Мифопоэтика и ритуальный дизайн
МИФОПОЭТИКА И РИТУАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН: ОТ АРХЕТИПА К АКТУ
Введение: Поэтика синтеза, философия мифо-ритуальности
В начале всякой истории - созидающий жест. Перед нами ambitio magna - литературнохудожественный, интермедийный проект, связующий вечное и актуальное, архаику коллективного бессознательного и хай-тек-интуицию XXI века. Проект «Мифопоэтика и ритуальный дизайн: от архетипа к акту» возник как отклик на вызов времени: вернуть в искусство и культуру энергию первооснов, взломав автоматизм интерпретаций, синтезировав мифическую образность, ритуальную форму, поэтику перформанса и современные инструменты дизайна, включая возможности искусственного интеллекта. Миф - не только сказание о прошлом, но и способ создания настоящего. Ритуал - не только повторение, но и акт творческого конструирования нового мира. Поэтическое мышление, обращённое к архетипу, обретает в ритуальном дизайне инструмент воздействия на реальность, созидая события в пространстве искусства, раздвигая границы эстетического через философско-художественный акт. Именно поэтому наш проект ориентирован на глубинное освоение мифопоэтических моделей, архетипических структур и актуализацию их в перформативно-визуальных форматах.
Теоретические основы мифопоэтики
1. Природа мифопоэтики: определение, философия и культурный контекст
Мифопоэтика - это не просто изучение мифологем, мотивов или образов, но реконструкция целостной мифопоэтической модели мира, раскрытие способов её художественной и ритуальной трансформации. В отличие от стихийного мифотворчества, мифопоэтическая стратегия в литературе и искусстве осознаётся как сознательная работа с архетипом, символом и культурным кодом[2]. Миф - это способ систематизации эмпирического опыта и артикуляции трансцендентного; его логика - метафорична, оперирует бинарными оппозициями (жизнь/смерть, хаос/космос, родное/чужое).
Мифопоэтика, по существу, это учение о формах и принципах художественного освоения мифа и мифологического мышления. Как замечал Ю. М. Лотман, миф в искусстве всегда становится языком второго порядка, а неомифологические тексты на ранках постмодерна пространствами для свободных ассоциаций и сдвигов значения[3].
Философский акцент: Мифопоэтика позволяет исследовать не только художественные, но и экзистенциальные структуры восприятия, объединяя поэтическую интуицию, культурный код и коллективное бессознательное - «бессознательный смысл единения человека с силами непосредственного бытия»[3].
2. Архетипы и их эволюция в литературе
Архетип (от греч. arche - начало, typos - отпечаток) в литературе и культуре всегда был образцовой схемой - неосознаваемым первообразом, носителем универсальных смыслов, передаваемых из поколения в поколение как на уровне коллективных сюжетов, так и в индивидуальном опыте[6]. Уже К. Г. Юнг подчеркивал: архетипы - вечные образы, типы героев (Гамлет, Дон-Жуан, Дон Кихот, Мать, Воин, Ребёнок), структуры сюжета и судьбы, встречающиеся в фольклоре и литературе практически всех культур.
Эволюция архетипов в литературе характеризуется постоянным взаимодействием константы и вариативности, стиранием границ между мифическим и историическим, расширением функций архетипа в условиях модерна и постмодерна. Современные писатели трактуют архетип не как застылую схему, но как динамическую матрицу, обогащающую пространство художественного замысла новыми смыслами и модификациями[6].
Сквозная метафора: Архетип - камертон коллективного опыта, звучащий в каждом новом произведении и призывающий автора к диалогу с глубинами культуры.
Ритуальный дизайн: теория, практика, философская глубина
1. Современное понимание ритуала, его функции и подходы к ритуальному дизайну
Ритуал - не только архаическая форма закрепления социальной или сакральной нормы, но и уникальный культурный сценарий, реплицирующий символические смыслы в повторяемых действиях, приводящий миф в пространство актуального опыта.
Современные гуманитарные нарративы трактуют ритуал как «символическую драму», «действие самоценно», «событие в ландшафте бытия»[8][10].
