Дети. Финальный вариант 2 Самый крутой

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РОМАН-ТРИЛОГИЯ "КРАСНАЯ НИТЬ. СВЯЗЬ"
Полная детализированная версия

ЧАСТЬ I: "СКОЛОТЫ: ЗОВ КРОВИ"
Хронометраж: 65 минут

КАРТИНА 1: "ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ РАСКОПОК"
Время: конец августа, 17:30
Место: археологический лагерь у Царского кургана, Хакасия

[СЦЕНА 1.1: АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЛАГЕРЬ. ЗАКАТ]

СЦЕНОГРАФИЯ:

3 палатки: две жилые, одна - полевая лаборатория

Центральный кострище с тлеющими углями

Рабочий стол под брезентовым навесом: микроскоп, лупы, коробки с находками, полевые дневники

На заднем плане - 15-метровый курган, поросший степной травой

Небо - от оранжевого у горизонта до глубокого синего в зените

СВЕТ: Тёплый закатный, длинные тени. Факелы по периметру начинают зажигать.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

ВЕЛИМИР (65 лет) - в практичных полевых штанах, рубашке с закатанными рукавами

МАКСИМ (30 лет) - в поношенной куртке, стоит на вершине кургана

ДЕЙСТВИЕ:
Велимир склонился над столом, через лупу изучает фрагмент керамики. Его пальцы, покрытые мелкими шрамами, аккуратно переворачивают черепок. Максим неподвижен на вершине кургана, ветер треплет его волосы.

№1. ДУЭТ-ДИСПУТ: "ЗЕМЛЯ И НЕБО"
(Музыка: начинается с одинокой акустической гитары, к которой присоединяется варган и шаманский бубен. Темп медленный, медитативный)

ВЕЛИМИР (не поднимая головы от дневника, голос сухой, но не без доброты):
Опять стоишь, как столп, на ветру.
Ищешь в дали то, что под ногами, Максим.
Вот стратиграфия – суровая летопись века.
(поднимает голову, смотрит на Максима)
А твои грёзы – лишь пыль на ветру человека.

МАКСИМ (оборачивается медленно, глаза горят внутренним огнём):
Учитель, я не пыль ищу в глазах – а взгляд!
Тот, что сквозь время смотрит, как сквозь хрусталь.
Здесь не кости лежат – здесь спит могучая стать,
И я должен её разбудить! Не могу молчать!

ВЕЛИМИР (закрывает дневник с глухим стуком, смотрит на него пристально):
Будить мёртвых – опасное ремесло.
Они могут явиться не в том обличье, друг.
Ищи ответы здесь – в черепке, в наконечнике стрелы.
А не в туманах своего воспалённого духа.

[СЦЕНА 1.2: ПОГРЕБАЛЬНАЯ КАМЕРА]

СЦЕНОГРАФИЯ: Максим спускается в раскоп глубиной 3 метра. Стены укреплены деревянными подпорками. На дне - каменная плита с высеченными солярными знаками.

СВЕТ: Последний луч заходящего солнца падает точно на центр плиты.

ДЕЙСТВИЕ:
Максим проводит рукой по камню. Его пальцы находят почти незаметную щель. Он поддевает её ножом - плита сдвигается. В нише - маленький кожаный мешочек. Внутри - золотая подвеска-олень в "зверином стиле", около 4 см в длину.

ЗВУК: Скрип камня, затем тишина.

Максим берёт подвеску. Острый край (коготь оленя) впивается в указательный палец. Капля крови падает на золото.

ВИЗУАЛ: Крупный план - золотой олень на секунду "оживает": глаза вспыхивают алым светом, ноги подрагивают.

ЗВУК: Тихое ржание коня, звон колокольчика, затем оглушительный диссонансный аккорд всего оркестра. Ветер с рёвом задувает факелы.

Максим, сжимая подвеску, медленно оседает на пол погребальной камеры.

[СЦЕНА 1.3: РЕЧИТАТИВ ВЕЛИМИРА]

СВЕТ: Только одинокая лампа на столе Велимира.

ДЕЙСТВИЕ:
Велимир подходит к краю раскопа, смотрит вниз на бесчувственного Максима.

РЕЧИТАТИВ (Музыка: тревожный гул контрабаса, редкие удары литавр)

ВЕЛИМИР (тихо, почти шёпотом, но каждое слово отчётливо):
Слишком много неба в этом мальчике...
Слишком много ветра в его крови...
Он ищет не факты - он ищет лики,
А в наших краях лики эти опасны...
Могут явиться не в том обличье...
Не в том... не в том обличье...

СВЕТ: Медленное затемнение до полной темноты.

КАРТИНА 2: "ВИДЕНИЕ СТЕПИ"
Время: та же ночь
Место: сон/транс Максима

[СЦЕНА 2.1: ПРОБУЖДЕНИЕ В ПРОШЛОМ]

СЦЕНОГРАФИЯ: Та же степь, но другая эпоха. Курган целый, нераскопанный. Ночь, невероятно яркие звёзды.

СВЕТ: Лунный, призрачный. Лучи прожекторов выхватывают фигуры из темноты.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

ХОР ПРЕДКОВ (12 человек) - в стилизованных скифских костюмах из кожи и меха

ВОИН (двойник Максима) - с татуировками на лице и руках

ЖРИЦА (прообраз Алёны) - в белых одеждах, с серебряными подвесками в волосах

ДЕЙСТВИЕ:
Хор предков появляется из темноты, их движения - ритуальный танец-битва. Воин и Жрица в центре.

