки. И снеди
какой отдаёт предпочтенье, часы какие
в римской он бане проводит, и сплетни людские
с кем в ней обсуждает - узнай. В беседе будь краток,
с меня лишь пример не бери. И знаю, что падок
на долговязые речи, но ты как царь Спарты*,
звучи афоризмом! И как-нибудь свои карты
тебе вскроет Клеарх. Окликнет – Эй, недотёпа!
Так и будешь столбом до будущего потопа
стоять в стороне? Снеси-ка к моей халабуде
корзину с фруктами! А там, в своём Абсолюте
ещё успеешь побыть, коль пройдёшь на верблюде
сквозь ушко иголки стальной без шума и пыли,
накануне августа тридцать первого или
когда завершал «Буколики» Публий Вергилий.


*cum amore - (лат.) с любовью
*anime mea - (лат.) моей души
*anima mea – моя душа, моей души
*Bona Dea - (лат.) празднества Доброй Богини (1 мая)
* Квинт Гора;ций Флакк—др. римский поэт «золотого века»
римской литературы, друг Публия Вергилия
*Scriptura – (лат.) письмо
*Маквис - вечнозелёный жестколистный кустарник
по склонам гор и холмов в средиземноморье
*Сад Гесперид – геспериды - нимфы, живущие в божественном саду.
* Гай Ци;льний Мецена;т - др. римский государственный деятель и покровитель искусств.
Близкий друг императора Августа и своего рода министр культуры при нём.
Поклонник изящных искусств и покровитель поэтов.
*КалИта – кошель для денег у граждан в древнем Риме
*Денарий – серебряная монета в Римской империи
*Пенула - дорожный плащ, с капюшоном (кукуль), предназначенный
для защиты от холода и непогоды.
*Кальцеи - кожаные сапоги высотой до щиколоток в древнем Риме
*Мальсум - напиток из свежего виноградного сока и мёда
*Плутарх - древне-греческий писатель и философ римской эпохи.
* res bina – (двойная материя) В алхимии это конечный продукт Великого Делания.
* Царь Спарты - Леони;д I правившийв 491—480 годах до н. э.
Известен лаконичный ответ царя Леонида на требование Ксеркса
сложить оружие в обмен на жизнь: «Приди и возьми».


Рецензии