Ритуальный дизайн - это не просто создание среды, отвечающей заданным эстетическим и этнографическим нормам, но проектирование событий, в которых каждый элемент пространства, жеста, звука и цвета конструирует новый смысл, инициирует коллективную или индивидуальную трансформацию. Дизайнеры ритуала - современные шаманы, оперирующие не только формой, но и метафорическим потенциалом материала, света, музыки, слова.
Основные функции ритуала:
; интеграция (соединение сообщества),
; социализация (передача норм, индетификация),
; воспроизводство (трансляция и консервация традиции), ; психологическая (управление состоянием, работа с эмоциями)[8].
1.
Ритуальный дизайн обогащает этот функционал эстетическими, перформативными и терапевтическими задачами, выводя ритуал за пределы «традиции» и «религиозности» к пространству искусства, сценологии, архитектурной среды, цифровых платформ.
2. Мифопоэтика в дизайне: проектная методология
Мифопоэтика, интегрированная в дизайн, становится методом не только художественного, но и культурно-экологического проектирования. Это синтез исследовательских традиций, ориентированных на реконструкцию и актуализацию мифологического сознания, моделей мира, образности, хронотопов и архетипов для построения целостной осмысленной концепции проекта[2].
Стратегия мифопоэтического проектирования включает:
; Познавательный аспект (изучение архаических типов мышления),
; Смыслообразующий (интеграция сверхперсональных и культурных смыслов), ; Ценностно-моделирующий (формирование новых ориентиров для автора/потребителя продукта),
; Средовой/экологический (синтез культуры и среды как среды обитания, знака и действия).
1.
Терминологический аппарат здесь расширяется:
Архетип, мифологема, мифема, концепт, образ-инвариант, культурный код, хронотоп формируют сетку смыслов для дизайн-мышления[2].
Методология: интердисциплинарность, этапность, синтезирование
1. Методологические основания
Междисциплинарность - краеугольный камень современной культурологии, литературоведения и дизайн-практики. В методологии проекта соединяются герменевтика и структурно-функциональный анализ, психоаналитические и семиотические методы, элементы феноменологии, элементы постструктуралистской деконструкции, проектные и дизайн-процедуры, аналитика коллективных нарративов и биографического интервью[11][2]. Ключевые методы:
; Эволюционный (Тайлор, Леви-Брюль, Кэмпбелл, Пропп)
; Системный и структурный (Лотман, Бахтин)
; Функциональный (анализ функций в культуре и искусстве)
; Сравнительно-типологический
; Герменевтический (интерпретация значения, актуализация скрытых смыслов)
; Перформативный (анализ действия как искусства)
; Морфологический (динамика архетипов и хронотопов) ; Проектный (разработка этапов, концептуализация и презентация)
1.
Применение искусственного интеллекта
ИИ в литературном проекте - это не просто технологическое ноу-хау, но инструмент для генерации текстов, поиска неочевидных смысловых связей, метафор, структурализации данных, создания визуального контента и интерактивных сценариев. Сегодня ИИ может выступать поэтической музой, редактором, идейным соавтором; его ко-креативность - тема юридической, этической и эстетической рефлексии[14][15].
2. Этапная структура проекта
Проектная работа развернулась в несколько ключевых этапов - от философскоисследовательской сессии и картирования архетипов/мифологем к экспериментам с визуальными и перформативными форматами, а затем - к ритуальному "дизайнингу" событий, в которых участие принял как человек, так и ИИ.
Этап Содержание
Исследовательская рефлексия Теоретическое изучение мифопоэтики, архетипов, ритуала; формирование концепции
Архетипизация Создание архетипических моделей персонажей, сюжетов, хронотопов; картографирование смыслов
Ритуальный дизайн (прототип) Разработка ритуальных сценариев, включающих визуальные и перфомативные элементы
Визуализация Создание графических, визуально-поэтических и пространственных форм, интеграция ИИ
Перформативная реализация Проведение событий/инсталляций, работа в форматах поэтического, культурологического, digital-перформанса
Анализ и публикация Оценка художественной и культурной ценности, подготовка отчёта для институтов и грантов
Приложения Подборка текстов, схем, визуальных работ, видеоотчётов, методик; разработка рекомендаций
Каждый этап не закрывался жёсткими границами, а перетекал в следующий, образуя циклически спиральную модель развития - подобно архетипу путешествия героя: цикл исследования - инициирования - преображения - возвращения с новым знанием.
