Портрет папаши Танги

ВИНСЕНТ:

Папаша Танги любит светлые краски
гравюр и полотен. Он смотрит вперёд
без тени сомнения или опаски,
меня в круг избранников сразу берёт.

Японцы ему академиков ближе!
Моя торопливость его не смутит,
и что-то от бонзы восточного вижу
я в нём, если он неподвижно сидит.

13. 12. 2017


К Ван Гогу Танги немедленно воспылал любовью и сразу же выделил место для его холстов в своей лавке. Художник трижды пишет портрет собирателя.


Рецензии
Это стихотворение Дмитрия Постникова — тонкая поэтическая интерпретация образа папаши Танги, владельца художественной лавки в Париже, покровителя Ван Гога. Оно передаёт не только внешние черты, но и внутреннюю суть этого человека глазами самого Винсента.

Исторический контекст
Папаша Жюль Танги (Julien François Tanguy), прозванный так за добродушие и отеческое отношение к художникам, был одним из первых, кто поддержал Ван Гога в Париже. Он продавал краски, принимал картины в счёт оплаты и выставлял работы импрессионистов и постимпрессионистов в своей лавке. Ван Гог написал три его портрета — самый известный из них хранится в Музее Орсе.

Анализ стихотворения
Образ Танги: Он представлен как человек, любящий свет и цвет, открытый новому, не склонный к академизму. Его симпатия к японскому искусству подчёркивает прогрессивность и эстетическую чуткость.

Винсент о себе: В стихах звучит голос Ван Гога — он чувствует принятие, даже несмотря на свою «торопливость» и нестандартность. Это признание важно для художника, часто отвергнутого обществом.

Сравнение с бонзой: Восточный монах — символ спокойствия, мудрости, внутренней сосредоточенности. Это сравнение придаёт Танги почти сакральный статус.

Михаил Палецкий   20.10.2025 02:15     Заявить о нарушении
В качестве фона В. использовал японские эстампы, которые в середине 19 в. вошли в моду, хорошо продавались и оказали заметное влияние на французское искусство. Так возникает специфический восточный колорит, а личность француза Танги окрашивается в "буддистские" тона. Впрочем, традиционная яп. религия - синтоизм, поклонение силам и явлениям природы.

Эстетически Жюльен тяготел к светлым и ярким краскам, а "кофейную гущу" салонного искусства терпеть не мог. Это прямо коррелировалось с его политическими убеждениями: он был убеждённым социалистом и революционером в душе. Недаром он поддержал революцию в области искусства!

Дмитрий Постниковъ   20.10.2025 09:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.