Жюри Чемпионата - осень 2025. Юрий Семецкий

Дорогие друзья, резиденты и гости «Сетевого Клуба Поэтов»!

С вами редактор Клуба и ведущая Чемпионата Елена Чалиева.

Продолжаю рассказывать вам о членах жюри Чемпионата «Стихирские звёзды – осень 2025». В этом конкурсе, как и в прошлом, мои эссе будут строиться в основном на интервью с каждым членом жюри. Публиковать эссе я буду в порядке поступления ответов.

А вот к стихам, которые я буду представлять в своих эссе, в этот раз особый подход: у каждого члена жюри я постараюсь выбрать такие три стихотворения, которые, на мой взгляд, отвечают трём темам нашего Чемпионата. Напомню их: "В моём городе", "Монологи", "Былое и думы". Таким образом, участники получат возможность посмотреть, что могли бы представить на этот конкурс уважаемые члены жюри, если бы участвовали в нём в качестве конкурсантов. Мне кажется, что это интересно.

Шестым по времени представления свои ответы на вопросы интервью мне прислал член жюри Юрий Семецкий, и это эссе посвящено ему. Начну с кратких сведений о поэте.

Вот что Юрий сам рассказал о себе на одном из литературных сайтов:

"Первая публикация состоялась в многотиражке «Бауманец» в середине 80-х годов прошлого века. Это были переводы стихов Рильке и Карла Маркса. Публиковался в журналах «Реальность фантастики» (г. Киев), «Окна» (г. Ганновер), в сборниках издательств «Снежный Ком» (г. Рига») и «Реноме» (г. Спб). Лауреат международного конкурса эпиграмм «Звёздный путь» (г. Харьков), лауреат сетевых конкурсов БЛК, ЛФР и прочих. Активно публикуюсь на сайте Стихи.ру".

С 2013 по 2017 год Юрий состоял в художественном совете сетевой передачи «Вечерние стихи», а начиная с 2017 –  в художественном совете сетевой передачи «Турнир поэтов». Проводит на своей странице сайта «Стихи.ру» популярный конкурс «Праймериз». Считает себя поэтом –депривистом. Живёт в Москве.

А вот и обещанное вам интервью с Юрием.

1. В каком возрасте Вы начали писать стихи? Помните ли Вы, при каких обстоятельствах Вы написали своё первое стихотворение? Что послужило побудительным мотивом?

Первое стихотворение я написал в шестилетнем возрасте под влиянием книги о жизни Михаила Юрьевича Лермонтова. Я тогда подумал: Лермонтов в 5 лет начал сочинять стихи, я целый год уже упустил, надо навёрстывать. А значительно позже, когда уже учился в 10 классе, завёл тетрадку, куда записывал все сочинённые стихи. Таких тетрадок к 2008 году накопилась целая стопка, но увы, при переезде на новое место жительства всё пропало. Из того периода осталось лишь то, что я опубликовал в ЖЖ (вёл с 2004 года). А новый период стихописательства начался в мае 2007, когда я открыл страницу на Стихире.


2. Расскажите о Вашей поэтической кухне: с чего начинается создание стихотворения, и что служит стимулом для начала работы, как Вы работаете над стихотворением, и как Вы понимаете, что работа закончена и стихотворение состоялось?

В настоящее время я пишу только для конкурсов, когда тема конкурса меня заинтересует. Если стихотворение сразу не кажется мне безнадёжным, то после конкурса я к нему возвращаюсь и дорабатываю. Причём иногда учитываю замечания, сделанные во время конкурса. Увы, далеко не всегда комментаторы говорят по делу. Чаще всего критика сводится к заявлению типа мне это не нравится и\или я этого не понимаю, поэтому это плохо. Такая критика не стимулирует желание продолжить работу. А к высказываниям по тексту я прислушиваюсь, хотя не всегда соглашаюсь.


3. Есть ли темы, которые Вы в стихах терпеть не можете, даже если они гениально оформлены? Насколько для Вас важна техническая безупречность стиха, если за ней стоит глубокая идея?

Терпеть не могу – это слишком сильное утверждение, которое я не испытываю по отношению к темам. Но я не люблю, например, пейзажную лирику. В пейзажной лирике даже Есенин уже был вторичен, так что от нынешних авторов и вовсе ничего хорошего ждать не приходится. Но иногда (очень редко) и в пейзажной лирике попадаются стихи, которые способны удивить, а значит, понравиться.
Техническая безупречность – это миф, её не существует. Если стихотворение не нравится, то всегда найдётся к чему прицепиться.
Глубокая идея – это не самоцель. Лично для меня эмоциональность, способность текста взволновать читателя куда важнее. А глубокая идея – это палка о двух концах, впечатление зависит от читателя. Если читает единомышленник, то оценка будет высокой. Если читает противник, то его оценка будет уничтожающей.


4. Как Вы относитесь к «формату А4», пренебрежению заглавными, знаками препинания, произвольному разбиению на «строки», отказу от традиции написания строки с заглавной буквы и прочим чисто типографским ухищрениям?