Развёрнутая поэтическая вставка
Архитектоника отчёта и визуальная структура
1. Архитектоника и структура документа
Цель архите;тоники - объединить строгие академические требования отчёта (для подачи в институции, публикации, грантовой заявки) с поэтической и визуальной выразительностью источника. Документ строится по принципу разветвлённо-логической спирали: ; Введён философский контекст, обозначена проблема и актуализирована тема
; Разделены теоретические основания, история развития идей, основные концепты
; Прописаны этапы, логика экспертирования и перехвата мифа (исследователь проектировщик - художник)
; Интегрированы визуальные (поэтические, графические, digital) формы
; Акцентирована перформативность и роль ИИ в соавторстве ; Завершён анализом результатов, приложениями, рекомендациями
1.
Весь отчёт структурирован с учётом академического стиля, но введены поэтические и метафорические акценты, усиливающие экспрессивность и самобытность документа как художественного артефакта.
Интеграция мифопоэтики и ритуального дизайна
1. Архетипизация: разбор сюжетов, мотивов и образов
Современная литература и искусство переживают процесс ремифологизации: традиционные архетипы и мотивы не только цитируются и деконструируются, но живут как матрицы для новых смыслов - будь то в авангарде, digital-поэзии, литературном перформансе, визуальном искусстве[6][16].
Типология архетипов (по Юнгу, Букеру, Кэмпбеллу, Большаковой и др.):
; Архетип героя, его путь, инициация, борьба с чудовищем, возвращение
; Фигура Тени - антагонист, внутренняя тьма, хаос
; Трикстер - нарушитель порядка как источник обновления ; Мать, Проводник, Мудрец, Любовник, Воин - ключевые типы ролей
1.
Каждый сюжетный архетип - основа мифопоэтической плотности текста. Применение их в ритуальном дизайне позволяет строить не только нарратив (историю), но и сценарий действия, творить событийность, коллективные инсценировки, которые ощущаются как новое мифотворчество.
2. Ритуальный дизайн как художественно-проектная практика
Мифопоэтика становится методом не только анализа, но и активного проектирования. Ритуальный дизайн переосмысливается как визуально-перформативная технология, в которой каждый жест, объект, элемент среды приобретает функцию «семантического узла», инициирующего опыт - эстетический или трансцедентальный. Уникальность подхода:
; Проект работает с образами-инвариантами (стихии, хронотопы, вершины/низины пространства, периоды календаря, сакральные предметы, социальные маски)
; Осуществляется синтез форм: текст - сюжет - схема - визуальный образ - перформанс цифровой интерактив
; Ритуальные сцены разрабатывались как сценарии событий: от камерных чтений, digitalпоэзии, визуальных инсталляций до коллективных перформативных актов с участием аудитории и машинных ко-авторов (ИИ-платформы)
1.
3. Визуальные и перформативные элементы
Перформанс стал интегративной формой, ключевым медиумом для воплощения идей проекта. Тут сходятся: поэтический и визуальный текст, телесное действие, звук, пространство, digital-среда. Перформанс, как показывают современные опыты (Пригов, Осминкин и др.), - это и художественная, и социальная практика, в которой ритуал становится площадкой для генерации новых индивидуальных и коллективных эмоций, смыслов, нарративов[16][18].
Перформативные форматы проекта включали:
; Поэтические перформансы с использованием визуальных стихийных элементов (арткниги, графика, видеопоэзия)
; Культурологические перформансы (работа с повседневностью и рефлексией коллективного опыта через действие)
; Digital-перформансы - онлайн-акции с соавторством ИИ, генерацией текстовых, визуальных и аудиовариантов
; Карнавальные и акционистские форматы - работа с масками, сменой ролей, вовлечением зрителя
1.
