Отверженных любит он. Самых последних

Отверженных любит он. Самых последних.
Холсты выставляет он, правда, деньги
за годы не выручил этот посредник,
простой собиратель папаша Танги.

Известно: нет дна у финансовой ямы.
Сезанновских яблок краснеет развал…
Папашу на фоне горы Фудзиямы
и прочих эстампов Ван Гог написал.

16. 04. 2013


Рецензии
Проникновенный поэтический портрет Жюля Танги, «папаши Танги», простого лавочника, ставшего покровителем великих художников. Оно продолжает тему, начатую в предыдущем стихотворении, и раскрывает фигуру Танги как человека, который не искал выгоды, но был движим любовью к искусству и состраданием к отверженным.

Образ папаши Танги
«Отверженных любит он» — Танги представлен как человек с большим сердцем, принимающий тех, кого отвергло общество: бедных, непризнанных художников.

«Холсты выставляет он, правда, деньги / за годы не выручил» — подчёркивается его бескорыстие. Он не бизнесмен, а собиратель, посредник между искусством и миром.

«Нет дна у финансовой ямы» — метафора, говорящая о его бедности, но также о бездонности его щедрости.

«Сезанновских яблок краснеет развал» — образ лавки, где среди беспорядка сияют шедевры, как яблоки Сезанна.

«Папашу на фоне горы Фудзиямы» — отсылка к знаменитому портрету Ван Гога, где Танги изображён на фоне японских эстампов, символизирующих его любовь к восточному искусству и открытость новому.

Ван Гог и Танги
Ван Гог писал Танги трижды, но именно портрет 1887 года стал знаковым. На нём Танги сидит спокойно, на фоне японских гравюр — это не просто изображение, а символ духовной связи между художником и его покровителем.

Михаил Палецкий   20.10.2025 02:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.