№2. ЭПИЧЕСКИЙ ХОР: "НАСЛЕДИЕ СТЕПЕЙ"
(Музыка: звенящий варган перерастает в мощный, скачущий ритм барабанов. Вступает тяжёлый, мелодичный гитарный рифф. Подключается полный симфонический оркестр)

ХОР ПРЕДКОВ (поёт мощно, как набат):
Где равнины бескрайни, где солнца восход
Степь хранит её древний, суровый народ!
Массагеты и саки — в чужих языках
Отголоски хранятся их грозных атак!
А зовёмся мы сколоты, предков завет
Бережём словно пламя, которому нет...
Ни конца, ни предела в сердцах сыновей
Наследивших отвагу от древних корней!

[Припев] (Музыка взмывает, хор поёт в унисон, почти крича):
Как соколы в небе, на быстрых конях!
Мы мчимся сквозь время, сквозь пепел и прах!
Наш род от Папая, в груди его жар —
Свобода и воля, и честный удар!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы!
С раскосыми очами, полными тьмы и огня!

[СЦЕНА 2.2: ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ВРЕМЯ]

ДЕЙСТВИЕ:
Взгляды Воина и Жрицы встречаются. Мгновение вечности. Затем Жрица медленно поворачивает голову и смотрит прямо в зал - на спящего Максима.

ВИЗУАЛ: Лицо Жрицы накладывается на лицо спящего Максима - они поразительно похожи.

ШЕПОТ ЖРИЦЫ (Музыка: только тихий женский вокал, эхо)

ЖРИЦА (её губы не двигаются, но голос звучит ясно):
Проснись, брат мой... Кровь наша едина...
Ты носишь наш знак... Неси его с честью...
Она ждёт тебя... Сквозь толщу столетий...
Найди её... Или умри в поисках...

ВИЗУАЛ: Ослепительная вспышка белого света. Всё растворяется.

КАРТИНА 3: "ПРОБУЖДЕНИЕ ВОЛХВА"
Время: рассвет следующего дня
Место: палатка Максима

[СЦЕНА 3.1: УТРО В ПАЛАТКЕ]

СЦЕНОГРАФИЯ: Простая армейская палатка. Раскладушка, походный столик, эскизы на стенах.

СВЕТ: Утренний, проникает сквозь ткань палатки.

ДЕЙСТВИЕ:
Максим лежит на раскладушке. Его пальцы сжимают золотую подвеску. Он медленно открывает глаза. Взгляд ясный, преображённый.

Входит ВЕЛИМИР с двумя жестяными кружками дымящегося чая.

№3. АРИЯ ВЕЛИМИРА: "РЕЧЬ О КАМНЕ"
(Музыка: суровая, акустическая. Звучат гусли, низкий деревянный духовой инструмент (зурна), ритм отбивается по дереву. Напоминает старинную духовную песнь)

ВЕЛИМИР (ставит чай на столик, садится на табурет, его голос глубок и проникновенен):
Ты кровью своей отметил его, мальчик.
Теперь ты в долгу. Не денежном – вечном.
Они придут. Твои тени из прошлого.
Одни – с советом. Другие – с болью острожной.

Ты думал, предки – это кости да пыль?
Нет. Это ветер. Это зов. Это боль.
Она живёт в тебе. В изгибе твоей руки.
В том, как ты смотришь на мир с тоской и скукой.

[Припев] (Музыка чуть нарастает, становится пронзительной):
Будь твёрже кремня, что в руке зажал.
Яснее родника, что в степи бежит.
Иди за зовом, но разумом рули,
Чтоб ветер прошлого тебя в пропасть не сринул с кручи.
Иначе сгинешь... как многие до тебя...

ДЕЙСТВИЕ:
Велимир встаёт, выходит из палатки. Максим медленно поднимается. Он смотрит на подвеску в своей руке, затем надевает её себе на шею.

Он выходит из палатки навстречу восходящему солнцу.

[СЦЕНА 3.2: ВОССОЕДИНЕНИЕ С ЗЕМЛЁЙ]

СЦЕНОГРАФИЯ: Лагерь в утреннем свете. Курган окрашен в золотые и розовые тона.

СВЕТ: Первые лучи солнца.

ДЕЙСТВИЕ:
Максим поднимается на вершину кургана. Поворачивается лицом к восходящему солнцу. Поднимает руку с подвеской.

МАКСИМ (шёпотом, но так, что слышно в зале):
Я дома.

ВИЗУАЛ: Его силуэт на фоне багрового неба. Золотой олень на его груди вспыхивает в лучах солнца.

СВЕТ: Медленное затемнение. Последним гаснет свет на золотом олене.

