Жюри Чемпионата -осень 2025. Е. Давыдова-Бабочкина
С вами редактор Клуба и ведущая Чемпионата Елена Чалиева.
Продолжаю рассказывать вам о членах жюри Чемпионата «Стихирские звёзды – осень 2025». В этом конкурсе, как и в прошлом, мои эссе будут строиться в основном на интервью с каждым членом жюри. Публиковать эссе я буду в порядке поступления ответов.
А вот к стихам, которые я буду представлять в своих эссе, в этот раз особый подход: у каждого члена жюри я постараюсь выбрать такие три стихотворения, которые, на мой взгляд, отвечают трём темам нашего Чемпионата. Напомню их: "В моём городе", "Монологи", "Былое и думы". Таким образом, участники получат возможность посмотреть, что могли бы представить на этот конкурс уважаемые члены жюри, если бы участвовали в нём в качестве конкурсантов. Мне кажется, что это интересно.
Я заканчиваю рассказывать вам о членах жюри осеннего Чемпионата – это эссе последнее, седьмое. Оно посвящено поэтессе Екатерине Давыдовой-Бабочкиной. Начну с кратких сведений о ней.
Вот что Екатерина сама рассказала в письме в качестве ответа на просьбу дать краткие сведения о себе для публикации на Чемпионате:
«Родилась и живу в Москве. По профессии - преподаватель. Публикаций (разумеется, изданных под настоящим именем, т.к. Бабочкина - псевдоним, взятый в честь бабушки) много, но большинство из них носит научный или методический характер (статьи, учебные пособия, монография “Голубой цветок и русский символизм”), потому интересны лишь узким специалистам».
Дополнительно хочу напомнить, что поэтесса стала «Золотой звездой» прошлого Чемпионата «Стихирские звёзды» и тем самым получила право войти в состав жюри в этом конкурсе. У нас уже стало доброй традицией, что победитель входит в состав жюри следующего Чемпионата. Интересно, кто из участников продолжит традицию и войдёт в жюри в следующий раз? В анонимных конкурсах бывает много неожиданностей, и это очень хорошо, кмк.
А вот и обещанное вам интервью с поэтессой.
1. В каком возрасте Вы начали писать стихи? Помните ли Вы, при каких обстоятельствах Вы написали своё первое стихотворение? Что послужило побудительным мотивом?
Рифмовала с раннего детства, сколько себя помню: дома за ужином всегда играли в буриме, сочиняли экспромты, эпиграммы, шутки и пародии. Но они воспринимались как игра и не сохранялись.
Первое стихотворение, которое удостоилось быть записанным (”Дом на Ванзее”), родилось в конце 90-х после посещения виллы Марлье в Потсдаме. Впечатления было настолько сильным, что их надо было перенести на бумагу, иначе с ними было просто невозможно справиться.
2. Расскажите о Вашей поэтической кухне: с чего начинается создание стихотворения, и что служит стимулом для начала работы, как Вы работаете над стихотворением, и как Вы понимаете, что работа закончена и стихотворение состоялось?
Блок писал, что стихи - это “покрывало, растянутое на остриях слов”. Сначала рождаются именно “острия” - слова или строчки, которые кажутся удачными; они задают ритм и настроение, обрастают мясом, сюжетом, сопутствующими образами. Стимул может быть любым: увиденная картинка, сценка, мелодия, ассоциация или конкурсная тема.
Как работаю? Поймав ритм острия, “вышагиваю” стихи поздно вечером во время прогулок с собакой. Вернувшись домой, записываю, а на следующий день правлю. Если текст нравится, то возвращаюсь к нему многократно, стараясь вычистить и улучшить. Но, пожалуй, ни об одном тексте не могу сказать, что он закончен: всегда хочется что-то исправить.
3. Есть ли темы, которые Вы в стихах терпеть не можете, даже если они гениально оформлены? Насколько для Вас важна техническая безупречность стиха, если за ней стоит глубокая идея?
Не люблю памфлеты на злобу дня: если в них нет какого-то обобщения, они остаются однодневками. Не воспринимаю хамство и скабрезность, попытки кого-то адресно оскорбить. Не находят во мне отклика и “беспредметные” стихи - те, в которых нет ничего, кроме размазанной по ладошке хандры.
Техническая безупречность сама по себе мало что значит, если за ней не стоит сильная эмоция или мысль. Поэзия, в первую очередь, должна воздействовать на чувства, вызывать сопереживание, и если это есть, то незначительные технические недочёты не бросаются в глаза. Но откровенно слабая техника (неоправданные сбои ритма, грамматические ошибки, неудачно выстроенные предложения) сильно мешает восприятию.
4. Как Вы относитесь к «формату А4», пренебрежению заглавными, знаками препинания, произвольному разбиению на «строки», отказу от традиции написания строки с заглавной буквы и прочим чисто типографским ухищрениям?
Признаться, к подобным приемам отношусь с иронией: графический эксперимент хорош тогда, когда он является новым и оригинальным, а литературе “потока сознания”, в т.ч. письму без знаков препинания, уже более века. Если хочется посмотреть, как выглядит графическая оригинальность текста, достаточно взглянуть на рукописи Симеона Полоцкого (XVII век) - вот уж где полёт фантазии! Но в большинстве случаев текст без деления на пунктуационно оформленные предложения и соответствующие выбранному ритму строки не оправдывает себя. А частично расставленные знаки препинания и заглавные буквы, скорее всего, являются попыткой авторов скрыть неуверенность в собственной грамотности.
5. Какое стихотворение на сегодняшний день Вы считаете лучшим у себя, Вашей визитной карточкой?
Трудно выделить что-то одно. В стихах запечатлён момент, и, чтобы составить представление о личности автора, одного такого момента вряд ли хватит.