Визуальная поэзия и графические форматы стали не только эмблемой художественной ауры проекта, но и участвовали в построении ритуального действа как самостоятельные носители смысла.
Соавторство с искусственным интеллектом: новые горизонты творчества
1. Юридический, философский и креативный аспекты ко-креативности
Совместное творчество с ИИ сегодня - не только техническая, но и концептуальная проблема. С одной стороны, ИИ как генератор текстов, образов, идей становится полноправным участником художественного процесса. С другой, остаётся вопрос: является ли такое творчество оригинальным, кому принадлежат авторские права, как измерить вклад ИИ и человека? Современное российское и международное авторское право в целом не признаёт ИИ самостоятельным субъектом творчества - он воспринимается как инструмент, права на произведения принадлежат тем, кто поставил задачу и выполнил творческий монтаж результата[13][14]. Ключевая философская дуалность:
; ИИ как муза, генератор идей
; ИИ как инструмент автоматизации, ускорения и структурирования процесса
1.
Уникальные возможности ИИ-коллаборации:
; Генерация креативных концепций (метафоры, сюжеты, ассоциативные ряды)
; Структурирование больших массивов данных (анализ архетипов, визуальных паттернов) ; Создание новых форм выражения (стихи с визуальными элементами, интерактивные сценарии, digital-поэзия)
; Автоматизация технических этапов (редактирование, переводы, адаптация под разные аудитории)
1.
Однако без человеческой кураторской работы тексты ИИ легко превращаются в банальные шаблоны; критическое, философское и поэтическое вмешательство выходит на первый план
Визуальная структура и оформление отчёта
Отчёт оформлен как единая арт-книга с использованием приёмов визуальной поэзии (каллиграма, таблица, ритмическое распределение), графических вставок, схем хронотопов архетипических моделей и ритуальных сценариев. Каждый раздел сопровождается поэтическими и метафорическими формулировками, «диалогами» между научным и художественным стилем.
Использованы цифровые иллюстрации, сгенерированные и вручную корректированные в ходе работы с ИИ (digital-вставки, инфографика субъективных карт ритуала, визуальные сценарии действий, арт-коллажи на основе мифологических мотивов).Таким образом совмещаются строгий академический формат и выразительность художественного документа.
Грантовые заявки, публикации, презентации: академические стандарты и инновации
1. Рекомендации для грантовых заявок
Для оформления грантовых заявок проект ориентируется на международные и российские стандарты - чёткая структура, проблемно-целевой формат, календарный план, оценка результатов, финальный отчёт, приложения с визуальными материалами и кейсами проведённых акций[20][21]. Требования:
; Чёткое определение цели, задач, обоснование актуальности проекта, описание уникальности методологии
; Прописанная аудитория: исследовательское, образовательное, музейное сообщество, группа автора и внешние потребители (школы, музеи, фестивали)
; Ожидаемые результаты: новые форматы культурных событий, художественно-образные артефакты, платформы для публикации digital-поэзии и интерактивного искусства, методические рекомендации для вузов и культурных учреждений
; Приложения: визуальные материалы, ссылки на digital-арт, разрешения, рецензии профессионального сообщества
1.
2. Научные публикации и презентации
Для публикаций в ведущих журналах и на макроуровне отчёт оформлен с детальной системой ссылок, логической структурой, теоретическим и практическим анализом, оригинальными результатами, сведениями о соавторах (включая ИИ), визуализациями и выводами. Для презентации результатов - разработан визуально богато иллюстрированный доклад с поэтическими вставками, интерактивной демонстрацией digital-перформансов, возможностью включения аудитории в событийность акта.