ЧАСТЬ I: "СКОЛОТЫ: ЗОВ КРОВИ" (продолжение)
КАРТИНА 4: "ВОЗВРАЩЕНИЕ В ГОРОД"
Время: 3 года спустя, ноябрь, 22:00
Место: лофт-мастерская Максима в Красноярске

[СЦЕНА 4.1: ПРОКЛЯТИЕ ПУСТОТЫ]

СЦЕНОГРАФИЯ:

Пространство 8;12 метров в бывшем промышленном здании

Грубые кирпичные стены, заляпанные краской всех цветов

14 мольбертов разного размера, 7 из них с незаконченными работами

Центральный холст 2;3 метра - портрет Жрицы, глаза не прописаны

На полу: стопки книг по археологии, этнографии, философии

На столе: 37 эскизов одного и того же женского лица с разными эмоциями

СВЕТ: Единственная лампа с зелёным абажуром над рабочим столом. Лунный свет из панорамного окна 4;2 метра.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

МАКСИМ (33 года) - в замызганных джинсах и футболке, покрытой пятнами масляной краски

ДЕЙСТВИЕ:
Максим стоит спиной к зрителю перед центральным холстом. В правой руке - кисть №8, в левой - палитра. Его рука дрожит. Он пытается прописать глаза - мазок получается неуверенным.

№4. АРИЯ-ИСПОВЕДЬ: "МЫ ВЕЧНЫЕ ЖИЗНИ СТРАННИКИ"
(Музыка: начинается с давящего синтезаторного драйва и одинокой бас-гитары. Ритм - как стук колёс поезда в метро. Звучит в стиле прогрессив-рока)

МАКСИМ (не поворачиваясь, поёт глухим, уставшим баритоном):
В океане тишины, где снега одиночества...
Покрывают берега нашей памяти следы...
(Оборачивается. Его лицо красиво, но измождено. Смотрит на свои руки в краске)
Словно древняя загадка без ответа...
Одиночество хранит свои тайны от меня...

(Музыка нарастает, подключаются ударные, гитара играет пронзительное, меланхоличное соло)

МАКСИМ (голос срывается на горький, почти яростный крик, он обращается к портрету):
Вот и я который год...
Загадываю на звёзды...
Жить с тобой, моя родная...
Но ты – призрак! Идеал, что не даётся в руки!
Ты – ещё один немой лик, что смотрит с холста сурово!

ДЕЙСТВИЕ:
В ярости он швыряет кисть в холст. Краска стекает по лицу Жрицы, искажая черты. Он в изнеможении падает в кожаное кресло 1950-х годов.

СВЕТ: Меркнет, остаётся только свет от луны.

КАРТИНА 5: "СУДЬБОНОСНАЯ ВСТРЕЧА"
Время: следующий день, 19:30
Место: галерея "MARTA-G", центр города

[СЦЕНА 5.1: ВЕРНИСАЖ]

СЦЕНОГРАФИЯ:

Белые стены, стеклянные витрины, полированный бетонный пол

23 картины Максима в хромированных рамах

Центр зала - тот самый незаконченный портрет под отдельным софитом

Бар с шампанским, официанты с канапе

85 гостей в вечерних нарядах

СВЕТ: Точечные софиты на картинах, приглушённый общий свет.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

МАРТА (38 лет) - в чёрном костюме от Alexander McQueen

МАКСИМ - в чёрном пиджаке поверх футболки с принтом скифского оленя

АЛЁНА (31 год) - в тёмно-синем платье от российского дизайнера

ДЕЙСТВИЕ:
Марта стоит на небольшом подиуме, держит бокал с шампанским. Максим у стены, механически улыбается гостям.

№5. АРИЯ МАРТЫ: "ФОРМУЛА УСПЕХА"
(Музыка: стильный, холодный джаз-фанк с синтезаторами. Ритм сексуальный, но агрессивный)

МАРТА (обращаясь к гостям, но её взгляд постоянно скользит по Максиму):
Дамы и господа! Взгляните – дикарь и пророк!
Он явил нам лик тех, кого истёр в порошок
Век наш, прагматичный, забывший свои корни.
Его дикость – наш новый шик. Его боль – наш узор.

[Припев] (подходит к Максиму, её голос становится томным, но в нём слышится сталь):
Забудь свои сны, мой степной аристократ.
Ты – бренд. Ты – тренд. Ты – мой ходкий товар.
Я сделаю тебя богом арт-рынка,
Будь моим. И забудь свой немодный угар.

[СЦЕНА 5.2: УЗНАВАНИЕ]

ДЕЙСТВИЕ:
Максим отводит взгляд от Марты. Его взгляд падает на АЛЁНУ, которая стоит у центрального портрета. В её руках бокал с вином, который она не пьёт. Её поза выдаёт усталость.

ВИЗУАЛ: Крупный план - глаза Алёны и глаза на портрете идентичны.

№6. АРИЯ-ВИДЕНИЕ: "Я УЗНАЮ ТЕБЯ ПО ГЛАЗАМ"
(Музыка: Резкая смена. Только эфирное, реверберирующее пианино, арфа и далёкий, как эхо, женский хор. Воздушно и невесомо)

АЛЁНА (поёт тихо, почти про себя, не отрывая взгляда от картины, но её голос чист и ясен):
Я узна;ю тебя по глазам...
Словно звёзды, что светят во тьме...
Ты являешься ко мне по ночам...
И теряюсь я в этом огне...

[Припев] (Её голос наполняется тоской и надеждой):
Сквозь толпу и года я искала...
Этот взгляд, что покоя не даёт...
В заснеженных горах Алтая...
Среди степей, где Дунай течёт...
Но образ твой неуловимый...
Всё ускользал, как мираж в пустыне...

ДЕЙСТВИЕ:
Максим, не apologizing, пробивается сквозь толпу. Он подходит к ней. Их взгляды встречаются.