Всё зависит от понимания автора, зачем ему это понадобилось. Всё должно быть уместно. Автор должен понимать, что формат А4 – это формат прозы, и если он маскирует поэзию под прозу, то должен пользоваться определёнными правилами, например, не писать в формате А4 суггестивную лирику, а использовать его для нарративной поэзии. И есть ещё один важный момент – в местах, где нужна ритмическая пауза, эту паузу надо обеспечить знаком препинания даже если этот знак препинания здесь не нужен. Например, поставить слеш или тире, или начать с новой строки.
К пренебрежению прописными буквами отношусь спокойно до тех пор, пока от размера буквы не зависит смысл слова. Например, Земля – планета, земля – почва.
Отсутствие знаков препинания считаю уместным в суггестивной лирике и терпеть не могу в драматической или эпической поэзии.


5. Какое стихотворение на сегодняшний день Вы считаете лучшим у себя, Вашей визитной карточкой?

Судя по реакции читателей и результатам на конкурсах, это «Дорога к дому».


В заключение предлагаю вашему вниманию три стихотворения Юрия, в том числе стихотворение, которое поэт считает своей визитной карточкой (оно отлично подходит к теме «Монологи», кмк).


В метро

Бывает, что войдёшь в метро поэтом
(казалось бы - твори, раз обречён),
потрёшься, толчеёю разогретый,
о чьё-нибудь недоброе плечо,
почувствуешь дыханье нетверёзых,
услышишь кашель («дай-то Бог — бронхит»),
и хочется сказать конкретно прозой,
и нет желанья сочинять стихи.


Дорога к дому

Дорога к дому. Чёрная река.
Она мелка, но смыслом глубока.
Покрыты берега цветущим тёрном.
Мосток небрежно сделан, впопыхах.
Споткнёшься — ах! Весь мокрый в лопухах
потом лежишь и думаешь о Чёрной.

А сколько этих Чёрных на Руси?
«Иже еси!» Хоть Господа спроси.
Играют караси, поют лягушки.
Речушка — тьфу, но в ней не видно дна.
Вода темна.
Тропа едва видна,
по ней спешу к бабуле на ватрушки.

За лесом поле, дальше косогор.
Былой задор — с мальчишками на спор
с него катились к речке, кто быстрее.
Друзья смеялись громко. Громче всех
девчонки смех. Одной девчонки смех.
Но что теперь об этом — все взрослеем.

Деревня. Пруд заросший. Помню в нём
Купались днём и ночью.
За плетнём
соседский дом и одичавший улей.
Но я спешу, я этой встречи жду.
Ворота. Дуб. В ухоженном саду
у грядок скособочилась…
- Ба-бу-ля!!!


В начале, или Ветхая Космогония

Порывами реликтового света
Укутана, светла и горяча -
Земля горела лампой Ильича,
Но не была любовью обогрета,
Не где-то здесь, не там, не просто где-то
В начале всех начал.

Тогда ещё не началось Вселенье.
Вселенная невинность берегла,
И не было ни алчности, ни зла,
Ни лени, ни томления, ни тленья.
Елена не явилась на глумленье
И даже не жила.

Ещё не обрели значенья числа;
И календарь — не жив, не отменён —
Не изменял движение времён,
И девушка, наполненная смыслом,
С пустыми вёдрами на коромысле
Не шла на водоём.

Здесь никогда не жили по приказу,
Здесь свет и тьма, здесь таинство пустот,
Здесь сингулярность начала исход,
И до, и от — не поддаётся глазу.
Здесь даже Бога не было ни разу.
Но он ещё придёт.


Ещё почитать стихи Юрия Семецкого можно на его странице: http://stihi.ru/avtor/semecky.


Рецензии
Я не сильно совпадаю с Юрием в оценке стихов, вкусы разнятся, но вот в чём совпадаю точно, так это с честным подходом к этой оценке. Не оглядываясь на лица и регалии (ну если только совсем чуть-чуть). За что и уважаю Юрия искренне. И не только за это. Юрий давно уже зарекомендовал себя в поэтической среде, как мастер, альтруист и трудоголик на этом тяжёлом, серьёзном (хотя многие "любители" поэзию вряд ли считают серьёзным делом) поприще. Другие такие подобные Юрии мне не известны.) Помощь талантам - дорогого стоит! Бездари, как известно, пробьются сами.
Его "Праймериз" уже давно обогнал по популярности "Турнир поэтов". Хотя "Праймериз" должен был быть изначально лишь первой ступенью к "Турниру поэтов". В этом целиком и полностью заслуга лично Юрия - его самоотдача, его ответственность к тому, за что взялся.
В общем, о Юрии можно говорить много, а я много говорить не люблю, поэтому закончу ещё одним заслуженным комплиментом: стихи у самого Юрия хорошие, высокого уровня, не зря я уже упомянул слово "мастер" по отношению к Юрию Михайловичу.

Алексей Ленивец   19.10.2025 06:28     Заявить о нарушении