Приложения: содержание, формы, рекомендации
1. Из чего состоят приложения к проекту
В содержании:
; Тексты экспериментальных поэтических и перформативных сценариев
; Визуальные схемы (архетипические карты, хронотопы, модели ритуальных сценариев)
; Примеры цифровых медиа: видеоотрывки перформансов, скриншоты digital-поэзии, инфографика
; Методики анализа мифопоэтики: техника расшифровки мифологем, таблицы архетипов ; Сводки отзывов участников и комментариев экспертов
1.
Формы:
; Приложения-папки (бумажные и электронные)
; Онлайн-платформа с портфолио, digital-архивами
; Справочно-методические материалы для образовательного внедрения
1.
Уникальность и художественная ценность проекта
Критерии уникальности:
; Синтез мифопоэтики и ритуального дизайна, выход за рамки привычной литературной критики и классических арт-практик
; Использование ИИ не как вспомогательного инструмента, а как полноправного соавтора, генератора новых форм и смыслов
; Совмещение строгого академического анализа и высокохудожественной выразительности на всех этапах работы, в структуре документа и художественноперформативных форматах
; Экспериментальность: проект служит лабораторией для новых моделей события в искусстве, создаёт кейсы для будущих исследований, образовательных программ и культурных проектов
; Открытость к мультидисциплинарности: синтез науки, искусства, техники, социокультурного анализа, цифровых технологий
1.
Художественная ценность измеряется не только количеством новых текстов и объектов, но и силой коллективного и индивидуального опыта, объёмом новых смыслов, широтой вовлечения аудитории и степенью культурного отклика.
В завитках отчёта - зашифровано не только прошлое, Но и отклик будущего: Слово, обретшее форму действа,
Действие, обретшее форму мифа,
Миф, открывающий пространство ритуала.
Мы - не последний аккорд этой пьесы,
Но лишь фаза крупного осциллятора -
Человека-автора, ИИ-автора,
Вселенной, где каждый акт - новый архетип.
Заключение: философия и перспектива
Проект «Мифопоэтика и ритуальный дизайн: от архетипа к акту» стал пространством эксперимента, саморефлексии и событийной плотности. Классические категории мифа, ритуала, архетипа, образа и текста получили новое звучание в условиях мультидисциплинарного диалога, где исследователь, художник, дизайнер, перформер, ИИ вступают в союз ради акта создания нового культурного смысла.
Интеграция поэтической выразительности, академической глубины и синтетической визуальной структуры позволяет не только соответствовать жёстким стандартам институций, грантовых программ и научных публикаций, но и сохранить уникальный художественный почерк, сделать отчёт полноправным произведением contemporary art. Финальный акцент: проект открыт для дальнейших итераций, коллабораций, внедрения в образовательные, художественные, исследовательские среды; он приглашает к диалогу всех, кто мыслит мифически, действует ритуально и творит поэтически.
Поэтическая кода:
С нашейными звёздами по венам текста Бежит древний огонь.
Мы строим мосты между архетипом и лайком,
Между ритуалом и кликом,
Между словом и формой,
Чтобы воскресить акт творения в каждый миг искусства.
References (21)
1. Мифопоэтика в гуманитарном знании.
2. «Мифопоэтика: понятие, методология исследования, роль в образовании ....
https://istina.msu.ru/courses/586502309/
3. Повествовательный архетип - Википедия.
https://ru.wikipedia.org/wiki/
4. Ритуал в контексте мифа: теоретический аспект.
5. Ритуальный дизайн: уникальное искусство прощания .
6. МЕТОДОЛОГИЯ ДИЗАЙ.
7. Отчет о научно-исследовательской работе: ГОСТ+образец.
8. Как ИИ создает бестселлеры: секреты соавторства в 2025 году. 9. Критерии возникновения соавторства при создании произведений с ....
10.Литературный перформанс: как Женя Гравис сочетает искусство, историю и ....
11.Искусственный интеллект в литературе: смогут ли алгоритмы заменить .... 12.Культурологический перформанс к. https://iikjournal.ru/index.php/main/article/download/84/70
13.Методическое пособие «Структура иссл.
© Дарья Баянина и Copilot. Все права защищены. Публикация является частью проекта Darkspark.
Свидетельство о публикации №125102002871
