Из Недавнего 4. Майского...
О «крамольности» Русской Правды я уже оговорился. В предыдущем.
Кстати, сам этот эпитет («крамольное») – аккурат в цель. Как «преступное-противозаконное».
Да и раньше я на эту тему не раз зачинал. Не растворяясь в «правде вообще» (как форме Лжи, отличной от Вранья).
А по названию... Так упёртость в этой Правде не иначе, как к Краху, и приведёт. Если уже не...
Сюда я и «Историю России», от Ахиезера подтяну. В качестве авторитетного доводчика. Притом, что мог бы обойтись и без него (при всём интересе и уважении).
А и идти по «накатанному» (в притяг из своего в «букву») здесь будет не совсем ловко. Уж больно часто просто «правда» должна была у нас мелькать.
Впрочем, козырнуть в балабановское (с «Братом»), конечно, тянет. К Октябриновичу (А. О. Б.) я заходил не раз. Критически, но – с уважением. И о его критическом к собственному «братству» мы тоже наслышаны.
Однако, вроде, как и наживка с этими «Братами» случилась. Зашло. В русскую удаль-дурь. В бандитское якобы благородство. В нахлобуч хохлам (перестрелянным в американском ресторане Витьком-Сухороковым).
Не в силе Бог, а (но) в Правде.
Невское, так сказать.
Оно и у Невского (Александра) – не без «хромоты» было. А уж сегодня...
Уже сама фамилия того героя (Багров) отдавала Зловещестью. Не поняли. Подсевшие-подхватившие. На знамя своё напялившие.
Я-то, у себя – при пользовании (частом) этого слова-имени («багровое»), всегда в Зловещее утыкался. Небось, не без выщера Багрового Жругра от Даниила Андреева. Даже выбирать особенно не пришлось бы.
А хоть бы в первое попавшееся:
Мысли…
Мысли распятые.
Полог неба багров.
С грязно-бурыми пятнами.
Аккурат на Покров.
Иглы-игвы алголами.
В биллион гигабайт.
Души мечутся голые.
Отгулял – погибай!
Рим прессует провинцию.
И тоска, как скоба.
Верных нравов полиция.
Сам-«добряк» Эскобар.
Но закончены шабаши
и напор деловой.
Бьют куранты на ратуше.
Скалит зубы конвой.
Что под белые рученьки
в дивный град уведёт.
Там, где Первенец-Мученик
нас, отмысливших, ждёт.
(«Паскалия», 15.10.2017)
И – почти тут же (по тому году)
Когда болит
не-вы-но-си-мо,
и свет – неистово багров,
когда позорною Цусимой
грядёт отчаянный разгром,
«поставь» на Моцарта,
на Баха…
Всю боль – на музыку поставь!
И на пороге тьмы и праха
ты облачишься…
Нет!
Не в сталь.
А тоже – в свет.
Но
– лучезарный.
Без этих сумеречных мук.
И рухнут «римские казармы».
И –
только поле,
только луг.
И мама. Снова молодая.
И небо – синее, как лён.
И боль не рвёт,
не ест,
не давит.
И шар земной не раскалён…
(К разгрому...23.12.2017)
Притом, что хватало и позловещее (с «багровостью»). Кстати, не исключаю, что Алексей Октябринович (Балабанов) своего Данилу (Багрова) тоже через андреевского Жругра кувыркал.
С собственно Правдой – уже куда заковыристее-потаённее.
Зазор от ложности до лживости.
От заблужденья – до вранья.
Враньё не чуждо милой живости.
В разборках – свара воронья.
Подмётных правд хитросплетение.
Лукавство искренних потуг.
Пресветлых ангелов падение,
картечью сбитых на лету.
(Упражнение. Слегка оксюморонное, 12.02.2020
К чему сложилось именно такое?! Ить «подмётные» правды – не слаще «крамольных».
А сложилось оно (коротенькое) ещё до нашей «мятежности», в только зачинающуюся «ковидность». Якобы – просто в «упражнение» (с оксюморонами).
Там (округ этого) и обрамление (до и после) – нерядовое.
Над ним (предваряя) – два весьма устрашающих:
Себя горбатого из сущности изъяв,
оставив кляксы скороспелым Дантам,
не микрокосм, но пустотелый атом –
очнёшься на планете обезьян.
Там будет глухо тикать метроном,
в эпоху тьмы вколачивая вехи.