МАКСИМ (подходя к ней, тихо, перебивая финал её арии):
...Я нашёл Тебя.

СВЕТ: Сужается только на них. Звук толпы замирает.

ВИЗУАЛ: Их лица крупно. В глазах Максима - потрясение узнавания. В глазах Алёны - смесь страха и надежды.

СВЕТ: Медленное затемнение.

ЧАСТЬ II: "ВЕЧНЫЕ СТРАННИКИ: ИСКУШЕНИЕ МИРАЖЕЙ"
Хронометраж: 70 минут

КАРТИНА 1: "ПЕРВЫЕ НЕДЕЛИ"
Время: 2 месяца спустя, январь, 14:00
Место: кафе "SOHO" рядом с галереей

[СЦЕНА 1.1: ДЕВИЧЬИ ИСПОВЕДИ]

СЦЕНОГРАФИЯ:

Стеклянное кафе в стиле лофт, панорамные окна с видом на Енисей

Столик у окна: мраморная столешница, кожаные кресла

На столе: две чашки латте, ноутбук MacBook, каталог выставки

За окном: снег, люди в зимней одежде

СВЕТ: Холодный зимний свет через окна, точечная подсветка столов

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

АЛЁНА - в элегантном кашемировом свитере, волосы убраны в строгий пучок

СОФЬЯ - в ярком платье с этническим принтом, множество серебряных браслетов

ДЕЙСТВИЕ:
Софья активно жестикулирует, Алёна смотрит в окно, крутит чашку.

№7. ДУЭТ-СОВЕТ: "ФИАЛКИ ЖИЗНИ"
(Музыка: лёгкая поп-композиция с ироничными джазовыми акцентами, фортепиано, контрабас)

СОФЬЯ (смеётся, но взгляд внимательный):
Ну что, как твой одержимый гений?
Опять в мастерской пропадает ночами?
Рисует тебя то скифской царицей, то феей,
А в реальной жизни молчит словами?

АЛЁНА (вздыхает, продолжает смотреть в окно):
Он... сложный. Иногда уходит в себя так глубоко,
Что я будто становлюсь невидимкой.
Но когда возвращается... божественно!
Весь мир наполняется светом и музыкой!

СОФЬЯ (становится серьёзной, наклоняется ближе):
Слушай, дорогая... Ты – фиалки жизни цветок,
Настоящая, редкая женщина!
Не забывай о себе среди его облаков,
Ты заслуживаешь и ласки, и хлеба обычного!

[Припев вместе] (Музыка становится более эмоциональной):
АЛЁНА: Но как уйти, когда души сплелись?
СОФЬЯ: Научи его быть земным, прошу!
ВМЕСТЕ: Любовь – это сад, где должны цвести
И нежные розы, и простая полынь!

[СЦЕНА 1.2: ПЕРВОЕ СВИДАНИЕ НА КРЫШЕ]
Время: та же неделя, 23:00
Место: крыша лофта Максима

СЦЕНОГРАФИЯ:

Плоская крыша, ограждение из ржавого металла

Разложены матрасы и подушки, пледы

Букет полевых цветов в вазе (несмотря на зиму)

Вид на ночной Красноярск, огни города, звёздное небо

СВЕТ: Гирлянды, свечи в стеклянных колбах, лунный свет

ДЕЙСТВИЕ:
Максим и Алёна сидят на пледах, пьют красное вино. Между ними - лёгкое напряжение.

№8. ДУЭТ: "ДВЕ ПОЛОВИНКИ"
(Музыка: акустическая гитара, виолончель, тихий вокал)

АЛЁНА (смотрит на огни города, обнимает колени):
Мы с тобой такие разные...
Как инь и ян, как огонь и лёд...
Но друг без друга... Нам нельзя...
Это странно... и невозможно объяснить...

МАКСИМ (смотрит на неё, а не на город):
Хочу говорить с тобой... обо всём на свете...
Как с собой говорил... сотни раз в тишине...
Ты знаешь... Когда я с тобой...
Пропадает эта вечная тоска странника...

АЛЁНА (поворачивается к нему, глаза влажные):
А когда ты исчезаешь в своих мирах...
Мне кажется, я теряю часть себя...
Мы ведь половинки... Без тебя я... не целая...

ДЕЙСТВИЕ:
Они медленно сближаются. Первый поцелуй.

ВИЗУАЛ: На заднем плане - падающая звезда. Золотой олень на груди Максима слабо светится.

СВЕТ: Медленное затемнение.

КАРТИНА 2: "НАРАСТАЮЩЕЕ НАПРЯЖЕНИЕ"
Время: ещё месяц спустя, февраль, 21:00

[СЦЕНА 2.1: РАЗДЕЛЁННАЯ СЦЕНА]

СЛЕВА: Мастерская Максима

Незаконченные холсты повсюду

Максим пытается рисовать Алёну, но получается "фотографично"

Он в ярости швыряет палитру

СПРАВА: Гостиная Алёны

Уютная комната с книгами по искусству

Алёна сидит на подоконнике, смотрит на дождь

Чашка чая остыла на столе

№9. ДУЭТ В РАЗЛУКЕ: "КРАСНАЯ ЛИНИЯ"
(Музыка: две независимые звуковые дорожки)

АЛЁНА (у окна):
Иногда так сложно признаться...
Что без тебя не могу я жить...
Каждым утром с тобой просыпаться...
И улыбкой день свой озарить...