В заключение предлагаю вашему вниманию три стихотворения Екатерины, в том числе стихотворение, принёсшее поэтессе победу в прошлом Чемпионате, которое я выбрала по теме «Былое и думы».
Храм Нечаянной радости в Марьиной роще
В светлый праздник Покрова
Вся крещёная Москва
Утром в храм идет молиться:
Благородные девицы,
И купцы, и офицеры –
Всяк достоин чистой веры!
По Тверской да Моховой
Люд гуляет непростой:
В соболях да в жемчугах,
И карманы при деньгах!
Ну а к Марье в нашу рощу
Носу не суёт извозчик:
Тут всё больше шулера,
Гаера да фраера –
Разбитные, пьяные,
Души окаянные!
В праздник к храму – ни ногой:
Сцапает городовой!
Кто ж за нас помолится
Светлой Богородице?
Шереметев – щедрый граф:
Про разбойный люд прознав,
Землю выделил в приход.
Пусть идёт лихой народ
В храм отмаливать свой грех,
Бог – ведь он один на всех!
Благодарствуй! Да притом
Храм построили с умом:
Так, чтоб распоследний тать
Смог прощенье отыскать
И пришёл в раскаянии
К Радости Нечаянной.
Вскоре скинули царя.
Власти новые зазря
Стали церкви разорять:
Главы-маковки срубать
Да сносить колокола,
Закусивши удила!
Ну а в Марьиной-то роще
Подлый люд! Он сделал проще:
Вилы взял да топоры –
Храм свой спас. Так с той поры
И в суровые года,
И в войну, и в мир – всегда
Шёл народ с раскаяньем
К Радости Нечаянной!
*Храм иконы Божьей Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще был построен на деньги местных жителей на земле, выделенной графом Александром Шереметевым, и открыт в 1904 г. Исторически и вплоть до 60-х гг. ХХ века район Марьиной рощи считался криминальным местом: здесь жили разбойники, воры и нищие. Храм посвятили иконе «Нечаянная радость»: она описывает сюжет, связанный с прощением вора, который перед ликом Богоматери раскаялся в своих грехах. В годы гонений на церковь храм не закрывался. По легенде, когда церковь пытались снести, её отстояли местные жители.
Мы уходим, сжигая мосты
Ты уходишь, сжигая мосты,
На закат. Там, где солнце неслышно
Красит море в оранжево-рыжий,
Ты ступаешь по кромке воды.
Ты уходишь по кромке воды,
Не закрыв до полуночи ставни,
Бросив лодку с уловом у плавней,
Не убрав даже сено в скирды.
Не убрав утром сено в скирды,
Спешно выстругал люльку для сына
И до вечера в поле гнул спину –
И никто не почуял беды.
Нет, никто не почуял беды!
Белоснежным укутавшись платом,
Ты внезапно ушёл за закатом,
На песке оставляя следы.
Где твои пролегали следы,
Я расставлю непрочные вешки,
А затем привезу на тележке
Камни, досточки, ветки, шесты.
Эти досточки, ветки, шесты
Станут хрупкой и шаткой опорой.
Новый мост я построю не скоро,
Но не брошу я эти труды.
И, закончив земные труды,
Я надену расшитое платье
И счастливой уйду на закате,
За собою сжигая мосты.
Капремонт
А всё-таки есть прелесть в капремонте!
Конечно, ты был бесконечно против:
Мол, мы не ищем лёгкие пути,
Мол, старый сруб давно пора снести…
Что в этих брёвнах? Ткни – и рухнут сами –
Иное дело у тебя в Потсдаме!
А я люблю под ноль сдирать обои
И разбирать завалы антресолей:
Байдарка, скрипка, чемодан, альбом,
А в нём на фото мы с тобой вдвоём –
Счастливые и юные, на снимке
Стоим на фоне Сан-Суси* в обнимку…
…Поспели вишни. Середина лета.
Я в сказке, словно маленькая Гретель.
Всё нереально: ровный автобан
На Котбус, Вроцлав, Гливице, а там –
Сусальный домик с нереальным шпицем…
И поворот. Направо. К Аушвицу**.
…И был вопрос. Он на пути обратном,
Крутился неотвязно, многократно:
Бог, почему ты мир не обнулил?..
Жаль стало домик? Кто в нём прежде жил?
Опрятный бюргер? Или вечно пьяный
Какой-нибудь ефрейтор из охраны?
А может, доктор спирт хранил в подвале?
А может быть, строчил статьи в журнале
О пропускной способности печей
Дотошный близорукий казначей?
Закройщик и портной? Те двое тоже
Строчили – портмоне из женской кожи…
А может, пастор, полный светлой веры?
Скорее, кто-нибудь из офицеров
Писал любимой матушке домой:
«Мол, жив-здоров. Не на передовой…» –
И посвящал стихи прелестной фрау
В деревне по соседству с Биркенау?..
…Мы правим сруб под сенью старых вишен.
Не черепицу – стелем тёс на крышу.
Ты знаешь, милый, мы отстроим сами
Доставшийся от прадедов фундамент…
*Сан-Суси – дворец и парк, резиденция прусского короля Фридриха Великого в Потсдаме, пригороде Берлина.
**Аушвиц (Освенцим) – система концлагерей, которая располагалась близ польского города Освенцим. В 1939 г. после захвата Польши Германией город был переименован в Аушвиц, а с 1940 г. близ города были построены концлагеря Аушвиц I, Аушвиц II (лагерь смерти Аушвиц-Биркенау), Аушвиц – III. По разным оценкам там было уничтожено от 1,2 до 4 млн. человек.
Ещё почитать стихи Екатерины Давыдовой-Бабочкиной можно на её странице: http://stihi.ru/avtor/ttrfnthbyf1.
Свидетельство о публикации №125102003709
