С. Рахманинов Вешние воды

   Произведение "Весенние воды" опус 14 №11 С.В.Рахманинова обычно исполняется вовсе не так, как оно записано в нотах. Исполнители заметно сокращают его, выбрасывая из нотного текста значительные части, в результате длительность исполнения сокращается вдвое - оно длится всего две минуты, тогда как нотный текст со всеми своими нюансами исполнить за это время невозможно.

   К такому выводу я пришёл, озвучивая это произведение на компьютере. Ну, композитор, на то и композитор, он может своим внутренним слухом слышать совершенно гениальные вещи, и более того, он может даже записать музыку в виде нотных знаков, но даже сам он, исполняя "Вешние воды" придерживался известного романсового варианта. В действительности оп.11 №11 вовсе не романс, а музыкальная картина в духе импрессионизма.
   Послушать запись можно здесь     https://disk.yandex.ru/d/kViNxDH9A2A4iw

   Я следовал тому, что написано в нотах, стараясь вникнуть во все тонкости исполнения. Пьеса виртуозная, компьютер с такими вещами справляется хорошо, но и выразительность, как мне кажется, получилась вполне достойная.
   Компьютерное исполнение позволяет услышать классику в совершенно новом ключе, и это направление развития музыкального исполнительского искусства оказывается очень перспективным.
   Запись сделана с помощью программы "пианола_М".
В этом видео рассказывается о подробностях записи этого произведения    https://dzen.ru/video/watch/68fcee4c3332bd720bfff414
____________


Рецензии
интересно как эксперимент.

кажется, английский математик и криптограф Алан Тьюринг (и его манчестерская команда) впервые синтезировал музыку с помощью компьютера по прозвищу Марк II. запись трёх мелодий можно найти в ютубе. случилось это в начале 1950-х. удивительное по тем временам событие. просто невероятное.

исполнение опуса Рахманинова мне показалось аккуратным, но механическим, бездушным. в нём нет чувства, лишь чёткое следование нотным предписаниям.

но опыт действительно интересный.

Ольга Демиденко Заярская   30.10.2025 21:26     Заявить о нарушении
Ольга, спасибо большое за интерес к теме, но согласиться с Вами никак не могу.
Компьютерное исполнение развивается, и, как говориться, попробуйте сами так сыграть. Что касается "чувства", то оно закладывается композитором в ноты, а то, что не удалось заложить с помощью нотных знаков, добавляется исполнителем. Программа Пианола устроена таким образом, что подобные добавления можно делать.
Хотите одухотворить музыку? Пожалуйста - возьмите мнемонический текст, и потрудитесь над ним так, как трудится пианист, разучивая пьесу. Вложите в этот текст свою душу так, как Вы вкладываете её в стихотворный текст, дорабатывая его. Проблема проявления так называемой "души", это чисто техническая проблема.