МАКСИМ (в мастерской):
Не хочу, чтоб ты думала, родная...
Что меня не было с тобой...
Что нас не было, что это лишь сон...
Лишь Морфея сладкий покой...

(Музыка находит хрупкое единство, дорожки сливаются в гармоничный припев)

ВМЕСТЕ:
Ты нужна; мне как во;здух и свет...
Как вода; и земля; под нога;ми...
Ты нужна; как луна; в темноте;...
Как звезда;, что ведёт за мечта;ми...

(После припева их партии снова резко расходятся)

МАКСИМ (страстно, почти отчаянно):
В радости и в горе, в счастье и беде...
На родной земле и в дальних странах...
Даже если это не случится никогда...
Ты должна знать — ты желанна!

АЛЁНА (с горькой проницательностью):
Родственную душу раз встречают...
Это чудо не придёт вновь...
Сердце мне велит быть с тобою...
Но разум шепчет: дай ему кров...

[СЦЕНА 2.2: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОФЬИ]
Время: следующий день, 11:00
Место: офис в музее

СЦЕНОГРАФИЯ:

Кабинет с видом на город

Столы завалены каталогами, компьютерами

Софья заметила, что Алёна рассеяна

№10. АРИЯ СОФЬИ: "НЕ СТАНЬ ТЕНЬЮ"
(Музыка: ритмичный джаз с тревожными акцентами)

СОФЬЯ (серьёзно, без обычной иронии):
Слушай, я вижу - ты таешь как свеча...
Становясь тенью его одержимости...
Ты - не муза, не богиня, не призрак...
Ты - женщина! С кровью, с плотью, с сердцем!

Не позволяй ему растворить тебя в своих грёзах...
Иначе проснёшься однажды... и не узнаешь себя в зеркале...
Любовь должна делать нас сильнее, а не стирать границы...

АЛЁНА (горячо):
Но ты не понимаешь! С ним я... настоящая!
Больше, чем когда-либо была!
Он видит во мне то, что никто не видел...

СОФЬЯ (качая головой):
Вот в этом и опасность, дорогая...
Он видит не тебя... а свой идеал...
А когда поймёт разницу... будет больно обоим...

СВЕТ: Резкое затемнение.

КАРТИНА 3: "КРИЗИС"
Время: март, 03:00
Место: мастерская Максима

[СЦЕНА 3.1: БИТВА С ТЕНЯМИ]

СЦЕНОГРАФИЯ:

Мастерская в полумраке

Появляются 4 ТЕНИ-демона в чёрных трико

Их движения резки, угловаты, соблазнительны

СВЕТ: Пульсирующий, тревожный, цветные прожектора

№11. АРИЯ-КОШМАР: "МОРЕ"
(Музыка: беспокойный прогрессив-рок с резкими перепадами)

МАКСИМ (мечется по мастерской):
Опять в ночи… зовёт меня...
Сияние далёких звёзд...
Опять недолог с Тобой разговор...
И в телефонной трубке лишь гудки!
Сердце трепещет! Сердце ликует! Сердце поёт!
Но мысль тревожная, как шторм, всё сметает!

(Из теней проявляются три ключевые ТЕНИ)

№12. ДИАЛОГ С ТЕНЯМИ: "ИСКУШЕНИЕ В РИТМЕ ЛАМБАДЫ"
(Музыка меняется: томный, но нарочито искажённый ритм "Ламбады")

ТЕНЬ-ИСКУСИТЕЛЬНИЦА (танцует соблазнительно, голос сладкий и вязкий, обработанный автотюном – это голос Марты):
Зачем ждать её? Зачем тебе муки?
Ведь можно забыться в огне разлуки...
Море, солнце, жаркий пляж...
Этот миг продлится наш...

ТЕНЬ-ЦИНИК (движения резкие, насмешливые, голос колкий – это голос разума):
Она лишь сон, болезнь, бред...
Ты для неё - просто сосед!
Ни к чему бояться ночной суеты...
Ведь в мире иллюзий лишь я и ты...

ТЕНЬ-БЕЗДНА (движется медленно, голос гулкий, будто из пустоты):
Опустись... отпусти... забудь...
Твоё одиночество - вечный твой путь...
Прохладу неся... стань частью меня...
Море... остынь... без меня...

ДЕЙСТВИЕ:
Тени смыкаются вокруг Максима. Он падает на колени. Его рука бессильно опускается.

[СЦЕНА 3.2: ЯВЛЕНИЕ СЕСТЁР]

СВЕТ: Резкая перемена. Тревожные пульсации прекращаются. Сверху пробиваются три луча чистого света — золотой, голубой и алый. Тени отступают, шипя.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ВЕРА (в партии сопрано) — в одеждах цвета старого золота, держит свиток с древними письменами. Её осанка непоколебима.

НАДЕЖДА (в партии меццо-сопрано) — в струящихся одеждах цвета утреннего неба, в руках — прозрачный шар, в котором мерцает свет.

ЛЮБОВЬ (в партии колоратурного сопрано) — в платье цвета пламени и крови, но пламя это — тёплое, живое. В её руках — живой, пылающий без дыма сердечный огонь.

