Монстр, звезду несущий

Эпиграф
"Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой".
Иоганн Гёте
«Лесной царь» перевод Жуковского

Начало книги Мишеля Турнье "Лесной царь" становится понятным только в тот момент, когда погружаешься в зыбкое тысячелетнее забытье финальных слов романа. С первых страниц, на которых главный герой ведет свой дневник, исповедуясь в собственном мифе и предъявляя постепенно знаки на пути, которые, словно путеводители, направляли его «форию» - несение своей внутренней ноши и ее обожествляющий символизм и смысл, читатель понимает, что перед ним – необычный человек.

Первые страницы пропитаны присутствием единственной женщины в жизни Авеля Тифожа и эротизмом, который впоследствии примет совершенно другие – более экстатические и платонические формы: увлечение фотографией и записью детских голосов на магнитофонную пленку, уходом за голубями и прикармливанием слепого лося, общением с дикими оленями в заповеднике и связью со своим конем – Синей Бородой. И высшим проявлением – наблюдением за мальчиками-подростками в Кальтенбурне – замке, где «закалялась сталь» немецкой национальной гитлеровской доктрины.

Почему этот человек стал тем, кем стал? Первая часть романа повествует о детстве, проведенном в закрытом пансионате Святого Христофора в небольшом французском городке Бове, и личности мальчика Нестора, который оказал на будущего астрофора, несущего звезду, изначальное влияние.

В книге сведены воедино и переплетены разные легенды: христианская о святом Христофоре, притча о Каине и Авеле, а также древнегерманская о Лесном царе. И все повествование от имени автора с вкраплениями «мрачных записок» самого Тифожа – гремучая смесь реальности второй мировой войны (можно обнаружить точное время 1938-1945), жизни и судьбы одного человека, который остро реагирует на происходящее с ним и вокруг него, предчувствие и поиск своего пути.


Цитаты
• «В любом человеческом обществе тот, кто непохож на других, всегда под угрозой».
• «Всякому человеку для того, чтобы освободиться от власти, нужно сначала лишить себя всего, а потом уже властвовать над всем».
• «Нагота, если можно так выразиться, на ней ловко сидела, не хуже, чем дорожный костюм или вечернее платье. Грош цена женщине, если она не знает, как вести себя обнаженной, не понимает, что следует учиться не просто выносить обнаженность, но и носить её»
• «Существует два типа женщин. Женщина безделушка — украшение жизни мужчины, которой любуешься, которую можно погладить, переставлять с места на место. И женщина пейзаж. В ее пространствах можно прогуливаться, осматривать их или даже в них заблудиться. Первая — горизонтальна, вторая — вертикальна, первая — болтушка, капризуля, требовательная, кокетливая. Вторая — молчунья, упрямица, собственница, мечтательница, злопамятная»
• «Если обратиться к этимологии, нас ожидает потрясающее открытие: слово "монстр" происходит от глагола "демонстрировать". То есть, это диковинка, которую выставляют на всеобщее обозрение, к примеру, на ярмарке»
• «Несомненно, что фотографии отражают материальную жизнь, но это одновременно и фантазмы, то есть они естественно вплетаются в мир моих грез. Фотография обращает материальное в духовное, возводя таким образом на более высокий уровень существования. Она мифологизирует объект»
• «Природа — неиссякаемый источник жизни, но она же — гигантское кладбище, конец всех надежд.»
• «Жизнь и смерть — это одно и то же. Кто боится смерти или ненавидит ее, боится или ненавидит жизнь.»


Рецензии