И эхо горное в порыве нутряном
всплакнёт стихи о бывшем человеке.
(10.02.2020)
И
Изрекаются, в гневе, слова.
Извергается, в ярости, лава.
На плече у Минервы сова.
На челе лучезарная слава.
Колыханье хтонических бездн.
Огнедышащий рокот Вулкана.
Из глубин колченогий Гефест
Сотрясает кумир балагана.
(Постскриптум, 11.02.2020)
И устрашают они, скорее, глобально (всемирно), чем «местечково».
А и «под» (за тем, что с «подмётными правдами») – в ту же «музыку»:
Зачем нам Тайны!?
Убоимся их!
Священное рождается из Страха.
Запутавшись в сомнениях своих,
на раны сыпем опиум
и сахар.
Фантомы рун в символике ЭсЭс.
Отравленные кольца нибелунга.
С богами соблюдая политес,
устраиваем царство на обломках…
В руинах Тайн!
(В руинах Тайн, 13-14.02.2020)
Чудо чуждо рассудку. К чуду лепится чуть.
Рокот миров – не в шутку. Шорох пределов – в жуть!
Чудищ рогатых крылья. Трепет небесных сфер.
Строятся эскадрильи. Ветер уснул в листве.
В сердце безмерно чутком, в царствах кромешных сил
жемчуги-промежутки кто-то копьём пронзил.
(К чуду, 18.02.2020)
Начало 2020-го...
Ладно. Вирши эти набегали под завязку многостраничного (под 50) опуса «Тайна», выраставшего на плечах ещё более объёмного (январского) «К Двойнику».
Однако, в контексте уже того, что развожу «здесь и сейчас», кое-что в этих виршиках начинает трепетать и рокотать ещё более рогато.
А Правда...
Ежели именно «Русская» (РП), то – как-то сборник правовых норм Киевской Руси (начала XI века), обнаруженный (в т. н. краткой редакции) Василием Татищевым в 1737-м. И если в Европе в то время (Средневековье) начинают складываться-оформляться правовые отношения на основе договорённостей-взаимностей, то в русском «кодексе» ничего подобного не наблюдается.
Русское право и в дальнейшем предпочитало оставаться по преимуществу Правом Власти, где сама Власть (Верховная) считала себя отвечающей (обязанной) только перед Богом (или – что Там ещё).
Отсюда – и Правда.
Правда – как-то Слово. Завет-Наказ.
И преемником-проводником его (Завета) считался Правитель. Земной Наместник Бога. Его Помазанник.
Прочие (холопы) – никакими правами в отношении к Правителю не располагали. Правда («правда» здесь – в значении «оговорки»), по тем (ещё «варяжским») временам, собственно дружина княжеская холопской не была. И дружинник имел право-возможность переходить под крыло другого хозяина. Но – и только.
Как-то – так. Как-то – отсюда. От родового-природного – через Божественное (через Крещение Руси). Без каких-то там – формальностей-условностей-договорённостей.
Через всю последующую Историю (Московию и Империю).
Правда (Русская) – Голос Власти. «Глас Народа – Глас Божий» – лишь «бесплатное приложение» к этому Рупору, ибо Народ (так и не ставший Нацией) предпочитает молчать.
А само слово («пра-вда») – ведическое. От Вед (священного писания, ставшего источником санскрита). Как Пракрити (пра-материя, типа вакуума) есть субстанция, из которой рождается всякое вещество, так и...
Ну, а как с этим выкрутилось после захвата власти большевиками, кто сел (Державно) на Престол и что подсунули замест Веры Православной – в принципе известно. Когда же Вождь-Отец помер, сразу возникли проблемы с продолжением. «Соборы-советы», «Политбюро» и розные «партийные комитеты» (центральный и местечковые), Генеральный Секретарь (таки не единоличный самодержец). Ну и прочая механика. По сути всё это было уже нелегитимным. Как, впрочем, и подохший в марте 1953-го Узурпатор.
Но... 70 лет трепыхалось, пыжилось, побеждало, покоряло, скрипело («скрепами», что ли?!)...
Рухнуло, наконец. Сокрушительно.
А вот, поди! Снова ить зашевелилось. И – как!
В подмётную да крамольную (надзаконную) Правду. Крамольную да кромешную.
Ну, «кромешность» – это уже к Ивану Васильевичу. Грозному. Извратившему (в угоду себе) и так хромающее по Руси Православие.