ДЕЙСТВИЕ:
Сёстры становятся вокруг Максима треугольником, ограждая его от Теней.
(Музыка полностью преображается. Искажённый ритм растворяется, становится величественной, почти сакральной. Орган, арфа, струнный оркестр и чистый, мощный хор. Тема из "Я узнаю тебя по глазам" звучит как гимн.)

ВЕРА (её голос твёрд, как кремень):
Я — память крови. Память отцов.
Я — знание: ты не один. Ты — звено.
Звено в цепи, что сильней любой стали.
Встань, потомок воинов! Вера тебя не предала!

НАДЕЖДА (её голос лёгок, как утренний ветер, но несёт невероятную силу):
Я — свет в твоём окне. Я — улыбка вдали.
Я — знание: за тучей всегда есть заря.
Ты слышишь её шаги? Она ждёт у двери.
Встань, путник усталый! Надежда ждёт тебя!

ЛЮБОВЬ (её голос — сама нежность и сама мощь, она поёт, обращаясь через Максима к Алёне, и её партия — это прямая цитата из "Возьми моё сердце"):
Я — нежность в её глазах. Я — тепло её рук.
Я — связь, что сильнее любой из разлук.
Возьми моё сердце! Оно же твоё!
Встань, мой возлюбленный! Я — Любовь твоя!

Музыка достигает первого катарсического пика. Сёстры поют в унисон, их голоса сливаются в ослепительную гармонию.)

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ (вместе):
Мы — три сестры. Мы — твой щит.
Ты вечен, странник, пока в тебе есть
ВЕРА, НАДЕЖДА И ПРЕЖДЕ ЛЮБОВЬ!

[СЦЕНА 3.3: ПРЕОБРАЖЕНИЕ И ПОБЕДА]

ДЕЙСТВИЕ:
Под звуки трио Максим медленно поднимается. Его глаза больше не горят лихорадочно — в них ясность и решимость. Он смотрит на Тени, и теперь они кажутся ему бледными, незначительными картонными фигурками.

МАКСИМ (с новой, титанической силой, обращаясь к Теням):
Я слышу вас. И я вас отвергаю.
Вы — прах. Вы — эхо. Вы — боль, которую я превозмог.
Моё одиночество было выбором. Теперь мой выбор — ОНА.
И голос её — мой единственный берег.

МАКСИМ (резко открывает глаза. Поднимается. Тени рассеиваются):
Нет. Её голос – мой настоящий берег.

СВЕТ: Резкий белый свет. Затемнение.

ЧАСТЬ III: "AMOR VINCIT OMNIA: ПУТЬ ДОМОЙ"
Хронометраж: 75 минут

КАРТИНА 1: "РЕШЕНИЕ"
Время: апрель, 08:30
Место: квартира Алёны

[СЦЕНА 1.1: УТРО РАЗЛУКИ]

СЦЕНОГРАФИЯ:

Светлая квартира в стиле сканди-минимализм

На стене - почти законченная картина "Алёна-богиня"

На кухонном столе: ноутбук открыт на письме из Пражского университета

Две сумки у входной двери

СВЕТ: Мягкое утреннее солнце через большие окна

ДЕЙСТВИЕ:
Алёна стоит у окна, держит смартфон. Максим замечает её напряжённую позу.

№13. АРИЯ ВЫБОРА: "Я О ТЕБЕ ГРУЩУ..."
(Музыка: только фортепиано, очень камерно и пронзительно)

АЛЁНА (не глядя на Максима):
Мне предложили работу. В Праге. На три года.
(Громовая тишина. Максим замирает.)
Утро. Улица. Рассвет...
Я проснулась и смотрю в окно...
Как прохожие спешат давно...
Небо светом заполняется...
А в душе тоска не кончается...

[Припев] (Её голос становится шёпотом, полным разрыва):
Дым сигарет в воздухе кружится...
Я о тебе грущу...
В календаре даты сменяются...
Время вдаль несётся, не прощается...
...Знаешь, я хочу, чтобы ты был моим...
Слышать смех наших детей...
Но сначала... тебе нужно найти себя...
Без меня...

[СЦЕНА 1.2: ПРОЩАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР]
Время: тот же день, 20:00
Место: мастерская Максима

СЦЕНОГРАФИЯ:

Картина завершена - Максим одним движением прорисовал знак скифского оленя на груди богини

Сумки Алёны стоят у двери

Бутылка вина не тронута

№14. ДУЭТ ПРОЩАНИЯ: "БЕЗ СЛОВ"
(Музыка: только виолончель и тихий вокал)

АЛЁНА (подходя к нему сзади, кладёт руку на плечо):
Я не потому уезжаю, что разлюбила...
А потому что люблю... слишком сильно...
Чтобы позволить нам уничтожить это чувство...
В ежедневной борьбе твоих демонов...

МАКСИМ (не поворачиваясь, покрывая её руку своей):
Я знаю... И ненавижу себя за это понимание...
Ты даришь мне свободу... а я не могу подарить тебе покой...
Прости... что я не смог стать тем... кем должен был стать...

АЛЁНА (обнимает его сзади, прижимается щекой к спине):
Ты станешь... Я верю...
И когда станешь... я буду ждать...
Всегда...

ВИЗУАЛ: Они стоят так всю ночь. Утро застаёт их в той же позе.