Геннадий Маков   31.10.2025 03:56   Заявить о нарушении
Кстати, мнемонический нотный тест не такой уж и большой. Вот его начало, первые 10 строк. А всего в этой пьесе Рахманинова 40 таких строк.
{ Вешн.воды }N4
1 {03340-3|Q1H3q4 >2l2^rP69G;BBdBeeggb^.;/ecgP46e/c-G.ec-geBl9G\\]Y.~Y: >1+3^HR_^! }
1 {13240-3|Q1H3u4>2 l2r4~Beg/Be<c:e:grc-:3egb0RRrB:3egbR;>\, >1+3R4_^! }
1 {23120-3|Q1H9q4>2 l3E:e3_~+3~ >1E:e3_~~! }
1 {33420 0|^ }
1 {43420 0|^ }
2 {05530-3|Q1H2 l3^E*:3GBeH7D7G7B7d7>HCEGc<\Begb*;e:gB7;e7g7b7>/CEGc <l9DGBd;~~! }
2 {15340-3|Q1H3q4>6 l3P76EBegb/egP35dBGce. <6\c:2egrc-egRRrBegR; H\\G:g_~! }
2 {25320-3|Q1H3q4 ~~>>~l3G;BBddggb/Bd;/^H2^GBGdBHgc#H3dBG*D! }
2 {35320-3|Q1H4q4 ~~>>~^l3DGBdY.gY:^/<E:3GBgrDGBdRC#GBc#R;G:g! }
2 {43420 0|^ }
3 {05520-3|Q1H4q4<1 l3C:3EAc;E:F>H3\rF:3cefR;/D7:G7>H11d:g <0H6<<<<E:3GBe! }
3 {15240-3|Q1H3u4<1 l3(zF:cea//CEAF:cAEC\\ae.F:cea//CGcBD\\baB\B.<0<l9E:e<~~()^! }
3 {25420-3|Q1H1<1 ~^>>l3(zdABdgb \^G;BBddeeggb.;'()<0/ECGEc-Gec-bgBG.! }
3 {35220-3|Q1H3q4<1 ~~>>l3(z^'Beg/Be()<0<c:e:grc-:3egb0RRrBegbR;! }
3 {43420 0|^ }
4 {05130-3|Q1H9q4l5E:eO4~~~HE:e<D#:3F#B-d#7.7;>f2Y.P6.f#g#a#b-Y:>(zA#AB-A#c#B-d#dfd#f#d#!}
4 {15340-3|Q1Hq4 l3(z^E;GGBBeeggb.;()/cGec-geb0P25gbgeB! (z~>3.d6D#DFD#F#FG#G>0A0G#!^ }
4 {25240-3|Q1Hq4 l3(z^'B/EGBY.e<Y:`()c:2egrc-egRRBeg;e \D#:B0:f#2B02f#3/<B0_^! }
4 {35330-3|Q1H3q4 ~l2c:2egrc-egRRBeg;e ~~F#:3B0d#f#G#B0d#g#A#d#f#a#B0d#f#b0;! }
4 {43420 0|^ }
5 {05440-2|Q1H3 l3~^A:3ceaB0egb0/CEGc;D:G:dF;AcfE-Gce-FAcfE-Gce;e<< H3\D#;F#Bd#7.7;~! }
5 {15520-3|Q1Hq4l3E:3Gce\\H7LE;ceg;~ \>D#:B0:f#_~^//H4P5F;Bd#f#G#Bd#g#<3A#d#f#a#l0Bd#gb! }
5 {25440-3|Q1H1 ~'l3C:2EGCEA0EGB0rEGcGcd]A0ce0R;E7 H8P34<~^.333f2f#6g#4<3a#b! }
5 {35220-3|Q1H2q4 ~^>>^Y.l3B0fb0/Y:>d#dfd#f#fg#f#a#b<>3 H4B0A#3c#4B0d#dfd#<1f#d#g5d#6! }
5 {43420 0|^ }
6 {05320-3|Q1H3 P755l3T52E/CEA/CEATe7H3\l2>>B:2eb/CGcD-Ad-DAdErFAfEAeEAcR; \<<<<HC:3EAc!}
6 {15430-3|Q1H3 ~'`.5l3>C:2EACEBEAcEAd-EAdrH9<Ec>H3AAceAceR;` \\<<<<H9q4A:e:a! }
6 {25520-3|Q1H3 ~~`>~>l2C:2AcFAfEAeEAcFAfEAeCEc\<^'H8Ece7! }
6 {35420-3|Q1H3 ~~`>^'`>l1C;ArH3<Ee>H6:A:cEA:c]EARC:2EA\' <AcfAcel0EAc! }
6 {43420 0|^ }
7 {05540-3|Q1H2 ~~^l3C-:2Ac-FAfEAeEAcFAfEAeEAc\FAfEAeEAc. <P6.(z^B:1bBbr/Cc\Bb/Bb\RR! }
7 {15440-3|QH3q4 ~^^.7C-:AE:2Ac-rEAc-C-EA]EAc-R\EAc-EAc-C-EA6.2 P7<~rD-:1d-\Bb/]Dd\Bb/R! }
7 {25200-3|Q1H3q4 l.F:2c-g//H9LE:3Ac-e4.25Y.\A:4DFBY:H3\B:1bY:>>>^\Bb//H9l0P9<Fd-FdHBc:d!}
7 {35420-3|Q1H7 l3<<E:A:c-:e*>> L^`.7e3e3e3 ! }
7 {43420 0|^ }
8 {05430-3|Q1H3>1l1^G:3Beg4Begb/H4EGBe7;<<q3B:e:gq \>H3.^G;Beg3Begb3/EGBe3;<HG:e:g! }
8 {15110-3|Q1Hq2 l3E:e>>><6O4D:E:c4rC-:3EGc-RR\rBegbR; \\<<<E:e//>>>4C:B:crC-:3GBc-RR_~! }
8 {25520-3|Q1H3 ~l2>>r(z^C-GEc-GecgeBG()] <<~^>>Y.RY:<~.2\\>4.B:3egbl0Begb! }
8 {35240-3|Q1H2q4 P6l3>6r^Becge/eBgeb<e7*>0]~^.084 >2.H3>\R_~^'`.331 ! }
8 {43420 0|^ }
9 {05530-3|Q1H2 P6.l3^E:G:B:cD;dCc\<eg->:B:bG-g-B7e7:g-7:b7>/Cc P0<<<c#*F#:A#:C#_^! }
9 {15240-3|QH4q4l3(zEBgg/eBgdBgcA.\EBb^:ba-/cBecg-e<b()\<<C#:c#_^! }
9 {25320-3|Q1H4q4 ~~>>l3~^F#;A#A#c#c#f#f#a#/A#c#;/(z^rD.F:A:dRRD.rF:A:c#C#.R! }
9 {35320-3|Q1H3q4 ~~>>l3~^'C#F#A#c#Y.f#Y:'</P7.D#;F#:A#:d#\F#f#G#g#A#a#! }
9 {43420 0|^ }
10 {05320-3|Q1Hq4 Nl2B:3C#E#A#//H9>LC;EAc#H6<3\Ace#a#*/<6C7E7A7c7>H9EAce <0<<Y.Acf#a;! }
10 {15240-3|Q1H3q4 l3^C#4B0re#B0RRC# ^NA#:2c#f#cfa#fa/cA#cfcfa;z1^'/d#af/d0AfdafcAz! }
10 {25320-3|Q1H3q2 ~`.875l3>>^'NC#;F#FA#Ac#cf#/FA <D#:3FAd#rD0FAd0RRrCFAcR! }
10 {35120-3|Q1Hq4 ~`.666l3<F#:f#_^! }
10 {43420 0|^ }