А ту, от XI века, мабыть, лучше кликать Правдой (коль уж так хочется) Ярослава Мудрого (в его Суд-Свод да Власть). А то притянули: «Русская» (на место буквального р;сьска(іа)).
«Русская правда» была и у Пестеля. Прогрессивная (по тем временам). Но местами (уже по нашим) – больно страшненькая. Особенно по части решения «национального вопроса». Но до этого я в своём «параллельном чтении» ещё не добрался. Чтобы «сверить» (если о ней там что-то конкретное есть).
А и не слишком ли я «спелся» с Ахиезером?!
Пожалуй, определения в читаемой мною «Истории России» будут покрепче (пообстоятельнее) моих прыгающих (округ да около) вольностей.
Но.
Во-первых, я мог бы и согласовать (одно с другим).
Во-вторых, всё это (в главном) я уразумел и без Александра Самойловича. При своих акцентах (отнюдь не академических). А за возможность кое-что уточнить-утрясти – Ахиезеру (и компании), конечно, спасибо. Пусть я такой возможностью пока особенно и не пользовался.
А в стишок...
В стишок (к этому) – с целый мешок. По моим Свиткам.
Выхвачу (наугад) лишь одно. А и оно – в адрес не такого уж и великого. Правителя-деятеля. Никак не имперских масштабов, но – по-своему, удачливого и отменно мерзкого.
«Блаженный Алексашка»
Мне каплет маленький апрель
Свечным барашком в прудик банки,
А я давно татар отпел,
И Русью завладел, как бабой.
А я, вот взял, да согрешил,
Малиновые бью поклоны,
О, камыши святой души,
Как вы озёрны и покорны.
Мне в вас светло и безрассудно,
Сейчас я Бога разъегорю.
Ступайте, патриарх разутый,
Вот в эту золотую прорубь.
Ха-ха, глупим, церква-игрунья,
С опричником сведу за лесом.
О, попадья, где ваши груди,
Кто их отрезал?
Лица беды не отрицать,
Не схоронит ни смех, ни удаль.
Я Чингисхан, я грозный царь,
Я царь Иуда.
(Л. Губанов. Иван Грозный)
-------------------------------------------------
Немножко я авторитарен.
Суды завязаны на мне.
А Орда вовсе не татарин.
И чем Макей не оппонент?!
Махну флажком – рулят на Запад.
Даю отмашку – на Восток.
Я различаю каждый запах.
И позволяю баловство.
Авторитарен, но немного.
Зато я правды оберег.
Нет Власти нежели от Бога.
Она ж тяжелее вериг.
(31.08.2020)
Ей-ей! Случайно выдернул (подвернувшееся). Корявенькое (вместо «баловство», мабыть лучшее, к державному «позволению» – «всякий вздох). А там – и Правда затесалась. Та – что в дорогу не к Храму, а к Краю. То бишь – к Краху. В конечном итоге.
Как бы «Держало» не напрягалось, сам «Гарант-оберег», так или иначе, сдохнет. Ну, и...
Разборки (в «поднебесной»). Смута...
Дайте мне время – я докажу вам, кто из нас прав, я когда-нибудь так крутану ваш скрипучий ленивый эллипсоид, что реки ваши потекут вспять, вы забудете ваши фальшивые книжки и газетенки, вас будет тошнить от собственных голосов, фамилий и званий, вы разучитесь читать и писать вам захочется лепетать, подобно августовской осинке. Гневный сквозняк сдует названия ваших улиц и закоулков и надоевшие вывески, вам захочется правды. Завшивевшее тараканье племя! Безмозглое панургово стадо, обделанное мухами и клопами! Великой правды захочется вам. И тогда приду я. Я приду и приведу с собой убиенных и униженных вами и скажу: вот вам ваша правда и возмездие вам. И от ужаса и печали в лед обратится ваш рабский гной, текущий у вас в жилах вместо крови. Бойтесь Насылающего Ветер, господа городов и дач, страшитесь бризов и сквозняков, они порождают ураганы и смерчи. Это говорю вам я, географ пятой пригородной зоны, человек, вращающий пустотелый картонный шар. И говоря это, я беру в свидетели вечность – не так ли, мои юные помощники, мои милые современники и коллеги, – не так ли?
(Саша Соколов, Школа для дураков)
21.05.2025
Свидетельство о публикации №125101807798