[СЦЕНА 1.3: ЗВОНОК СОФЬИ]
Время: следующее утро, 07:15
Место: квартира Алёны

СЦЕНОГРАФИЯ:

Алёна дозирует вещи в третью сумку

Телефон вибрирует на столе - "СОФЬЯ"

№15. АРИЯ СОФЬИ: "В ПОИСКАХ ЛЕТА"
(Музыка: оптимистичный поп-рок с надеждой)

СОФЬЯ (голос из телефона, тёплый и поддерживающий):
Алёна, остановись! Послушай меня!
Пока грустишь ты у окна,
Тоской проходят твои безрадостные дни!
Развей свою печаль,
Ведь не за горами Май!

[Припев] (Музыка становится вдохновляющей):
Оставь сомнения и тревоги,
Ведь каждый день нас зовёт
В тот яркий, пламенный полёт!
Любовь нам всё простит –
И боль, и горечь всех обид!
Нам, ожидавшим лето,
Пора расправить крылья для полёта!

КАРТИНА 2: "ПОСЛЕДНЕЕ ИСКУШЕНИЕ"
Время: день отъезда, 14:00
Место: мастерская Максима

[СЦЕНА 2.1: ВИЗИТ МАРТЫ]

СЦЕНОГРАФИЯ:

Марта осматривает законченную картину с холодным восхищением

В её руках - контракт на 5 лет

На столе - чек с шестью нулями

№16. ДУЭТ-БИТВА: "ПОСЛЕДНИЙ КОНТРАКТ"
(Музыка: напряжённый джаз с диссонансами)

МАРТА (гладя раму картины):
Блестяще. Абсолютно блестяще.
"Богиня, ушедшая в мир". Какой сюжет!
Она сбежала, мой гений. Видишь?
Твоя "судьба" оказалась прагматичной, увы.
Ты остался один. С ней...(кивает на картину)...и со мной.
Подпиши контракт. Забудь этот бред степной.
Мы сделаем с этой картиной мировое турне.

МАКСИМ (спокойно, с новой, обретённой силой):
Ты ошиблась, Марта. Она не сбежала.
Она подарила мне свободу. И я её не предам.
Эта картина – не товар. Это – дверь.
Дверь в тот мир, где мы настоящие. Где нет ни контрактов, ни твоих сетей.

ДЕЙСТВИЕ:
Максим накрывает картину тканью и выходит из мастерской.

№17. АРИЯ МАРТЫ: "ФОРМУЛА ПУСТОТЫ"
(Музыка: меланхоличный биг-бит, одинокий саксофон)

МАРТА (оставшись одна, впервые показывает уязвимость):
Всегда считала: мир — это сделка.
Любовь, искусство — лишь валюта, не более.
И я была богиней этой биржи...
Я создавала богов из глины... и из плоти...

Я предлагала всё: восторги, власть, признание.
Чтоб заполнить ту тишину, что за спиной...
Ту пустоту, что на дне бокала...
И в зеркале, среди ночных огней...

Но он ушел. За миражом. За тенью.
Он предпочел мой реальный мир — своей мечте.
И эта формула, что правила мной вечно,
Вдруг дала сбой... и обратилась в прах... в пустоту...

СВЕТ: Медленное затемнение на её сломленной фигуре.

КАРТИНА 3: "ВОССОЕДИНЕНИЕ"
Время: 18:45, тот же день
Место: железнодорожный вокзал

[СЦЕНА 3.1: ПОСЛЕДНИЙ ШАНС]

СЦЕНОГРАФИЯ:

Главный зал вокзала, мраморные колонны

Табло с отправлениями: "Прага - 19:00"

Алёна с одним чемоданом под зонтом у входа

Начинается дождь

СВЕТ: Вечерний, через стеклянный купол. Дождь создаёт блики.

ДЕЙСТВИЕ:
Появляется запыхавшийся Максим. Он видит Алёну.

№18. СЦЕНА ВОССОЕДИНЕНИЯ: "СКВОЗЬ БЕЗДНУ ТЫСЯЧ ЛАСК"
(Музыка: пульсирующий ритм, тревожные струнные)

АЛЁНА (сквозь слёзы, отворачиваясь):
Полночь и день... и я в пути...
Судьба ведёт, хочешь — молчи...
Прости... что искала столько лет...
Я свой запутанный путь... к тебе...

МАКСИМ (крепко хватая её за руку):
Коснись души, молчаньем обнажи...
Ту мелодию, что внутри!
Прошу... ты голос мой услышь!
Я здесь, чтоб больше не бродить в тиши!

(Музыка взрывается. Мощный гитарный рифф, оркестр.)

ВМЕСТЕ (катарсический припев):
НОЧЬ И ДЕНЬ! СВЕТ И ТЕНЬ!
ИНЬ И ЯН — ОДНОЙ СУДЬБЫ ДВЕ СТОРОНЫ!
Ещё не поздно сделать шаг!
Чтоб была рука в руке, душа к душе —
Мы стали вновь одной судьбы чертой!
НОЧЬ И ДЕНЬ!

[СЦЕНА 3.2: ПРОЗРЕНИЕ НА ВОКЗАЛЕ]

№19. МОНОЛОГ МАКСИМА: "ПРОЗРЕНИЕ"
(Музыка: тихая, только струнные)

МАКСИМ (держа её руки, глядя прямо в глаза):
Я понял... там, в пустой мастерской...
Что искал не богиню... а тебя...
Не архетип... а живую женщину...
С твоим смехом, с твоими слезами...
С твоим терпением... и твоей усталостью...

