***

-ты куда
с гитарою
гавайскою

-да
на Луганщину
с Хованщиной

Величавый масштаб неоконченной оперы Мусоргского первым из композиторов распознал Римский-Корсаков, который оркестровал сочинение и дописал финальную сцену (долгое время «Хованщина» существовала именно в редакции Римского-Корсакова).
Опера "Хованщина" рассказывает о борьбе за власть в России после стрелецкого бунта 1682 года между сторонниками старого порядка во главе с князем Иваном Хованским и приверженцами нового времени, представленными князем Голицыным и царевной Софьей. На этом фоне разворачивается история религиозного противостояния, где старообрядцы во главе с Досифеем пытаются сохранить свою веру, а Марфа и Андрей Хованский идут навстречу трагической гибели.
Действующие лица: Князь Иван Хованский: Начальник стрельцов, сторонник старины и старых порядков. Князь Голицын: Фаворит царевны Софьи, олицетворяющий европейски настроенную часть боярства, стремящуюся к власти и новым порядкам.
Царевна Софья: Фактическая правительница России в тот период, пытающаяся сохранить власть в своих руках. Досифей: Духовный лидер старообрядцев, стремящийся сохранить веру перед лицом перемен. Марфа: Обетная раскольница, возлюбленная Андрея Хованского. Андрей Хованский: Сын Ивана Хованского, чья судьба тесно переплетается с Марфой.
Сюжет: После стрелецкого бунта в Москве устанавливается краткосрочное всевластие князя Ивана Хованского. Хованский, стремясь вернуть прежние порядки и посадить на престол своего сына, вступает в конфликт с князем Голицыным и пытается заручиться поддержкой старообрядцев. Однако его планы рушатся: князь Хованский убит по доносу Шакловитого, Голицын сослан, а стрельцы помилованы по указу Петра.
В финале оперы старообрядцы во главе с Досифеем решают принять мученическую смерть в огне, и в костре сгорают Марфа и Андрей, символизируя гибель старого мира.  "Хованщина"-это народная музыкальная драма, которая рисует мрачную панораму России конца XVII века, показывая жесткую борьбу за власть, интриги и столкновение старого и нового порядков.


Рецензии