Ночь Пасхального седера пьяного носильщика
Когда закончил Бешт пасхальный седер, и наступил рассвет(утренняя заря) он услышал "Бат Коль" Глас Божий, который сказал -
"Исраэль, не возгордись своим седером, ибо Пасхальный седер носильщика Хаима, проживающего на одном захолустном переулке в Мейжбуже, сделал на небесах впечатление "рошем" более великое, чем твой....
Тут же вышел Бешт вместе с учениками прямо к дому носильщика Хаима, и когда они вошли в его дом, то увидели Хаима носильщика наполовину пьяным и наполовину спящим.
Бешт подождал пока носильщик протрезвеет от вина (досл. пьянства) и [отойдет] от глубокого сна, и спросил его:
"Хаим, расскажи-ка мне пожалуйста, как ты устроил (провёл) Пасхальный седер".
Взглянул Хаим носильщик на Бешта, в то время, когда все тело его дрожало, и горько плача он ответил:
"Прости меня, Рабейну а-кадош( наш святой Учитель), что я не провел седер по законам иудаизма(досл. как положено Моше и Израилю). Тридцать дней перед праздником Песах я тяжело работал, и после того, как я прошлой ночью(в канун Песаха)закончил утром мою тяжкую работу, я выпил немного обжигающего вина больше, чем полагается(сверх меры). Сказал я в своё сердце: во все дни Песаха запрещено пить обжигающее вино(яйн сараф), и что с того, если я позволю себе провести день, в эрев хаг, в канун праздника, и немного выпить. И затем я выпил один стакан, затем второй и ещё, и когда подошло полуденное время, меня сморил сон, и я настолько погрузился в дремоту, что только после выхода звёзд, моя супруга разбудила меня и сказала мне:
Хаим, ты ведь йегуди (еврей)?
Уже подошло время Пасхального седера!....
А я, человек(иш) простой, ответил ей сквозь сон:
Жена моя, я простой еврей, абсолютно невежественный, и нет у меня ничего, кроме того, что я получил от моего отца, и от отца моего отца, и я знаю, что авот авотейну, отцы отцов наших, много поколений и лет назад были среди цыган и терпели там множество бед.
Они возопили, и там на небесах (бе шамаим) есть у нас милосердный Отец (ав а рахаман), который [всё]слышит, и Он услышал их вопли, и вывел их оттуда, а цыган и злодеев убил.
А сейчас горько и плохо нам среди гоим других народов, и мы кричим и зовём Нашего Отца, который на небесах, чтобы спас нас, и Он конечно услышит голос нашего вопля, и спасёт нас также и сейчас..."
И закончил носильщик Хаим свою речь:
"Я видел перед собой мацу, вино, и несколько видов блюд, которые я не пробовал все дни в этом году. Я поел, выпил, и заснул снова на моей кровати"....
Услышал Бааль Шем Тов слова носильщика, которые были сказаны просто и искренне, и обратился к своим ученикам, и сказал:
"Действительно, такой седер может произвести впечатление("рошем") наверху, более, чем мой седер"...
(перевод с иврита Четвертакова Романа)
(с) 2025
Свидетельство о публикации №125101908844