Ты не воплощение моей мечты...
Ты - лучше любой мечты...
Потому что ты - реальна...
И я выбираю эту реальность...
Выбираю тебя... со всеми сложностями...

АЛЁНА (сквозь слёзы улыбается):
А я выбираю тебя... со всеми твоими демонами...
И со всей твоей небесной красотой...

ДЕЙСТВИЕ:
Он забирает у неё чемодан. Она не сопротивляется. Они смотрят друг на друга. Дождь прекращается.

СВЕТ: Золотой вечерний свет заливает их.

КАРТИНА 4: "БЛАГОСЛОВЕНИЕ"
Время: 5 лет спустя, август, 16:00
Место: та же степь с курганом

[СЦЕНА 4.1: ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ]

СЦЕНОГРАФИЯ:

Та же степь, но теперь здесь дом-мастерская

Максим, Алёна и их дочка ЛИЗА (5 лет) играют у кургана

Подходит ВЕЛИМИР (70 лет), с палочкой, но глаза ясные

№20. ТРИО-БЛАГОСЛОВЕНИЕ: "ЗАВЕТ"
(Музыка: эпическая, светлая, симфонический оркестр, хор)

ВЕЛИМИР (кладет свою старческую руку на их соединённые ладони):
Я ошибался, дети. Всю жизнь я верил...
Что сила – в камне. В черепке. В немом законе стратиграфии.
А она... она в вас. В этой живой, горячей связи.
Вы не просто двое. Вы – мост. Вы – прорыв.
Вы – голос нашей крови, что зазвучал вновь, не забыт.

Вы соединили время. Разорвали круг одиночества.
Вы – наше продолжение. Наша надежда. Наша ЛЮБОВЬ.

(Из-за кургана появляется ХОР ПРЕДКОВ. К ним присоединяется ХОР ГОРОДА.)

ВСЕ ХОРЫ (торжественно, обращаясь к залу и к героям):
AMOR VINCIT OMNIA!
ЛЮБОВЬ УМЕЕТ ПОБЕЖДАТЬ!
ЛЮБОВЬ УМЕЕТ ЖДАТЬ!
КОГДА ОНА ЛЮБОВЬ…

[СЦЕНА 4.2: ПЕРЕДАЧА ЗНАНИЙ]

ДЕЙСТВИЕ:
Лиза находит на земле тот самый золотой оленёк.

ЛИЗА (поднимает подвеску):
Папа, смотри! Золотой оленёк!

МАКСИМ (берёт подвеску, смотрит на Велимира):
Круг замкнулся...

ВЕЛИМИР (улыбается впервые за спектакль):
Нет... Круг никогда не замыкается...
Он... расширяется...
Как круги на воде...

ВИЗУАЛ: Максим вешает подвеску на шею Лизе. Девочка бежит к Алёне показывать находку.

ЭПИЛОГ: "СВЯЗЬ ЧЕРЕЗ СНЫ И ЯВЬ"
Время: настоящее время, утро
Место: их общий дом-мастерская

[СЦЕНА: УТРО СЕМЬИ]

СЦЕНОГРАФИЯ:

Просторная светлая мастерская с жилой зоной

На стенах: детские рисунки рядом с картинами Максима

На центральном мольберте - семейный портрет

Лиза играет на ковре, Алёна готовит завтрак

СВЕТ: Золотое утреннее солнце

ФИНАЛЬНЫЙ ДУЭТ: "НАСТОЯЩЕЕ СЧАСТЬЕ"

АЛЁНА (подходя к мольберту):
Знаешь... я сегодня поняла...
Настоящее счастье - не в поиске идеала...
А в умении увидеть идеал... в обычном...
В утреннем кофе... в смехе ребёнка...
В твоих руках, пахнущих краской...

МАКСИМ (обнимая её, глядя на картину):
Я столько лет искал связь через сны...
А она оказалась здесь... в реальности...
В каждом твоем вздохе... в каждом нашем дне...
Любовь - это не мистическое откровение...
Это - ежедневный выбор...
Выбор быть вместе... несмотря ни на что...

[СЦЕНА: КОЛЫБЕЛЬНАЯ]

АЛЁНА (качает колыбель с младшим сыном, тихо напевая):
Голос твой - дарит мне нежные звуки...
Он на других совсем не похож…

МАКСИМ (присоединяется, обнимая её сзади):
Чтобы не чувствовать горечь нашей разлуки,
Ты мне тихонько поёшь…

ВМЕСТЕ (глядя на детей):
И отступают от сердца печали,
Тихо спадают оковы терзаний вниз…
Просто милая
Ты стоишь за моими плечами
Нежную песню поёшь…

ВИЗУАЛ: Семья в золотом утреннем свете. Лиза подбегает к ним, на её шее золотой оленёк.

СВЕТ: Медленное затемнение. В последний момент виден только силуэт золотого оленька.

ГОЛОС МАКСИМА (последний шёпот в темноте):
Связь через сны... и через явь... Навсегда...

МУЗЫКА: Последняя чистая нота. Абсолютная тишина.

КОНЕЦ ТРИЛОГИИ

Amor vincit omnia et nos cedamus amori
Любовь побеждает всё, и мы покоряемся любви


Рецензии