Геннадий Маков   31.10.2025 04:26   Заявить о нарушении
а я думала, мнемонический - относящийся к способам запоминания. приёмчики типа "надеваем одежду, одеваем Надежду"

Ольга Демиденко Заярская   31.10.2025 14:20   Заявить о нарушении
Этот язык можно назвать мнемоническим, поскольку знаки его подобраны так, чтобы действие их было бы удобно запоминать. Например, знак / означает подняться на октаву вверх, а знак \ - спуститься на октаву. Знак > - уменьшить вдвое длительность нот, а знак < - вдвое увеличить её. Двоеточия между нотами связывает их в аккорд - ноты CEG исполняются поочерёдно, а так C:E:G вместе в виде аккорда.
Запись C::E:G - арпеджиато из тех же нот.

Геннадий Маков   31.10.2025 15:35   Заявить о нарушении
наука! я по нотам люблю :)

другой пример. азбука Морзе - набор универсальных знаков, точек и тире. а почерк у большинства радистов свой, индивидуальный, отличимый. они практически пианисты в радиоэфире :) однако наивысшее мастерство радиста - механическая точность и отсутствие индивидуального радиопочерка. к чему это я? да так, к разговору.

а вы свою пианолу за что любите?

Ольга Демиденко Заярская   31.10.2025 15:51   Заявить о нарушении
В молодости я играл на ф-но немного. Сейчас, когда, пальцы уже не слушаются, приятно музыку озвучивать. Это дело кропотливое, как крестиком вышивать. И ещё оно похоже на программирование - сделал, попробовал, исправил. Мой отец сочинял музыку, ноты сохранились, их я тоже озвучил. Попутно я и программу постепенно совершенствую, свой музыкальный проект я более 10-ти лет назад начал, ничего о компьютерной музыке не зная. Так что я продвинулся значительно.

Компьютерная музыка отличается по своей эстетике от живого исполнения. Она изначально ритмична. Иногда такая ритмичность нравится, и тогда ровно ничего подправлять не надо, а если механистичность музыку портит, то есть масса способов эту механистичность преодолеть. Например, запись z1нотыz исполнит ноты не ровно, а со слегка различной длительностью и громкостью, создавая полное впечатление естественного исполнения этого пассажа. Искусно расставляя знаки замедления и ускорения, можно сделать музыку очень выразительной. Разница состоит в том, что пианист делает это интуитивно, а компьютеру на каждый нюанс нужно указывать. Наподобие того, как учитель музыки, делая пометки, наставляет нерадивого ученика.

Геннадий Маков   31.10.2025 16:35   Заявить о нарушении
прекрасно, что вы этим занимаетесь. надо приручать компьютерных монстров. я, например, ИИ в работе постоянно использую. но есть объективные ограничения. творчество, эмоции, эмпатия. люди пока лучше с этим справляются :)

Ольга Демиденко Заярская   31.10.2025 22:20   Заявить о нарушении